Дело № 2-547/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Еткуль Челябинской области 6 июля 2016 года
Еткульский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой С.Г.,
с участием прокурора Халисовой В.Б.,
при секретаре Ж.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Еткульского района Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Еткульского района Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области о возложении на Администрацию Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать освещение <адрес> путем установления осветительных приборов наружного освещения в соответствии с требованиями действующих нормативов и правил Российской Федерации.
В обосновании иска указал, что прокуратурой района в результате прокурорской проверки по обращению жителей <адрес> по вопросу отсутствия надлежащего уличного освещения выявлены нарушения требований п.п.19 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» со стороны Администрации Еманжелинского сельского поселения, выразившиеся в ненадлежащей организации благоустройства территории поселения, а именно в отсутствии условий обеспечения безопасности дорожного движения. Установлено, что <адрес> в указанном населенном пункте, отнесенная в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 к группе «В», имеет 17 осветительных приборов, 2 из которых находятся в рабочем состоянии, т.е. менее 95%. 15 осветительных приборов подряд находятся в нерабочем состоянии. В соответствии с п.п.4.6.1,4.6.3,4.6.4. ГОСТ Р 5059792 доля действующих наружных осветительных установок, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд один за другим. Отсутствие уличного освещения в соответствии с требованиями вышеуказанного ГОСТа нарушает права граждан на личную безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений, проведению террористических актов на территории поселения и свидетельствует о ненадлежащем исполнении действующего законодательства в части благоустройства территории <адрес> Администрацией Еманжелинского сельского поселения.
Прокурор Халисова В.Б. в судебном заседании поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям.
Представитель Администрации Еманжелинского сельского поселения - глава поселения Бобырев О.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора признал частично. Пояснил, что организация освещения улиц населенных пунктов Еманжелинского сельского поселения осуществляется планомерно в соответствии с муниципальной комплексной Программой «Развитие улично-дорожной сети Еманжелинского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ.», в рамках которой предусмотрено устройство стационарного освещения дорожного полотна улиц Еманжелинского сельского поселения, в том числе <адрес> со сроком исполнения в ДД.ММ.ГГГГ. - от <адрес> до <адрес> (бюджет сумма); в ДД.ММ.ГГГГ - следующая часть улицы от <адрес> до <адрес> (бюджет сумма). При осуществлении возложенных полномочий Администрация поселения заключает контракты с подрядными организациями на выполнение работ в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в пределах утвержденных на текущий финансовый год расходных обязательств бюджета по данной статье расходов. При недостаточности бюджетных средств текущего финансового года работы переносятся на следующий финансовый год. С учетом изложенного, расходы, не обеспеченные бюджетом, приведут к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств и направлению их на цели, не обеспеченные в бюджете текущего финансового года. Кроме того, расположенные на <адрес> в с.Еманжелинка наружные осветительные установки не являются действующими. Они были установлены без оформления соответствующей документации предыдущим главой поселения, не поставлены на баланс поселения и формально являлись бесхозными. Энергоснабжающая организация произвела их отключение от электросети. В настоящее время в рамках модернизации уличного освещения и необходимости установки энергосберегающих источников света данные осветительные установки признаны неэкономичными и подлежат демонтажу, поскольку их абажуры, кронштейны не совместимы с энергосберегающими источниками света. Устройство наружного освещения <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ (о чем просит прокурор в иске) приведет к необоснованному и несправедливому перераспределению бюджетных средств, нарушит планы и сроки модернизации уличного освещения, предусмотренные вышеназванной Программой.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно п.п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ-131) к вопросам местного значения поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по организация благоустройства территории поселения включая освещение улиц.
Уставом Еманжелинского сельского поселения организация освещения улиц также отнесена к вопросам местного значения поселения (п.22 ч.1 ст.6 Устава).
В судебном заседании бесспорно установлено, что на момент рассмотрения дела <адрес> в <адрес> в ночное и вечернее время не освещается. На улице установлены <данные изъяты> стационарных осветительных фонарей, <данные изъяты> из которых находятся в нерабочем состоянии.
В соответствии с полномочиями, предоставленными сельским поселениям Федеральным законом ФЗ-131, Постановлением Главы Еманжелинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная комплексная Программа транспортной инфраструктуры «Развитие улично-дорожной сети Еманжелинского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ г.г.», задачами которой являются предупреждение дорожно-транспортных происшествий и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; совершенствование организации движения транспорта и пешеходов.
Планом мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения (являющимся неотъемлемой частью вышеназванной Комплексной программы) предусмотрено устройство стационарного освещения дорожного полотна <адрес> в <адрес> от <адрес> до <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и остальной участи улицы в ДД.ММ.ГГГГг.
Ни вышеназванный Федеральный закон, ни Устав Еманжелинского сельского поселения, на которые ссылается прокурор в обоснование заявленных требований, ни иные нормы действующего законодательства не содержат императивных норм, обязывающих власти сельских поселений организовывать устройство стационарного освещения каждой улицы в каждом населенном пункте лишь на основании поступившей от жителя населенного пункта жалобы.
Вопросы организации благоустройства, к которым относится организация освещения улиц, отнесены к ведению органов местного самоуправления поселений. Еманжелинское сельское поселение в лице Главы Администрации поселения разработало паспорт Программы развития улично-дорожной сети, определило перечень мероприятий Программы, ресурсное обеспечение программы, механизм ее реализации и другие отнесенные к рассматриваемым полномочиям вопросы, что согласуется с нормами действующего законодательства.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия органа местного самоуправления в лице Администрации Еманжелинского сельского поселения в части организации освещения улиц на территории Еманжелинского сельского поселения.
Ссылка прокурора в исковом заявлении на нарушение ответчиком ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", является необоснованной и не может быть принята судом во внимание.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п.4.6.1); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п.4.6.3); допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п.4.6.4).
Как установлено в судебном заседании, расположенные на <адрес> семнадцать установок уличного освещения не являются действующими. Они являются бесхозными, отключены от электросети и подлежат демонтажу.
ГОСТ Р 50597-93 распространяется только на действующие осветительные установки.
Суд считает необходимым отметить, что при рассмотрении дел к муниципальным образованиям о возложении определенных обязанностей необходимо также руководствоваться нормами бюджетного законодательства и ч.1 ст.130 Конституции РФ, устанавливающей прямое предписание о том, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. На органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально - финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Данная правовая позиция изложена, в частности, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 года № 15-П. Иной подход чреват риском нарушения самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения
Согласно статьям 28,31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Перераспределение бюджетных средств компетенцией суда не является.
Муниципальное образование Еманжелинское сельское поселение в пределах имеющихся и выделенных бюджетных средств принимает меры по исполнению обязанности по организации благоустройства территории поселения, включая организацию уличного освещения.
Судом также установлено, что объем денежных средств на финансирование указанных мероприятий не только не снижается, но и ежегодно увеличивается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора Еткульского района к Администрации Еманжелинского сельского поселения о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать освещение <адрес> путем установления осветительных приборов наружного освещения в соответствии с требованиями действующих нормативов и правил Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Еткульский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: