УИД 19RS0№-05
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2024 года <адрес>
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Стрельцовой Е.Г.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Абаканская ТЭЦ» об обязании совершить определенные действия,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «Абаканская ТЭЦ» (далее АО «Абаканская ТЭЦ») об обязании совершить определенные действия. Требования мотивирует тем, что в результате проверочных мероприятий соблюдения законодательства по бесперебойному обеспечению потребителей коммунальных услуг выявлены нарушения закона. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п АО «Абаканской ТЭЦ» присвоен статус единой теплоснабжающей организации <адрес>. Коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления ТЭЦ предоставляются всем потребителям <адрес>. В рамках надзорной деятельности установлено, что по результатам оценки готовности АО «Абаканская ТЭЦ» к работе в осенне-зимний период 2023-2024г.г. администрацией города предприятию выдан паспорт готовности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по объекту – тепловая сеть по проекту: «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес> с подключением тепловых нагрузок <адрес>, р.<адрес>. 3 очередь Этап 3.2. Реконструкция тепловой сети от ТК-151 до ТК-10И с увеличением диаметра до 2Ду 800, прогнозной протяженностью 980м» не завершены следующие мероприятия, отраженные в Акте проверки готовности к пуску в работу и избыточным давлением от ДД.ММ.ГГГГ; не закончены строительные работы на тепловых камерах; не оборудованы дренажные колодцы на теплосети. От завершения выполнения указанных мероприятий зависит устранение остальных замечаний.
Просит возложить на ответчика обязанность незамедлительно выполнить мероприятия, отраженные в акте проверки готовности к пуску в работу и организации надзора за эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением от ДД.ММ.ГГГГ по объекту – тепловая сеть по проекту «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, р.<адрес>, 3 очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980м. (Черногорск)», а именно: завершить строительные работы на тепловых камерах; оборудовать дренажные колодцы на теплосети; подготовить заключения экспертизы промышленной безопасности на проект 3 очередь, Этап 3.2 «Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК-10И, 2 Ду600, прогнозной протяженностью 980м (Черногорск)»; подготовить исполнительную документацию на участок теплосети от ТК-151 до ТК-ба; переработать акты, паспорта трубопровода, свидетельства о качестве монтажа в связи с неверным указанием названия теплосети; внести в паспорт трубопровода отметки о проведении первичного технического освидетельствования; привести в соответствие монтажа трубопровода теплосети (замена участков на диаметр 630) с проектом; составить акты визуального и ультразвукового контроля качества сварных стыков; привести в соответствие исполнительную схему ТК-6А проекту; привести в соответствие проектом установленных компенсаторов, замена одинарных на двухсильфонные; подготовить документацию на переходы больших диаметров и тройники; привести сведения о расчетном сроке службы в паспорте сети в соответствие со сведениями, содержащимися в паспорте изготовителя.
Возложить на ответчика обязанность незамедлительно выполнить мероприятия, отраженные в акте проверки готовности к пуску в работу и организации надзора за эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением от ДД.ММ.ГГГГ по объекту – тепловая сеть по проекту: «Техническое перевооружение головного участка магистральной тепловой сети от точки врезки магистрального трубопровода от АТЭЦ до УЗ-12 (надземно/подземного) исполнения (Черногорск) Тепловая сеть DN700», а именно: подготовить технический паспорт трубопровода с отметкой о проведении первичного технического о свидетельствования тепловой установки; подготовить удостоверение о качестве монтажа; провести экспертизу промышленной безопасности на здания и сооружения тепловой сети; провести экспертизу промышленной безопасности на техническое устройство; установить предусмотренный проектом узел учета тепловой энергии в районе УТ-9, реализовать проект; реализовать проект ЭМ, возведение предусмотренных проектом линий электропитания электроприводных задвижек КСЗ (нов); подготовить уведомления о регистрации заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию.
Возложить на ответчика обязанность зарегистрировать в качестве опасных производственных, объекты: тепловую сеть по проекту «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, р.<адрес>, 3 очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980м. (Черногорск)»; тепловую сеть по проекту: «Техническое перевооружение головного участка магистральной тепловой сети от точки врезки магистрального трубопровода от АТЭЦ до УЗ-12 (надземно/подземного) исполнения (Черногорск) Тепловая сеть DN700».
