Бийский городской суд Алтайского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Бийский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-547\2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2011 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего С.А. Сухаревой,
при секретаре Г.А. Исраиловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа администрации г. Бийска в согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением, в котором просит признать отказ отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Бийска в согласовании схемы расположения земельного участка по адресу: , выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным. Возложить на администрацию г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства обязанность согласовать схему расположения земельного участка по указанному адресу в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявлял, сведений об уважительности причин неявки не представил, что не препятствует проведению судебного разбирательства в его отсутствие.
Представитель заявителя ФИО2, действующая на основании ордера, поддержала требования заявителя в полном объеме, в их обоснование пояснила, что ФИО1 приобрел данный дом для проживания. Дом горел, посоле чего он его восстановил и продолжает проживать. Дом является для него единственным местом проживания. Поскольку дом является самовольной постройкой, то для оформления на него права заявителю необходимо узаконить земельный участок.
Для оформления права собственности на самовольную постройку в ДД.ММ.ГГГГ года заявитель обратился в ООО «Межа», где была подготовлена схема расположения земельного участка по адресу : , после чего схема была направлена в Отдел архитектуры и градостроительства Администрации г. Бийска.
Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в согласовании схемы расположения земельного участка.
В качестве основания отказа указано, что земельный участок находится в 2 территориальных зонах - зоне автомагистрали (Т-2) и зоне усадебных и блокированных жилых домов, что не допускается, поскольку, во-первых, согласно п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается, а, во-вторых, формировать участки для эксплуатации, строительства или сохранения самовольных построек - жилых домов - следует при условии расположения их в жилой зоне.
Представитель заявителя ссылается на то, что доводы, приведенные в письме в обоснование отказа в согласовании схемы расположения земельного участка по указанному адресу являются необоснованными в связи с нижеследующим.
В обоснование довода о нахождении земельного участка по указанному адресу в двух территориальных зонах администрация г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства ссылалась на Правила землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования город Бийск, утвержденные постановлением Думы г. Бийска от 19 февраля 2004 года № 884 (далее по тексту - Правила в соответствующем падеже), однако графическое отображение территориальных зон на схеме территориального зонирования не позволяет установить,в границах какой зоны находится указанный земельный участок и определить, проходит лиграница зоны по участку поскольку:
а) схема составлена без использования картографического или иного материала, который бы позволил определить местоположение конкретной зоны на местности;
б) не указан масштаб изображения, в результате чего невозможно установить пространственные характеристики территориальной зоны (ширина, протяженность и т.п.).
Схема территориального зонирования, прилагаемая к Правилам, позволяет определить лишь конфигурацию территориальных зон и их местоположение относительно друг друга.
Вместе с тем, Правила не содержат иного описания границ территориальных зон кроме вышеуказанной схемы территориального зонирования.
В связи с этим утверждение администрации г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства о том, что земельный участок по , находится в двух территориальных зонах именно согласно Правилам, является необоснованным.
При этом, использование графических данных о границах территориальных зонах, содержащихся в иных источниках, в том числе, в электронных информационных базахданных, недопустимо, поскольку местоположение этих границ представительным органом местного самоуправления не утверждалось, информация о них официально не опубликовывалась.
Если бы указанный земельный участок и находился в двух территориальных зонах, основанием для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка это обстоятельство не могло быть.
Отказывая в согласовании, ответчик ссылался на п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Однако, по мнению представителя заявителя, указанная норма к возникшим между заявителем и администрацией г. Бийска правоотношениям, не применима, во-первых, поскольку на месте земельного участка до подготовки схемы расположения какие-либо земельные участки отсутствовали, следовательно, данный участок образуется не путем объединения нескольких земельных участков, а путем образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Во-вторых, п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ содержит запрет именно на формирование одного земельного участка из земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах.
Однако статья 30 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства и не распространяет свое действие на случаи предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Поэтому предоставлению земельного участка для сохранения самовольной постройки должно предшествовать проведение процедуры не формирования, а образования земельного участка (которые не идентичны исходя из анализа ст.ст. 11.2-11.9, 30, 31, 34, 36 Земельного кодекса РФ), а поскольку п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ содержит запрет только на формирование указанных в нем участков, то в случае, если осуществляется образование земельного участка, он применению не подлежит.
