55RS0003-01-2019-006269-79
Дело № 2-547/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 04 марта 2020 года
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сотниковой Т.А.
с участием помощника судьи Вилкс Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания», акционерному обществу «Петербургская сбытовая компания» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого дома №, расположенного по адресу: г. Омск, <адрес> 18.06.2014 между ней и ответчиком АО «Петербургская сбытовая компания», исполняющего функции гарантирующего поставщика заключен договор энергоснабжения в отношении лицевого счета №№ по оказанию услуг электроснабжения, который до настоящего времени не был исполнен ответчиком. Кроме того, в 2019 году в квитанциях по оплате за электроэнергию появилась статья по оплате за услуги по обращению с ТКО. Вместе с тем, место сбора и установки контейнера не определено, фактически услуга не оказывается. Просит обязать гарантирующего поставщика исполнить договор энергоснабжения заключенного между сторонами и устранить аварийное состояние электрической опоры в точки поставки; обязать гарантирующего поставщика принять меры по заключению договора с Потребителем по обращению с ТКО и исключить из квитанции по оплате за электроэнергию, раздел по оплате услуг по обращению с ТКО, до момента заключения договора и начала фактического оказания услуги; признать нарушением совершенные действия (бездействия) ответчиком закона о защите прав потребителя.
В судебном заседании истец участия не принимала, извещена надлежаще.
Представитель истца по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ООО «Омская энергосбытовая компания», АО «Петербургская сбытовая компания» ФИО3, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 3 ГПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться с суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 № 998-О).
В силу ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка №, площадью 813 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленного под коллективные и индивидуальные сады, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 31.05.2007.
ФИО1 является также собственником садового домика общей площадью 72 кв.м., расположенного по адресу: город <адрес> участок №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 23.08.2007.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 декабря 2013 года №884 «О признании заявителя победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Омской области» победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Омской области признано АО «Петербургская сбытовая компания». В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.02.2014 № 76 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» к исполнению обязанностей гарантирующего поставщика АО «Петербургская сбытовая компания» приступило с 1 марта 2014 года.
Обслуживание потребителей электрической энергии на территории Омской области осуществляет ООО «Омская энергосбытовая компания», действующее на основании агентского договора от имени и по поручению АО «Петербургская сбытовая компания».
18.06.2014 между АО «Петербургская сбытовая компания» и ФИО4 Ю. был заключен договор энергоснабжения, по условиям которого поставщик обязуется передать потребителю в точку поставки, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, а потребитель обязуется оплачивать израсходованную электрическую энергию по установленным тарифам.
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29.11.2019 № 1300 с 01.01.2020 статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности АО «Петербургская сбытовая компания» на территории Омской области в рамках административных границ Омской области присвоен ООО «Омская энергосбытовая компания».
В силу абзаца 2 пункта 15 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, принятие организацией, имеющей статус гарантирующего поставщика, на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах ее зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отсутствие обращений указанных потребителей осуществляется, в том числе в случае присвоения указанной организации статуса гарантирующего поставщика.
Таким образом, с 01.01.2020 поставщиком по вышеуказанному договору энергоснабжения является ООО «Омская энергосбытовая компания», которая в силу действующего нормативно-правового регулирования приняла на обслуживание потребителя ФИО1, обращение потребителя и заключение нового договора в данном случае не требуется.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит обязать гарантирующего поставщика исполнять договор энергоснабжения в отношении лицевого счета №<***> и устранить аварийное состояние электрической опоры в точке поставки.
Согласно пояснениям представителя истца, данным в судебном заседании, электроснабжение садового домика, расположенного по адресу: город Омск, Ленинский АО, садоводческое товарищество «Отдых-1», аллея 4, участок №31, на момент рассмотрения спора осуществляется. Вместе с тем состояние опоры рядом, расположенной вблизи дома истца, через которую осуществлено подключение, является аварийным, создает угрозу ее обрушения в любой момент. Полагает, что в тариф, установленный за потребление электроэнергии, заложены расходы гарантирующего на содержание сетей энергоснабжения, в связи с чем именно гарантирующий поставщик должен осуществить ремонт опоры и поддерживать спорный участок электрических сетей в надлежащем состоянии.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии, регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Во исполнение указанной нормы, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила, Правила технологического присоединения).
Согласно абзацу первому пункта 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Однако, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 № 219 Правила дополнены пунктами 2(2), 8(5), пункт 10 дополнен подпунктом «з», устанавливающими порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Определяя сферу правового регулирования, пункт 2(2) Правил предусматривает, что действие Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Решением Верховного Суда РФ от 23.03.2016 по делу № АКПИ16-167, вступившим в законную силу 31.05.2016, установлено, предусмотренное абзацем вторым пункта 2(2) Правил осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого некоммерческого объединения, соответствует требованиям федерального законодательства, регулирующего ведение гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с абзацем первым пункта 8(5) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем (первое предложение).
