ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-547/2014 от 04.06.2014 Дудинского районного суда (Красноярский край)

 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 04 июня 2014 года г. Дудинка

 Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

 председательствующего – О.К.Улановой,

 при секретаре Н.В.Герасименко

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Северная гавань» о запрете эксплуатации судна

 УСТАНОВИЛ:

     Норильский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Северная гавань» о запрете эксплуатации судна, мотивируя следующим.

     В ходе проведенной транспортной прокуратурой проверки соблюдения ООО «Северная Гавань» законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности при постановке судов на зимний отстой на реке <адрес>, установлено, что на реке <адрес> <данные изъяты> находится несамоходное судно - баржа неустановленного типа вместимостью не менее 80 тонн с корпусом красного цвета, надстройкой белого цвета и надписью «СЕВЕРНАЯ ГАВАНЬ», которая принадлежит и эксплуатируется ООО «Северная Гавань». Какие-либо документы, предусмотренные ст.14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, а также п. 24 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 14.10.2002 № 129, отсутствуют. Из письменных объяснений генерального директора ООО «Северная Гавань» ФИО5 и его заместителя ФИО6 следует, что указанная баржа была построена на территории <адрес> собственными силами ООО «Северная Гавань» в июне 2013 года, в июле 2013 года была спущена на воду в районе <адрес> в <адрес>, и использовалась ответчиком в летний навигационный период 2013 года как рыбоприемный пункт в <адрес> (от <адрес> в 40 км) Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. В конце летней навигации 2013 года баржа была отбуксирована к месту зимнего отстоя судов ООО «Северная гавань», где в настоящее время и находится. Плавучий рыбоприемный пункт - баржа «СЕВЕРНАЯ ГАВАНЬ» в Енисейский филиал ФАУ «Российский Речной Регистр» не предъявлялся по причине того, что водоизмещение данной баржи менее 100 тонн, и она регистрации не подлежит. Вместимость баржи «СЕВЕРНАЯ ГАВАНЬ» составляет 88 тонн.

 Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

 Согласно ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, подлежащие государственной регистрации суда, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

 Положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются организациями, иностранными классификационными обществами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

 Порядок осуществления классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания федеральным автономным учреждением «Российский Речной Регистр» установлен Положением «О классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания», утвержденным приказом Минтранса РФ № 136 от 01.11.2002.

 Согласно п.1.3. Положения целью классификационной деятельности Речного Регистра является обеспечение технической безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов.

 В силу п. 1.4. данного Положения для достижения цели, указанной в пункте 1.3 настоящего Положения, классификационная деятельность включает в себя разработку и издание правил, рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, постройкой судов с присвоением им класса, а также подтверждение, возобновление и восстановление класса на основании результатов предписанных правилами освидетельствований за весь период эксплуатации каждого судна до его списания с оформлением и выдачей соответствующих документов.

 Пунктом 1.5. Положения установлено, что объектами классификационной деятельности Речного Регистра являются самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью (приложение N 1 к настоящему Положению) не менее чем 80 т, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания (пункт 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

 Из содержания данного Положения (раздел 5) следует, что освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности и заключается в проверке соответствия судна правилам. В ходе освидетельствования проверяется наличие согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований; выполняется наружный осмотр, измерения, проверка в действии и испытания.

 Однако, баржа неустановленного типа вместимостью не менее 80 тонн с корпусом красного цвета, надстройкой белого цвета и надписью «СЕВЕРНАЯ ГАВАНЬ», эксплуатирующаяся Обществом в коммерческих целях, на освидетельствование ООО «Северная гавань» в Енисейский филиал ФАУ «Российский Речной Регистр» не представлялась, заключение о годности к плаванию данное судно не имеет. Эксплуатация такого судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судового экипажа, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц. В данном случае пострадать может любой гражданин России, иностранный граждан либо лица без гражданства, которые находятся вблизи данной баржи или на ней. Согласно ч.1 ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст.12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающее угрозу его нарушения. Согласно ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

 В судебном заседании заместитель Норильского транспортного прокурора Ганин К.Ю. иск и изложенные доводы поддержал, выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