Исходя из этого, ссылка ответчика на п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ как на обоснование невозможности согласования схемы расположения земельного участка является несостоятельной.
Требованиям к образуемым земельным участкам, установленным ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, спорный участок соответствует, что не оспаривается администрацией г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства.
Утверждение схемы территориального зонирования, в результате которого земельный участок, существующий несколько десятилетий (и в том числе, на момент утверждения Правил), оказывается в двух территориальных зонах, свидетельствует о допущенных нарушениях при подготовке правил землепользования и застройки. Полагает, что землепользователь не должен испытывать неблагоприятные последствия несоблюдения органами местного самоуправления, утвердившими указанные Правила, положений п. 4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ.
Последствием нахождения земельного участка в нескольких территориальных зонах не может являться отказ в согласовании схемы расположения земельного участка, что подтверждается п. 5 ст. 3 Правил, в соответствии с которым, если земельный участок,иной объект недвижимости расположен в двух или более зонах, к нему применяются градостроительные регламенты, приписанные к этим зонам. Следовательно, Правилами прямо предусмотрена возможность существования таких земельных участков.
Представитель заявителя находит необоснованным утверждение в оспариваемом отказе, что формировать земельные участки для эксплуатации, строительства или сохранения самовольных построек - жилых домов - следует при условии расположения их в жилой зоне. Часть земельного участка, расположенного в жилой зоне, не позволяет сформировать его для эксплуатации жилого дома в связи с чем, что уменьшится площадь земельного участка, которая не может быть менее № кв.м.
Данное утверждение не имеет под собой законного основания, поскольку действующим законодательством РФ не предусмотрены какие-либо ограничения по образованию земельных участков под существовавшими на момент вступления в силу Правил жилыми домами, расположенными не в жилых зонах.
Земельный участок по , на дату вступления Правил в силу был застроен, а потому его образование осуществляется не для целей строительства, а для сохранения самовольной постройки.
Кроме того, Правилами разрешено размещение жилых домов и в других территориальных зонах, а не только в жилых зонах - Ж-1 и Ж-2.
Пунктом 1 ст. 6 Правил установлено, что объекты недвижимости, ставшие не соответствующими Правилам, могут существовать и использоваться без установления срока их приведения в соответствиес Правилами. На эти объекты распространяются ограничения лишь по реконструкции объектов капитального строительства и изменению видов разрешенного использования земельных участков (п.п. 8,9 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 2-7 ст. 6 Правил).
Таким образом, Правилами гарантирована возможность существования (сохранения) и использования объектов недвижимости, ставших несоответствующими Правилам. Образование земельного участка по , осуществляется как раз для сохранения самовольной постройки. Этот участок необходим для использования жилого дома по указанному адресу.
В соответствии с Законом Алтайского края от 16 декабря 2002 года № 88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан в случае, если на земельном участке, находящимся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса РФ, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При подаче заявления о приобретении прав на земельный участок в соответствии с Порядком предоставления земельных участков для сохранения самовольной постройки в соответствии с Законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», утвержденным постановлением администрации г. Бийска от 22 октября 2010 года № 2747, гражданин должен приложить к нему пакет документов, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка.
Утвержденная схема является основанием для проведения лицом, обратившимся за предоставлением земельного участка, за свой счет кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, а потому отказ в согласовании схемы расположения земельного участка по указанному адресу лишает заявителя возможности провестигосударственный кадастровый учет участка и создает препятствия к осуществлению им права на получение земельного участка в собственность для сохранения самовольной постройки.
По указанным основаниям представитель заявителя настаивала на удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица -администрации г. Бийска по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя со ссылкой на их необоснованность.
Указала, что ДД.ММ.ГГГГ заявителю было направлено сообщение об отказе в согласовании земельного участка.
Данное решение было принято в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Отказ подписан И., назначенным на должность и.о. начальника отдела
архитектуры и градостроительства - главного архитектора, распоряжением Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № л. Согласно должностной инструкции он наделён полномочиями по согласованию градостроительных планов земельных участков.