Возложить на ответчика обязанность включить опасные производственные объекты: тепловую сеть по проекту «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, р.<адрес>, 3 очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980м. (Черногорск)»; тепловую сеть по проекту: «Техническое перевооружение головного участка магистральной тепловой сети от точки врезки магистрального трубопровода от АТЭЦ до УЗ-12 (надземно/подземного) исполнения (Черногорск) Тепловая сеть DN700» в лицензию АО «Абаканская ТЭЦ».
В ходе рассмотрения дела прокурор <адрес> исковые требования уточнил, просил возложить на ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить все неисполненные мероприятия, отраженные в акте проверки готовности к пуску в работу и организации надзора за эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением от ДД.ММ.ГГГГ, по объекту – тепловая сеть по проекту «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, р.<адрес>, 3 очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980м. (Черногорск)», а именно: завершить строительные работы на тепловых камерах в срок до ДД.ММ.ГГГГ; оборудовать дренажные колодцы на теплосети в срок до ДД.ММ.ГГГГ; внести изменения в исполнительную документацию, паспорт трубопровода, свидетельство о качестве монтажа в связи с неверным указанием названия объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ; провести первичное техническое освидетельствование теплосети экспертной организацией, внести результаты в паспорт трубопровода в срок до ДД.ММ.ГГГГ; привести в соответствие проекту исполнительную документацию на теплосеть по длине, протяженности трубопроводов и запорной арматуре в срок до ДД.ММ.ГГГГ; привести в соответствие проекту исполнительную схему ТК-6А в срок до ДД.ММ.ГГГГ; привести в соответствие проекту установленные на тепловой сети компенсаторы, заменить одинарные на двухсильные или внести изменения в проект с приложением расчета компенсирующей способности установленных компенсаторов в срок до ДД.ММ.ГГГГ; привести сведения о расчетном сроке службы в паспорте сети в соответствие со сведениями, содержащимися в паспорте № завода-изготовителя отводов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить документы в Енисейское Упрапвление Ростехнадзора для постановки на учет в качестве технического устройства опасного производственного объекта тепловую сеть по проекту «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, р.<адрес>, 3 очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980м. (Черногорск)». Возложить обязанность на ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить документы в Енисейское Упрапвление Ростехнадзора для включения в лицензию возведенный объект по проектам: «Техническое перевооружение головного участка магистральной тепловой сети от точки врезки магистрального трубопровода от АТЭЦ до УЗ-12 (надземно/подземного) исполнения (Черногорск) Тепловая сеть DN700», «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, р.<адрес>, 3 очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980м. (Черногорск)».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 исковые требования с учетом уточнений к ним поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Абаканская ТЭЦ» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, представила возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми регистрация опасного производственного объекта осуществляется в следующем порядке:1) создание и работа комиссии по проверке готовности оборудования к пуску в работу, оформление акта проверки; 2) при отсутствии замечаний комиссии, подготовка документов и регистрация оборудования, работающего под избыточным давлением (далее – ОРПД); 3) при отсутствии замечаний, регистрация опасного производственного объекта (далее ОПО) и внесение его в реестр ОПО. Для каждого из указанных этапов законодательно определен срок исполнения. Указала, что по п. 1 требования указывать один срок для выполнения строительной части и оформления технической документации некорректно, при удовлетворении требований, будет неисполнимо. По п. 2 требования прокурора указала, что учитывая конечные сроки выполнения мероприятий по п. 1 требования прокурора – 01 и ДД.ММ.ГГГГ предоставление документов для постановки на учет ОРПД в срок до ДД.ММ.ГГГГ невозможно, требование является незаконным и неисполнимым По п. 3 требования в первую очередь следует обратить внимание на то, что требования по п. 2 и 3 являются некорректными, прокурором не учтена последовательность действий, а именно отсутствует этап по регистрации ОПО. Соответственно требование об обязании АО «Абаканская ТЭЦ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ подать документы для включения в лицензию является заведомо неисполнимым и не подлежащим удовлетворению. Установить конкретные сроки осуществления мероприятий по требованиям прокурора невозможно. В данном случае целесообразно установить один конечный срок – до ДД.ММ.ГГГГ для завершения процедуры в целом.
Представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Енисейского Управления Ростехнадзора по <адрес>, Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия ФИО4, действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым указала об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку состояние тепловых сетей вызывает опасение, поскольку может повлечь нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги теплоснабжение в установленном законом порядке, бесперебойно, надлежащего качества. В связи с тем, что выявленные нарушения теплоснабжающей организацией не устранены до настоящего времени создается угроза на получение негативных последствий как несоблюдение прав граждан <адрес> на получение коммунальных услуг надлежащего качества в бесперебойном режиме, на благоприятные и безопасные условия проживания.