Согласно абзацу второму пункта 8(5) Правил технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения. (п. 8(5) введен Постановлением Правительства РФ от 13.03.2015 № 219)
В соответствии с п. 5,6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии. Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Таким образом, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
Из материалов дела следует, что ранее судом разрешался спор по иску ФИО1 к ООО «Омская энергосбытовая компания», исполняющей функции гарантирующего поставщика АО «Петербургская сбытовая компания», о защите прав потребителей, в котором истец просила признать точкой поставки при энергоснабжении жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, Ленинский АО, <адрес> на основании лицевого счета № по договору энергоснабжения от 18.06.2014 точку присоединения энергопринимающего устройства потребителя энергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услугу по передаче электрической энергии; признать правоотношения ее и ресурсоснабжающей организации ООО «ОЭК», выполняющей функции гарантирующего поставщика электроэнергии АО «Петербургская сбытовая компания», в части обязанности обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность электрических сетей, а также приборов учета электрической энергии, возложив на стороны обязанности по содержанию и эксплуатации сетей, приборов учета и оборудования; обязать ответчика предоставлять ей своевременно квитанции по оплате за израсходованную электроэнергию по указанному адресу, признать, что действиями ООО «ОЭК» нарушены права потребителя ФИО1 и обязать прекратить в дальнейшем нарушение ее прав.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 05.04.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19.06.2019, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В ходе рассмотрения данного спора судами установлено, что АО «Омскэлектро» заключил с ФИО5 договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, где согласно техническим условиям балансодержателем является СТ «Отдых-1».
Мероприятия по технологическому присоединению жилого дома № по адресу: <адрес>, выполнены согласно техническим условиям от 06.03.2017 № №, о чем составлен акт № от 16.02.2018. Дата фактического получения электроэнергии 19.02.2018.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО «Омскэлектро» и ФИО5 № от 07.04.2017 точкой присоединения является ВЛ-0,4кВ. Границы балансовой принадлежности установлены на изоляторах присоединения н/в ВЛИ на опоре № б/н (ВЛ0,4кВ ТП-3473 балансодержатель СТ «Отдых-1») в сторону ВРУ жилого дома. Потребителем указанный акт границ подписан.
Таким образом, установлено, что поставка электрической энергии в жилое помещение истца осуществляется через сети ОГООС «Отдых-1», к которым опосредованно присоединен дом истца, т.е. произведено первичное Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети.Энергоснабжение ОГООС «Отдых-1» осуществляется в рамках договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком ОАО «МРСК Сибири». Поставка электрической энергии производится в рамках согласованных точек поставок и согласно актам границ эксплуатационной ответственности.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила), для собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, установлен запрет на создание препятствий для перетока через их объекты электрической энергии для такого потребителя и на требование за это оплаты.
Пунктом 81 указанных Правил установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
При этом из абзаца 12 статьи 3 названного Федерального закона следует, что энергосбытовой является организация, которая осуществляет продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии в качестве основного вида деятельности.
Согласно п. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Между тем энергоснабжающая организация - родовое понятие, ее подвидами являются сетевые организации и гарантирующие поставщики, которых необходимо различать.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации - "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам, в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещено совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (ч. 7).
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам, в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (ч. 8).
Таким образом, закон разграничивает понятия: гарантирующий поставщик электрической энергии и территориальная сетевая организация. Ни АО «Петербургская сбытовая компания», ни ООО «Омская энергосбытовая компания» не владеют сетями, не несут за них ответственности, а является гарантирующим поставщиком, осуществляет поставку электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим сетевым организациям и иным владельцам.
В данном случае сетевой организацией является АО «Омскэлектро», ОГООС «Отдых-1», которые несут ответственность за свои сети в рамках границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ни АО «Петербургская сбытовая компания», ни ООО «Омская энергосбытовая компания» обязанности по содержанию электрических сетей, в том числе электрической опоры б/н в точке поставки, на которую указывает истец, не несет.
При изложенном, принимая во внимание, что представитель истца в судебном заседании подтвердил факт получения услуг по энергоснабжению, поставку электроэнергии по присоединенной сети в принадлежащий истцу объект недвижимости, потребление электроэнергии и ее оплату, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях гарантирующего поставщика нарушений прав потребителя в рамках исполнения договора энергоснабжения, заключенного с истцом.