Целью согласования схемы расположения земельного участка, является предостав-
ление участка для сохранения самовольной постройки. В схеме, представленной для согласования, установлено: заказчиком является ФИО1, местоположение . Цель предоставления земельного участка - для сохранения самовольной постройки. Вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Площадь участка - 329 кв.м.
В соответствии с законом Алтайского края от 16.12.2002 № 88 -ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие ЗК РФ, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный земельный участок может быть предоставлен этому лицу под возведённую постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства,предоставление земельного участка не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В отказе согласования земельного участка была указана площадь предлагаемого к согласованию земельного участка ( в двух территориальных зонах) менее 400 кв.м.
В п. 14 Правил землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования «город Бийск», утв. Постановлением Думы города Бийска от 19.02. 2004 г. № 884 установлены градостроительные регламенты по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости: для зоны Ж-1 (зона усадебных и блокированных жилых домов) - минимальная площадь земельного участка составляет - кв.м.
А в представленной схеме земельный участок указан в размере кв.м., что не соответствует градостроительному законодательству.
Согласно ст. 8 указанных правил, любое изменение вида и параметров целевого использования земельного участка, не связанное со строительством, реконструкцией градостроительного объекта допускается исключительно при условии соответствия этого изменениям требованиям и ограничениям, содержащимся в Правилах землепользования и застройки.
Следовательно, отказ в согласовании схемы земельного участка по причине несоответствия его минимальной площади градостроительным параметрам соответствует действующему градостроительному законодательству.
В отказе согласования земельного участка заявителю было указано, что самовольно выстроенный дом находится в двух территориальных зонах - зоне автомагистрали ( Т-1) и зоне усадебных и блокированных жилых домов (Ж-1).
Земельные участки, формируемые для эксплуатации жилых домов, должны соответствовать видам разрешенного использования земельного участка: располагаться в жилых зонах.
В силу ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждается представительным органом местного самоуправления.
Территориальные зоны определены Правилами землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования «город Бийск», утв. Постановлением Думы города Бийска от 19.02.2004 № 884. Территориальные зоны поставлены на учет в Бийском отделе обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости ФГУ «ЗКП» по Алтайскому краю.
Как установлено ч. 1 ст. 36 ГрК РФ, правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства ( ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Ст. 13 Правил землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования «город Бийск» установлены виды территориальных зон, среди которых установлены зоны инженерной и транспортной инфраструктур: Т-1. Зона автомагистрали.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в разных территориальных зонах, не допускается.
Следовательно, отказ в согласовании схемы земельного участка по причине нахождения его в разных территориальных зонах является законным.
Следует отметить, что позиция заявителя о том, что использование графических данных о границах территориальных зон недопустимо, поскольку местоположение этих границ официально не публиковалось не соответствует положениям ст. 2 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Обязанность публиковать документацию по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещать ее на официальном сайте в сети Интернет при его наличии предусмотрена ч. 16 ст. 45 ГрК РФ, введенного в действие с 30.12.2004г., то есть после принятия Думой г. Бийска Правил землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования «город Бийск».
Несмотря на это, на сайте gorod.biysk.ru ( официальный сайт муниципального образования город Бийск) опубликована схема градостроительного зонирования.
Заявитель указывает, что испрашиваемый земельный участок соответствует требованиям к образуемым земельным участкам. Предоставление земельного участка для сохранения самовольной постройки должно предшествовать проведение процедуры не формирования, а образования земельного участка (которые не идентичны исходя из анализа ст. 11,2-11,9, 30, 31, 34,36 ЗК РФ). А поскольку п. 4 ст. 30 ГрК РФ содержит запрет только на формирование указанных земельных участков, то в случае, если осуществляется образование земельного участка, он применению не подлежит.
Действующим законодательством под формированием (образованием) земельных участков понимается, по сути, постановка таких участков на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 10 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям к земельным участкам.