С учетом мнения участвующих лиц, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Принимая во внимание, что оспариваемыми действиями ответчика могут быть нарушены права и законные интересы потребителей <адрес> в сфере теплоснабжения, у прокурора имеются предусмотренные законом основания для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении). Этот же закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с пп. 1 ст. 3 названного закона, общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 8 ст. 20 закона закреплена обязанность теплоснабжающих организаций обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций, в том числе, проведение наладки эксплуатируемых тепловых сетей; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии.
В силу п.п. 5, 10 указанных Правил проверка готовности к отопительному периоду осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия). Сроки выдачи паспортов готовности определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности (п.п. 1,2 ст. 6 указанного Федерального закона).
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных здания и заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.
Пунктом 5 Приложения № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 Приложения № 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются классы опасности.
Для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более устанавливается III класс опасности.
В соответствии с п. 12 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, требуется лицензия.
Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности отнесено к полномочиям Ростехнадзора.
Как указывает прокурор <адрес>, в рамках надзорной деятельности по недопущению нарушений в жилищно-коммунальной сфере установлено, что по результатам оценки готовности АО «Абаканская ТЭЦ» к работе в осенне-зимний период 2023-2024 гг. администрацией города предприятию выдан паспорт готовности. Между тем, ряд замечаний, отраженных в актах проверок готовности к пуску в работу и организации надзора за эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, зафиксированных комиссиями АО «Абаканская ТЭЦ» с участием специалиста уполномоченного контролирующего органа - Енисейского управления Ростехнадзора по <адрес> на момент проверки готовности не устранены.
Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по объекту - тепловая сеть по проекту: «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением тепловых нагрузок <адрес>, р.<адрес>. III очередь Этап 3.2. Реконструкция тепловой сети от ТК-151 до ТК-10И с увеличением диаметра до 2Ду 800, прогнозной протяженностью 980 м» не завершены следующие мероприятия, отраженные в Акте проверки готовности к пуску в работу и организации надзора за эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт от ДД.ММ.ГГГГ): не закончены строительные работы на тепловых камерах (п. 15 Акта от ДД.ММ.ГГГГ, запланированный срок устранения - ДД.ММ.ГГГГ); не оборудованы дренажные колодцы на теплосети (п. 17 Акта от ДД.ММ.ГГГГ, запланированный срок устранения - ДД.ММ.ГГГГ).
От завершения выполнения указанных мероприятий зависит устранение остальных замечаний.
Расчетное давление на объектах: тепловая сеть по проекту: «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей г, Черногорска, с подключением тепловых нагрузок <адрес>, р.<адрес>. III очередь Этап 3.2. Реконструкция тепловой сети от ТК-151 до ТК-10И с увеличением диаметра до ТЭЦ» не 2Ду 800, прогнозной протяженностью 980 м»; тепловая сеть по проекту: «Техническое перевооружение головного участка магистральной тепловой сети от точки врезки магистрального трубопровода от АТЭЦ до УЗ-12 объекту - (надземно/подземного исполнения) (Черногорск) Тепловая сеть DN700», у оставляет 1,6 МПА, они будут эксплуатироваться, как опасные производственные объекты, однако, в отношении них не проведены соответствующие испытания, они не включены в соответствующий реестр.
Сторона ответчика с требованиями прокурора в части установления сроков исполнения не согласилась, указав о том, что существует порядок, последовательность и сроки выполнения мероприятий по регистрации опасных производственных объектов в реестре и включению объектов в лицензию.
Указывает, что регистрация опасного производственного объекта осуществляется в следующем порядке:
Создание и работа комиссии по проверке готовности оборудования к пуску в работу, оформление акта проверки:
При отсутствии замечаний комиссии, подготовка документов и регистрация оборудования, работающего под избыточным давлением (далее - ОРПД);
При отсутствии замечаний, регистрация опасного производственного объекта (далее - ОПО) и внесение его в реестр ОПО.
Для каждого из указанных этапов законодательно определен срок исполнения.
Разделом IV Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее - Правила № 536) определен порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования.
Так, согласно положений п. 212 Правил № 536, решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, должно приниматься руководителем (или уполномоченным им должностным лицом) эксплуатирующей организации (обособленного структурного подразделения) и оформляться на основании результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проводимой комиссией, назначаемой распорядительным документом эксплуатирующей организации в порядке, определенном п. 214 указанных Правил № 536.
