ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5478/2021 от 02.11.2021 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 02 ноября 2021 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Ефанова В.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело №2-5478/2021 по исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по Краснодарскому краю об обжаловании отказа в приеме на работу,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась с иском в суд к ответчику, в котором просит суд признать незаконным отказ в назначении на должность следователя следственного управления Управления внутренних дел по городу Сочи Главного Управления МВД Российской Федерации по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Главное Управление МВД Российской Федерации по Краснодарскому краю назначить на должность следователя следственного управления Управления внутренних дел по городу Сочи ФИО1 и включить в общий трудовой и специальный стаж ФИО1 период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в органах внутренних дел У. со всеми специальными званиями, поощрениями и награждениями.

В обосновании заявления истец указывает, что в связи со сложившейся ситуацией на востоке У., истец переехал на постоянное место жительства в г. Сочи Краснодарского края Российской Федерации.

В декабре 2017 года истец принял гражданство Российской Федерации на основании пункта «б» части 2 статьи 14 62-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве Российской Федерации».

После прохождения всех необходимых процедур по получению документов необходимых как гражданину Российской Федерации, подтверждения соответствия образования, полученного на территории Р. У., получения иных необходимых документов, истцом было принято решение о восстановлении на службе в органах внутренних дел.

Согласно имеющихся у истца документов, он прослужил в органах внутренних дел МВД У. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слушатель Луганского института внутренних дел МВД У.;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следователь следственного отдела Первомайского городского отдела УМВД У. в <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старший следователь следственного отдела Первомайского городского отдела ГУМВД У. в <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника следственного отдела Первомайского городского отдела ГУМВД У. в <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальник следственного отделения <адрес> отдела ГУМВД У. в <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель начальника районного отдела - начальник следственного отделения <адрес> отдела ГУМВД У. в <адрес>.

В период прохождения службы в органах внутренних дел У., а именно согласно приказа л/с ДСП ГУМВД У. в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было присвоено очередное специальное звание «подполковник милиции».

Приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу на основании поданного рапорта, в соответствии с п. 64 «и» (по семейным обстоятельствам), истец уволен в запас с ДД.ММ.ГГГГ в звании подполковника милиции. Календарная выслуга лет составляет: - календарная - 17 лет 09 м. 09 дн. (в которую включен срок обучения в ВУЗе).

Гражданство У. было прекращено согласно Указа П. У. от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец принят на службу в СУ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю стажером по должности следователя отделения процессуального контроля (Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ, на основании поданного заявления, в соответствии с п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника), истец был уволен.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о назначении на должность следователя СУ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому.

Согласно полученного ответа, в назначении на должность следователя СУ УВД по г. Сочи истцу было отказано в связи с тем, что на момент обращения его возраст превышает 40 лет и имеющийся у него стаж службы в органах внутренних дел У., применить для трудоустройства в органы внутренних дел Российской Федерации часть 4 статьи 17 Закона Российской федерации от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не представляется возможным в виду отсутствия у истца стажа службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в органах исполнительной власти Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий (служба в органах внутренних дел Украины не приравнена к службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Частью 3 статьи 17 Закона установлен предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел, который предусматривает, что на должность среднего, старшего и высшего начальствующего состава могут замещать граждане Российской федерации не старше 40 лет.

Часть 4 статьи 17 Закона Российской федерации от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что возрастные ограничения для поступления на службу в органы внутренних дел граждан, ранее проходивших службу в органах внутренних дел или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в органах внутренних дел, установленными статьёй 88 Закона, согласно которой следует, что для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальное звание среднего начальствующего состава, майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции, подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составляет 55 лет.

ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на службу в СУ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю стажером по должности следователя отделения процессуального контроля (Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ). На момент назначения истцу исполнился 41 год. Также было разъяснено, что первое специальное звание у истца будет младший лейтенант юстиции, так как его выслуга в У. не засчитывается. Когда оканчивалась стажировка, истец был поставлен в известность, что был принят стажером по должности следователя ошибочно, так как предельный возраст принятия на службу 40 лет, а на тот момент мне был уже 41 год, и истец был поставлен перед выбором: увольнение по собственному желанию или по профессиональной непригодности, как не прошедший стажировку. Истец уволился по собственному желанию.

Считаю, что отказ в назначении на должность следователя СУ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому от 06.04.2021 является противоречащим нормам закона Российской Федерации.

Так, согласно части 2 пункта «б» Постановления правительства Российской Федерации от 27.12.2011 № 1158 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции" (вместе с "Правилами исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции") в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды -

б) службы в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения и государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СIП&apos;, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения);

в) испытательного срока в качестве стажера по соответствующей должности в органах внутренних дел Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Так, в соответствии с п. 1 статьи 46 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в органах внутренних дел первое специальное звание присваивается в соответствии со статьями 41 и 43 настоящего Федерального закона в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом присвоенного воинского звания, классного чина или дипломатического ранга и продолжительности пребывания в воинском звании, классном чине или дипломатическом ранге.

В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями): «Установить, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются:

- военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;

- военная служба в вооруженных силах ( армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийноспасательных формированиях), учреждениях и органах уголовноисполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры ( соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).

В соответствии с Соглашением от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств»: «Государства - участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем Сторонами, основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей, согласились о нижеследующем:

Статья 1: Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего СоюзаССР.

Обязательное государственное страхование сотрудников органов внутренних дел производится в соответствии с законодательством Стороны по месту их службы.