Для того, чтобы земельный участок приобрел статус объекта недвижимого имущества, как объект права, необходимо проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка. Межевание включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. Межевой план, получаемый как результат работ по землеустройству, является одним из самых главных документов, необходимых для поведения государственного кадастрового учета.
Именно кадастровый учет подтверждает существование определенного земельного участка с характеристиками, позволяющими определить такой участок в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, из анализа действующего законодательства вытекает, что образование земельного участка включаются в себя процедуру его формирования. Без прохождения процедуры формирования, постановки на кадастровый учет земельный участок не может считаться образованным.
На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требовании ФИО1 в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Межа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, в связи с чем суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В письменном отзыве директор ООО «Межа» ФИО4 указала, что в ДД.ММ.ГГГГ года в ООО «Межа» обратилась С., действующая по доверенности от имени ФИО1 с заявкой на межевание земельного участка, необходимого для эксплуатации самовольной постройки-жилого дома по в .
Заявителем были предоставлены необходимые документы : технический паспорт на дом, домовая книга. ООО «Межа» были получены сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового плана территории, согласно которому было установлено, что земельный участок с таким адресом отсутствует в кадастре.
Согласно п. 7 ст. 37 Земельного кодекса РФ, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь в таком случае, определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно Порядку подготовки и утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (Схема), утв. Постановлением Администрации г. Бийска от 05.12.2008 г. № 2585, к Схеме расположения ЗУ на КПТ одним из документов должна быть приложена «откорректированная топографическая основа соответствующего масштаба»-топографическая съемка (топосъемка). С целью изготовления топосъемки инженерами-геодезистами ООО «Межа» ДД.ММ.ГГГГ были выполнены полевые измерения. После обработки полевых измерений были изготовлены : фрагмент топосъемки, Схема предварительного согласования, которая направлена в Отдел архитектуры и градостроительства Администрации г. Бийска с целью согласования границ земельного участка относительно красных линий и линий застройки.
На схеме предварительного согласования Отделом Архитектуры и градостроительства была дана информация о том, что к земельному участку невозможно применить градостроительные регламенты. Однако Правила землепользования и застройки, которыми установлены градостроительные регламенты, были приняты в ДД.ММ.ГГГГ году, а границы земельного участка по в г. Бийске сложились намного раньше: согласно экспликации из технического паспорта домовладения, в ДД.ММ.ГГГГ году.
В соответствии со ст. 6 Правил, объекты недвижимости, ставшие не соответствующими Правилам, могут существовать и использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами.
Исключение составляют объекты, использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В связи с этим, не смотря на предварительный отказ в согласовании Схемы расположения земельного участка на КПТ, была подготовлена Схема расположения земельного участка на КПТ квартала № и сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлена в Отдел архитектуры и градостроительства Администрации г. Бийска на согласование.
Схема была возвращена в ООО «Межа» с отказом в ее согласовании. Оригинал данного письма был передан представителю Березова-С..
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу об удовлетворении в части требований заявителя в связи с нижеследующим.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
При отсутствии в материалах дела сведений о дате получения ФИО1 оспариваемого отказа обжалуемое заявителем действие следует считать с ДД.ММ.ГГГГ, когда отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Бийска было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка. Настоящее заявление направлено в суд почтой ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного срока.
Разрешая по существу требования ФИО1, суд исходит из следующего.
Из материалов дела, пояснений участников процесса, судом установлены следующие фактические обстоятельства.
В ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 обратился в ООО «Межа» с целью оформления земельного участка по в г. Бийске, на котором расположено строение, являющееся самовольной постройки. Кадастровым инженером указанной землеустроительной организации была подготовлена схема расположения земельного участка и направлена на согласование в отдел архитектуры и градостроительства администрации г. Бийска, которым в согласовании было отказано, о чем в ООО «Межа» было направлено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ №.
В качестве основания отказа указано, что земельный участок находится в 2 территориальных зонах - зоне автомагистрали (Т-2) и зоне усадебных и блокированных жилых домов, что не допускается, поскольку, согласно п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается, а, также формировать участки для эксплуатации, строительства или сохранения самовольных построек - жилых домов - следует при условии расположения их в жилой зоне. Площадь предлагаемого к согласованию земельного участка не превышает № кв. м. в жилой зоне.