Члены комиссии должны быть официально уведомлены о месте, дате и времени начала работы не позднее чем за 10 рабочих дней. Работа комиссии не может быть назначена ранее завершения строительной части на объекте.
Срок оформления документов по результатам работы комиссии не регламентирован, но на практике такой срок составляет не менее 3 дней.
Следует учитывать, что комиссией могут быть выявлены замечания, для устранения которых Управлением Ростехнадзора устанавливаются сроки. Соответственно, срок принятия решения о готовности к работе оборудования может быть продлен.
Не позднее 10 рабочих дней после даты принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, информацию согласно требованиям Правил № 536 для осуществления учета оборудования под давлением (п. 222 Правил № 536).
Порядок постановки на учет ОРПД определен в Регламенте осуществления административных процедур при постановке на учет, снятии с учета ОРПД, внесение изменений в учетные сведения об ОРПД, применяемом на опасных производственных объектах, в Енисейском управлении Ростехнадзора, утвержденном Приказом Енисейского управления Ростехнадзора от 09.03.2021 г. № пр-361-150-0 (далее - Регламент ОРПД).
Так Регламентом ОРПД закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки на учет ОРПД, в том числе, акт готовности и комплект технической документации. Соответственно, документы не могут быть поданы ранее, чем будут завершены строительные работы, оформлена документация по объекту и завершена работа комиссии.
Общий срок оказания услуги по постановке на учет ОРПД (при соответствии пакета документов) - 20 рабочих дней (п. 9 Регламента ОРПД). При несоответствии пакета документов установлен срок для отказа -15 рабочих дней (п. 10 Регламента ОРПД).
Таким образом, срок - 20 рабочих дней не является окончательным для постановки на учет ОРПД, поскольку Управлением Ростехнадзора может быть выдан отказ и документы будут направлены на доработку.
Пунктом 16 требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, а также п. 12 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что регистрация ОПО в Реестре, оформление и выдача свидетельства о регистрации осуществляются в срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления от заявителя в системе делопроизводства территориального органа Ростехнадзора.
При этом, также Управлением Ростехнадзора эксплуатирующей организации может быть выдан отказ в регистрации ОПО, что повлечет увеличение сроков для завершения данной процедуры.
После регистрации ОПО осуществляется лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Порядок и сроки оказания услуги по лицензированию регламентированы Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым срок предоставления услуги не может превышать 45 рабочих дней.
Следует обратить внимание на то, что одним из обязательных документов, необходимых для осуществления лицензирования, являются страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленные в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Срок выдачи страхового полиса законодательно не установлен и зависит от страховщика.
Таким образом, срок подачи документов в Управление Ростехнадзора для включения ОПО в лицензию продляется на срок оформления и выдачи страхового полиса.
Таким образом, по пункту 1 требования: возложить обязанность на АО «Абаканская ТЭЦ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить все неисполненные мероприятия, отраженные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ по объекту - тепловая сеть по проекту «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, <адрес>. 3 очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980 м. (Черногорск)».
Несмотря на то, что сроки выполнения работ и оформление технической, в том числе исполнительной документации законодательно не закреплены, следует учитывать тот факт, что мероприятия должны выполняться последовательно, документация не может быть оформлена ранее завершения строительных работ на объекте. Более того, сроки оформления технической документации зависят не только от Общества, но и от специализированных организаций, оказывающих услуги по оформлению необходимых документов.
Соответственно, указывать один срок для выполнения строительной части и оформления технической документации некорректно, поскольку при удовлетворении требований, будет неисполнимо.
По пункту 2 требования - возложить обязанность на АО «Абаканская ТЭЦ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить документы в Енисейское Управление Ростехнадзора для постановки на учет в качестве технического устройства опасного производственного объекта тепловую сеть по проекту «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, рп. <адрес>. III очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980 м. (Черногорск)».
Учитывая конечные сроки выполнения мероприятий по п. 1 требования Прокурора - 01 и ДД.ММ.ГГГГ, предоставление документов для постановки на учет ОРПД в срок до ДД.ММ.ГГГГ невозможно, требование является незаконным и неисполнимым в виду следующего.
Исходя из положений пп.. 214, 222 Правил № для подачи документов в Управление Ростехнадзора для постановки на учет ОРПД установлен срок - не менее 20 рабочих дней с момента завершения строительной части на объекте, включая работу комиссии по проверке готовности оборудования, оформление акта проверки, подготовку документов для постановки на учет (более подробно указано на стр. 2 подп. 1), 2) настоящих дополнений), без учета времени, необходимого для устранения замечаний.