Статья 2: В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска, дал пояснения идентичные правовой позиции, изложенной в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте, которого был извещен надлежаще, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать, так же просил суд применить срок исковой давности.

Выслушав истца, изучив материалы дела, представленные письменные доказательства в их совокупности суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела истец переехал из р. У. на постоянное место жительства в г. Сочи Краснодарского края Российской Федерации.

В декабре 2017 года истец принял гражданство Российской Федерации на основании пункта «б» части 2 статьи 14 62-ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации».

После прохождения всех необходимых процедур по получению документов необходимых как гражданину Российской Федерации, подтверждения соответствия образования, полученного на территории Р. Украины, получения иных необходимых документов, истцом было принято решение о восстановлении на службе в органах внутренних дел.

Согласно имеющихся у истца документов, он прослужил в органах внутренних дел МВД У. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слушатель Луганского института внутренних дел МВД У.;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следователь следственного отдела Первомайского городского отдела УМВД У. в <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старший следователь следственного отдела Первомайского городского отдела ГУМВД У. в <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника следственного отдела Первомайского городского отдела ГУМВД У. в <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальник следственного отделения <адрес> отдела ГУМВД У. в <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель начальника районного отдела - начальник следственного отделения <адрес> отдела ГУМВД У. в <адрес>.

В период прохождения службы в органах внутренних дел У., а именно согласно приказа л/с ДСП ГУМВД У. в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было присвоено очередное специальное звание «подполковник милиции».

Приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу на основании поданного рапорта, в соответствии с п. 64 «и» (по семейным обстоятельствам), истец уволен в запас с ДД.ММ.ГГГГ в звании подполковника милиции. Календарная выслуга лет составляет: - календарная - 17 лет 09 м. 09 дн. (в которую включен срок обучения в ВУЗе).

Гражданство У. было прекращено согласно Указа П. У. от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец принят на службу в СУ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю стажером по должности следователя отделения процессуального контроля (Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ, на основании поданного заявления, в соответствии с п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника), истец был уволен.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о назначении на должность следователя СУ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому.

Согласно полученного ответа, в назначении на должность следователя СУ УВД по г. Сочи истцу было отказано в связи с тем, что на момент обращения его возраст превышает 40 лет и имеющийся у него стаж службы в органах внутренних дел Украины, применить для трудоустройства в органы внутренних дел Российской Федерации часть 4 статьи 17 Закона Российской федерации от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не представляется возможным в виду отсутствия у истца стажа службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в органах исполнительной власти Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий (служба в органах внутренних дел Украины не приравнена к службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

По результатам рассмотрения указанного заявления в адрес ФИО2 направлен ответ от 06.04.2021 №3/216101345586 о том, что на момент обращения его возраст превышает 40 лет и отсутствуют основания для применения ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 3342-ФЗ, в связи с чем претендовать на замещение должности следователя следственного управления УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю не представляется возможным.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел для замещения должностей ролевого состава и младшего начальствующего состава - 35 лет, должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - 40 лет.

Часть 4 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ устанавливает, что возрастные ограничения для поступления на службу в органы внутренних дел граждан, ранее проходивших службу в органах внутренних дел или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в органах внутренних дел, установленными ст. 88 указанного Федерального закона.

В п. 4 ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ указано, что предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание среднего начальствующего состава, майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции, подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции, - 55 лет.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, представлявшей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел РФ, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и(или) нормативными правовыми актами П. РФ.

Вместе с тем, истец службу в органах внутренних дел РФ или федеральных органах исполнительной власти РФ на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий не проходил.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление Совета Министров-правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел – участников Содружества независимых государств от ДД.ММ.ГГГГ, регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, но не как вопросы по приему на службу в органы внутренних дел, поэтому данные доводы истца не могут являться основанием для удовлетворения иска.

Следовательно у ответчика отсутствовали правовые основания зачета периода службы ФИО1 в органах внутренних дел У. как период прохождения им службы в органах внутренних дел Российской Федерации, так как между Российской Федерацией и У., которым регулировались бы правоотношения в сфере прохождения службы в органах внутренних дел и приравнивались бы специальные звания не заключался, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено включение в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации периодов прохождения службы в органах внутренних дел У.. Указанный период прохождения службы в органах внутренних дел У. может лишь быть включен в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России. Законодательство Российской Федерации не содержит указания на то, что в случае поступления гражданина, имеющего специальное звание У., на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ему должно присваиваться специальное звание, соответствующее имеющемуся у гражданина специальному званию У..

Таким образом, положения ч. 4 ст. 17, п. 4 ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ не применимы по отношению к истцу, соответственно, период прохождения им службы в органах внутренних дел Украины не может быть отнесен к периоду прохождения службы в органах внутренних дел в целях применения ч. 4 ст. 17, п. 4 ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ.

В обоснование ходатайства о применении срока исковой давности ответчик ссылается на следующее.

В соответствии с ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Обжалуемый отказ направлен в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. Иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по мнению ответчика спустя установленный срок.

Вместе с тем, ответчик не представил доказательства вручения или получения истцом оспариваемого отказа, тогда как в материалах дела отсутствует сведения о получении истцом оспариваемого отказа, то есть сведений о дате получения.

При таких обстоятельствах суд не считает возможным удовлетворить ходатайство о пропуске срока исковой давности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к ГУ МВД России по Краснодарскому краю об обжаловании отказа в приеме на работу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03.11.2021.

Председательствующий