Администрация г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства в обоснование нахождения земельного участка в двух территориальных зонах, ссылается на Правила землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования город Бийск, утвержденные постановлением Думы г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заявитель полагает указанную ссылку необоснованной, поскольку графическое отображение территориальных зон на схеме территориального зонирования не позволяет установить, в границах какой зоны находится данный земельный участок, а также определить, проходит лиграница зоны по участку.
Суд находит указанный довод заявителя обоснованным, поскольку схема составлена без использования картографического или иного материала, который бы позволил определить местоположение конкретной зоны на местности, не указан масштаб изображения, в результате чего невозможно установить пространственные характеристики территориальной зоны.
Схема территориального зонирования, прилагаемая к Правилам, позволяет определить конфигурацию территориальных зон и их местоположение относительно друг друга.
В связи с этим утверждение администрации г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства о том, что земельный участок находится в двух территориальных зонах, со ссылкой на указанные Правила, является необоснованным.
Использование графических данных о границах территориальных зон, содержащихся в иных источниках, в том числе, в электронных информационных базах данных, недопустимо в силу требований п. 3 ст. 15 Конституции РФ, абз. 8 ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, поскольку местоположение этих границ представительным органом местного самоуправления не утверждалось, информация о них официально не публиковывалась.
Также обоснованным суд находит довод заявителя о том, что к возникшим между ФИО1 и администрацией г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства правоотношениям, норма ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ не применима.
Так, согласно ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Следовательно, указанная норма распространяет свое действие на случаи, когда до момента формирования земельного участка существовали и были учтены в государственном кадастре недвижимости несколько земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах; из указанных земельных участков формируется один земельный участок.
С учетом того, что единственным способом образования одного земельного участка из нескольких согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ является объединение земельных участков, Градостроительный кодекс РФ содержит запрет только на объединение нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах в один.
На месте земельного участка по , до подготовки схемы расположения какие-либо земельные участки отсутствовали, что не оспорено в судебном заседании. Следовательно, указанный земельный участок образуется не путем объединения нескольких земельных участков, а путем образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
П. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ содержит запрет именно на формирование одного земельного участка из земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах.
Однако статья 30 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства и не распространяет свое действие на случаи предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Поэтому предоставлению земельного участка для сохранения самовольной постройки должно предшествовать проведение процедуры не формирования, а образования земельного участка, между тем, п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса содержит запрет только на формирование указанных в нем участков. Учитывая, что в данном случае идет речь об образовании земельного участка, данная норма применению не подлежит. Требованиям к образуемым земельным участкам, установленным ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, земельный участок по в , соответствует, что не оспорено в судебном заседании.
Также обоснованным суд находит довод заявителя о том, что землепользователь не должен испытывать неблагоприятные последствия несоблюдения органами местного самоуправления, утвердившими Правила землепользования и застройки, положений п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ. Последствием нахождения земельного участка в нескольких территориальных зонахне может являться отказ в согласовании схемы расположения земельного участка, что подтверждается п. 5 ст. 3 Правил, в соответствии с которым, если земельный участок,иной объект недвижимости расположен в двух или более зонах, к нему применяются градостроительные регламенты, приписанные к этим зонам. Следовательно, Правилами прямо предусмотрена возможность существования таких земельных участков.
Пунктом 1 ст. 6 Правил установлено, что объекты недвижимости, ставшие не соответствующими Правилам, могут существовать и использоваться без установления срока их приведения в соответствиес Правилами. На эти объекты распространяются ограничения лишь по реконструкции объектов капитального строительства и изменению видов разрешенного использования земельных участков (п.п. 8,9 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 2-7 ст. 6 Правил).
Таким образом, Правилами гарантирована возможность существования (сохранения) и использования объектов недвижимости, ставших несоответствующими Правилам. Образование земельного участка по в , осуществляется для сохранения самовольной постройки, что подтверждается технической документацией на самовольную постройку-жилой дом.
В частности, считается, что объектами, не соответствующими Правилам, являются объекты, имеющие параметры меньше (по площади) или больше (плотность застройки) значений, установленных Правилами для данной зоны.