В приведенной связи суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об обязании гарантирующего поставщика исполнять заключенный сторонами договор энергоснабжения и устранить аварийное состояние электрической опоры б/н в точке поставки, признании совершенных действий (бездействия) гарантирующего поставщика, связанных с неисполнением обязанностей согласно договору энергоснабжения, нарушающими права потребителя.
Разрешая заявленные истцом требования о обязании гарантирующего поставщика принять меры по заключению договора с потребителем по обращению с ТКО, а до заключения договора и начала фактического оказания услуг по обращению с ТКО исключить из квитанции за электроэнергию статью по оплате услуг по обращению с ТКО, суд исходит из следующего.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанные положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании ст. 24.6 названного Федерального закона Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 названной статьи юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Уполномоченными органом исполнительной власти Омской области на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и определение зоны его деятельности является Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, что следует из Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утв. Указ Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8 (в ред. от 18.04.2019).
По результатам проведенного Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области конкурсного отбора региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами 17.08.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» (региональный оператор) заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области, который начал осуществлять свою деятельность на территории Омской области с 01.04.2019, то есть даты введения в действие приказа РЭК Омской области от 20.03.2019 № 24/13 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Магнит».
Таким образом, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области является ООО «Магнит», который и несет ответственность за качество предоставленной услуги.
Статьей 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство РФ постановлением от 12.11.2016 № 1156 утвердило Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила).
Согласно п. 4 Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии с подп. «в» п. 8 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на земельных участках, с лицами, владеющими такими земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
ООО «Омская энергосбытовая компания» на основании агентского договора от 14.01.2019 № 11.101.011.19, заключенного с ООО «Магнит» от имени и за счет последнего совершает юридические и иные действия по ведению абонентской работы с физическими лицами (собственниками жилых домов (домовладений); собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах, принявших на общем собрании решения, предусмотренные п. 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 договора; собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организаций, с которыми ООО «магнит» в одностороннем порядке отказался от договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (потребители) и абонентской работы с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, получающими от ООО «Магнит» услуги регионального оператора по обращению твердых коммунальных отходов. В рамках исполнения поручения по ведению абонентской работы с потребителями ООО «Омская энергосбытовая компания» заключает от имени принципала договора на оказание услуг по форме типового договора, предоставленного принципалом, производит начисление размера платы за оказанные услуги, оформляет платежные документы, осуществляет их печать и доставку потребителям, организовывает сбор денежных средств в пользу принципала и учет поступивших денежных средств от потребителей.
Таким образом, при направлении истцу квитанций на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО ООО «Омская энергосбытовая компания» действует в качестве агента от имени ООО «Магнит», являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Омской области.
Доказательств обращения истца к ООО «Омская энергосбытовая компания» как агенту ООО «Магнит» с целью заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, отказа ответчика как агента регионального оператора в заключении такого договора в материалы дела не представлено.
При этом п. 8(17)-8(18) Правила обращения с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен с потребителем ФИО1 в силу закона.
При таких обстоятельствах оснований для возложения на ООО «Омская энергосбытовая компания», АО «Петербургская сбытовая компания» обязанности принять меры по заключению договора с потребителем по обращению с ТКО, а до заключения договора и начала фактического оказания услуг по обращению с ТКО исключить из квитанции за электроэнергию статью по оплате услуг по обращению с ТКО суд не находит, поскольку в данном случае ответчика лицами, предоставляющими услуги по обращению с ТКО, не являются.
Учитывая, что каких-либо требований, связанных с исполнением договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, к ООО «Магнит» ФИО1 не предъявляет, суд оснований для истребования доказательств по факту определения места сбора ТБО, оказания услуг по обращению с ТКО не находит, поскольку обстоятельства, которые могут быть установлены на основании данных документов в предмет доказывания по настоящему спору не входят.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания», акционерному обществу «Петербургская сбытовая компания», надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания», акционерному обществу «Петербургская сбытовая компания» об обязании гарантирующего поставщика исполнять заключенный сторонами договор энергоснабжения и устранить аварийное состояние электрической опоры б/н в точке поставки, обязании гарантирующего поставщика принять меры по заключению договора с потребителем по обращению с ТКО, а до заключения договора и начала фактического оказания услуг по обращению с ТКО исключить из квитанции за электроэнергию статью по оплате услуг по обращению с ТКО, признать совершенные действия (бездействия) гарантирующего поставщика, связанные с неисполнением обязанностей, согласно договору энергоснабжения нарушающими права потребителя отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Л. Савчук
Мотивированный текст решения изготовлен 12 марта 2020 года.
Судья А.Л. Савчук