 Представитель ООО «Северная гавань» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. Сведениями о том, что не явка представителя ответчика в судебное заседание имела место по уважительным причинам, суд не располагает. Заявление об отложении рассмотрения дела от ответчика не поступало. В представленных возражениях, представитель ООО «Северная гавань» просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что в июне 2013 года силами организации, за счет полученного гранта на осуществление проекта «Организация сбора, переработки и сбыта продукции традиционных видов хозяйственной деятельности и промыслов народов Севера в национальных поселках» в сумме <данные изъяты> руб. был построен передвижной рыбоприемный пункт, который в период летней навигации 2013 года использовался для сбора и хранения сельскохозяйственной продукции в районе <адрес>. Полученные денежные средства были использованы по назначению. Содержание данного объекта не предусматривает наличие экипажа, данный объект не плавает самостоятельно по реке Енисей, не перевозит пассажиров, не имеет ни каких отходов, тем самым не угрожает ни чьей жизни и здоровью и не наносит вреда экологии.

 Суд, в соответствии со статьями 167 и 233 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, в отсутствии представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о рассмотрении данного дела и не предоставившего доказательства уважительности неявки в суд; что согласуется со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, по смыслу которой лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

 Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Как установлено ООО «Северная гавань» осуществляет торговую, торгово-закупочную, торгово-посредническую деятельность, организацию торгово-закупочной деятельности с использованием различных форм торговли, транспортные услуги и иные виды хозяйственной деятельности. Обществу принадлежит несамоходное судно «СЕВЕРНАЯ ГАВАНЬ» неустановленного типа, вместимостью не менее 80 тонн с корпусом красного цвета, надстройкой белого цвета, которое было изготовлено ООО «Северная гавань» в 2013 году без технического наблюдения Российского Речного Регистра, в июле 2013 года судно было спущена на воду в районе <адрес> и использовалось в период летней навигации 2013 года как рыбоприемный пункт в районе <адрес>. В конце летней навигации данное судно было отбуксировано к месту зимнего отстоя судов в районе <адрес>» <адрес> до начала навигации 2014 года (июнь 2014 года), в период которой будет использоваться как рыбоприемный пункт.

 Данные обстоятельства подтверждаются Уставом ООО «Северная гавань» (л.д.16-30); актом осмотра участка местности от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему (л.д.7-11), составленным Норильской транспортной прокуратурой после проверки соблюдения ООО «Северная гавань» законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности при постановке судов на зимний отстой на <адрес>; объяснениями генерального директора ООО «Северная гавань» ФИО5(л.д.32-34) и заместителя генерального директора ООО «Северная гавань» ФИО6 (л.д.35-37), актом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме изготовленного ООО «Северная гавань» объекта основных средств – рыбоприемного пункта (не самоходного) (л.д.38-41).

 В соответствии со статьей 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

 Согласно статье 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

     На основании статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев, организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов. Положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются организациями, иностранными классификационными обществами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

     В силу пунктов 1.3, 1,5, 3.1 Положения «О классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания», утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации №136 от 01.11.2002 года (в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.01.2009 №1), целью классификационной деятельности Речного регистра является выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов, указанных в пункте 1.5 настоящего Положения, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, предотвращение загрязнения с судов (пункт 1.3 Положения). Объектами классификационной деятельности Речного регистра являются самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река-море) плавания (пункт 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации)( пункт 1.5 Положения). Техническая документация на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление и ремонт изделий и изготовление материалов для установки на судах (технические проекты, рабочая документация, технические условия, стандарты и другие нормативно-технические документы) рассматривается и согласовывается Речным Регистром, техническая документация разрабатывается и представляется на согласование в Речной Регистр до начала постройки (изготовления) объекта (пункты 3.1, 3.2 Положения. Освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает как минимум: проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований; наружный осмотр, измерение, проверку в действии и испытания, оформление и выдачу документов Речного Регистра (пункт 5.1 Положения). Каждое судно, указанное в пункте 1.5 настоящего Положении, ставится на классификационный учет в филиале Речного Регистра.( пункт 5.2 Положения). Судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Речного Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно Речным Регистром (пункт 5.4 Положения). На судне должен храниться акт о проверке судовладельцем пригодности судна к эксплуатации перед началом навигации (пункт 5.7 Положения).