По пункту 3 требования - возложить обязанность на АО «Абаканская ТЭЦ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить документы в Енисейское Управление Ростехнадзора для включения в лицензию возведенный объект по проектам «Техническое перевооружение головного участка магистральной тепловой сети от точки врезки магистрального трубопровода от Абаканской ТЭЦ до УЗ-12 (надземно/подземного исполнения) (Черногорск) тепловая сеть DN700»,«Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>. III очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980 м. (Черногорск)».
Таким образом, требования по пунктам 2 и 3 являются некорректными, Прокурором не учтена последовательность действий, а именно, отсутствует этап по регистрации ОПО.
Как указано ранее, сначала осуществляется постановка на учет ОРПД (20 рабочих дней), затем регистрация ОПО (20 рабочих дней), после чего оформляется страховой полис гражданской ответственности и только потом подаются документы на лицензирование.
Соответственно, требование об обязании АО «Абаканская ТЭЦ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ подать документы для включения в лицензию является заведомо неисполнимым.
Также следует обратить внимание на то, что сроки оказания услуг являются не окончательными и могут быть продлены по основаниям, не зависящим от АО «Абаканская ТЭЦ», в связи с необходимостью устранения замечаний.
Таким образом, установить конкретные сроки осуществления мероприятий по требованиям Прокурора невозможно. В данном случае целесообразно установить один конечный срок - до ДД.ММ.ГГГГ, для завершения процедуры в целом.
Поскольку требования, отраженные в акте проверки готовности к пуску в работу и организации надзора за эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>. III очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980 м. (Черногорск)» до настоящего времени АО «Абаканская ТЭЦ» не исполнены, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора <адрес>. Принимая во внимание доводы стороны ответчика, в части некорректного установления прокурором <адрес> сроков исполнения по осуществлению мероприятий, поскольку существует порядок, последовательность и сроки выполнения мероприятий по регистрации опасных производственных объектов в реестре и включению объектов в лицензию, полагает возможным установить один конечный срок исполнения мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Акционерное общество «Абаканская ТЭЦ» выполнить неисполненные мероприятия, отраженные в акте проверки готовности к пуску в работу и организации надзора за эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением от ДД.ММ.ГГГГ, по объекту – тепловая сеть по проекту «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, р.<адрес>, 3 очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И 2Ду 600, прогнозной протяженностью 980м. (Черногорск)», а именно:
- завершить строительные работы на тепловых камерах;
- оборудовать дренажные колодцы на теплосети в соответствии с проектом ;
- внести изменения в исполнительную документацию, паспорт трубопровода, свидетельство о качестве монтажа в связи с неверным указанием названия объекта;
- провести первичное техническое освидетельствование теплосети экспертной организацией, внести результаты в паспорт трубопровода;
- привести в соответствие проекту исполнительную документацию на теплосеть по длине, протяженности трубопроводов и запорной арматуре;
- привести в соответствие проекту исполнительную схему ТК-6А;
- привести в соответствие проекту установленные на тепловой сети компенсаторы, заменить одинарные на двухсильные или внести изменения в проект с приложением расчета компенсирующей способности установленных компенсаторов;
- привести сведения о расчетном сроке службы в паспорте сети в соответствие со сведениями, содержащимися в паспорте № завода-изготовителя отводов;
Возложить на Акционерное общество «Абаканская ТЭЦ» обязанность предоставить документы в Енисейское Упрапвление Ростехнадзора для постановки на учет в качестве технического устройства опасного производственного объекта тепловую сеть по проекту «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, р.<адрес>, 3 очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И2Ду600, прогнозной протяженностью 980м. (Черногорск)».
Возложить на Акционерное общество «Абаканская ТЭЦ» предоставить документы в Енисейское Упрапвление Ростехнадзора для включения в лицензию возведенный объект по проектам: «Техническое перевооружение головного участка магистральной тепловой сети от точки врезки магистрального трубопровода от АТЭЦ до УЗ-12 (надземно/подземного) исполнения (Черногорск) Тепловая сеть DN700», «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей <адрес>, с подключением нагрузок <адрес>, р.<адрес> очередь. Этап 3.2 Техническое перевооружение тепловой сети от ТК-151 до ТК10И 2Ду 600, прогнозной протяженностью 980м. (Черногорск)».
Вышеуказанные действия совершить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Абаканский городской суд.
Председательствующий Е.Г.Стрельцова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 14.02.2024
Судья Е.Г. Стрельцова