Соответственно, площадь земельного участка в жилой зоне менее № кв.м. не может быть основанием для отказа в согласовании Схемы земельного участка.
Земельный участок стал использоваться под эксплуатацию самовольно возведенного жилого дома задолго до принятия указанных Правил, а именно: в 1991 году, что подтверждается техническим паспортом на домостроение.
Оспариваемым отказом в согласовании схемы расположения земельного участка по в нарушаются права заявителя.
В соответствии с Законом Алтайского края от 16 декабря 2002 года № 88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан в случае, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса РФ, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также учитывая, что согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия их из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а также резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, подача гражданином заявления о приобретении прав на такой участок влечет за собой возникновение у соответствующего органа местного самоуправления безусловной обязанности предоставить земельный участок.
При подаче заявления о приобретении прав на земельный участок в соответствии с Порядком предоставления земельных участков для сохранения самовольной постройки в соответствии с Законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», утвержденным постановлением администрации г. Бийска от 22 октября 2010 года № 2747, гражданин обязательно должен приложить к нему пакет документов, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка. Отсутствие кадастрового паспорта земельного участка в пакете документов является основанием для отказа в его предоставлении.
В силу Порядка подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденного постановлением администрации г. Бийска от 05 декабря 2008 года № 2585 (далее по тексту - Порядок в соответствующем падеже), схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее по тексту - Схема расположения земельного участка) изготавливается в случаях, предусмотренных ст.ст. 31, 34, 36 Земельного кодекса РФ, при выборе земельного участка для строительства, при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а также при предоставлении земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Подготовка Схемы производится при выборе земельного участка - Управлением «Единое окно» администрации г. Бийска, в остальных случаях - Управлением «Единое окно» администрации г. Бийска или иным кадастровым инженером, которые производят необходимые согласования схемы.
Схема согласовывается с Управлением муниципальным имуществом, а также с отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Бийска (с целью нанесения красных линий (линий застройки) и линий, обозначающих границы зон с особыми условиями использования территорий).
В связи с изложенным, целью согласования схемы расположения земельного участка с отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Бийска является нанесение на неё красных линий (линий застройки) и линий, обозначающих границы зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 7 Порядка утвержденная Схема является основанием для проведения лицом, обратившимся за предоставлением земельного участка, за свой счет кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Учитывая вышеизложенное, отказ администрации г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства в согласовании схемы расположенияземельного участка лишает заявителя возможности провести: государственный кадастровый учет участка, следовательно, создает препятствия к осуществлению заявителем права на получение земельного участка в собственность для сохранения самовольной постройки.
Кроме того, жилой дом по в , являющийся самовольной постройкой, является для заявителя единственным местом проживания. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями из БГО ФГУП «Ростехинвентаризация», БО Росреества по АК об отсутствии в собственности у заявителя объектов недвижимости.
Согласно домовой книге, справке с места жительства, ФИО1 фактически проживает в жилом доме по указанному адресу.
В связи с этим, суд находит незаконным отказ администрации г. Бийска в лице архитектуры и градостроительства в согласовании ФИО1 схемы расположения земельного участка по в , содержащегося в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между тем, суд не находит оснований для возложения на администрацию г. Бийска обязанности согласовать схему расположения земельного участка по указанному адресу в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу, в связи с нижеследующим.
В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований…предрешить существо решения, которое должно быть принято.
В связи с изложенным, учитывая, что администрацией г. Бийска заявителю было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка по указанным выше основаниям, суд не может предрешить принятие администрацией г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства решения по согласованию схемы расположения земельного участка.
Суд полагает обоснованным возложить на администрацию г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Бийска обязанность рассмотреть вопрос о согласовании ФИО1 схемы расположения земельного участка по адресу: в в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать отказ отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы расположения земельного участка по адресу: А, незаконным.
Возложить на Администрацию г. Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Бийска обязанность рассмотреть вопрос о согласовании ФИО1 схемы расположения земельного участка по адресу: А, в установленный срок.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья : С.А. Сухарева