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623 (в редакции Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 №882) в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

 Пунктом 3 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта предусмотрено, что он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта, и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

 В соответствии с пунктом 216 Технического регламента о безопасности объектов водного транспорта к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы, в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии в пунктом 217 настоящего технического регламента.

 Согласно пункту 217 перед вводом в эксплуатацию судна, указанного в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента (объекты внутреннего водного транспорта, включающие: используемые для целей судоходства самоходные суда с главным двигателем мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов), после зимнего или длительного отстоя комиссией судовладельца (эксплуатанта) производится проверка готовности судна к эксплуатации. При положительных результатах проверки и после получения судового санитарного свидетельства комиссия эксплуатанта составляет акт о готовности судна к эксплуатации.

 В силу пункта 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на подлежащих регистрации судах, за исключением судов указанных в пункте 9 настоящего кодекса (спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов) должны находится следующие судовые документы: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ; свидетельство о годности судна к плаванию; список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); судовое санитарное свидетельствование; единая книга осмотра судна; свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; разрешение на судовую радиостанцию; свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа; свидетельство о классификации, мерительное свидетельствование.

 Согласно пунктам 1.5 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных Приказом Минречфлота РСФСР от 03 января 1973 года №2 (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Министерства транспорта РФ №25 от 29 апреля 1999 года) эксплуатация любого технического средства запрещается, если оно не обеспечено эксплуатационной документацией в соответствии с требованиями ГОСТа.

 Данными Правилами определены характеристики и техническое состояние судна и всех его элементов, которые должны соответствовать утвержденным проектам и документам, выданным Речным Регистром, удовлетворять требованиям правил Речного Регистра, Правил плавания по внутренним судоходным путям, правилам перевозки отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций, санитарных правил для речных и озерных судов, Правил техники безопасности и производственной санитарии на судах речного флота, Правил пожарной безопасности на речном транспорте, Правил технической эксплуатации и безопасности обслуживания средств радиосвязи и электрорадионавигации на речных судах.

 Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность эксплуатации судна без классификации и освидетельствованию Речным Регистром, без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации.

 В судебном заседании установлено, что ООО «Северная гавань» изготовило судно «СЕВЕРНАЯ ГАВАНЬ» без технического наблюдения Российского Речного Регистра, классификация судна и освидетельствование Речным Регистром не проведены, у ответчика отсутствуют судовые документы, предусмотренные статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в том числе, подтверждающие готовность судна к эксплуатации, несмотря на это, в период летних навигаций судно эксплуатируется в коммерческих целях.

 При таких обстоятельствах оснований полагать, что судно, эксплуатируемое ООО Северная гавань» в качестве рыбоприемного пункта отвечает требованиям безопасности, предъявляемым к объектам внутреннего водного транспорта, не имеется. Эксплуатация такого судна создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц. Ответчиком меры для получения судовых документов с момента изготовления судна не принимались.

 В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

     Таким образом, Норильским транспортным прокурором иск к ООО «Северная гавань» о запрете эксплуатации указанного судна до его освидетельствования Речным Регистром и получения всех судовых документов в соответствии со статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, заявлен законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.

 Не эксплуатация баржи в зимний период не является основанием для отказа в иске, так как это не свидетельствует о том, что судно не будет эксплуатироваться в будущем, то есть в период начавшейся навигации 2014 года.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-199, 235 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

     Иск Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Северная гавань» о запрете эксплуатации судна удовлетворить.

 Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Северная гавань» эксплуатировать и передавать другим лицам для эксплуатации несамоходное судно – баржу, неустановленного типа, вместимостью не менее 80 тонн, с корпусом красного цвета, надстройкой белого цвета и надписью «СЕВЕРНАЯ ГАВАНЬ» до предъявления судна для технического освидетельствования Енисейскому филиалу ФАУ «Российский Речной Регистр» (органу технического надзора и классификации судов) и получения судовых документов в соответствии со статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, подтверждающих годность судна к плаванию.

 Ответчик вправе подать в Дудинский районный суд заявление об отмене данного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

 Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течении месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей жалобы через Дудинский районный суд.

 Председательствующий О.К.Уланова

 Решение принято судом в окончательной форме в совещательной комнате 09 июня 2014 года.