ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-548-2018 от 25.01.2018 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

копия

Дело № 2-548-2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белгород 25 января 2018 года

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Лопыревой С.В.,

при секретаре Денисовой Н.А.,

с участием истцов ФИО1, действующего в своих интересах, а также в интересах истца ФИО2, ФИО3, ФИО2, представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3, ФИО2 к МУП «Городской пассажирский транспорт» о взыскании не начисленной заработной платы,

у с т а н о в и л:

Истцы состоят в трудовых отношений с МУП «ГПТ», занимают должности: ФИО1 и ФИО3 – водитель автобуса, ФИО2 – водитель троллейбуса.

Истца обратились в суд с требованиями о признании незаконным невыполнение МУП «ГПТ» норм Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, взыскании неначисленной им в связи с невыполнением указанного Соглашения заработной платы: ФИО1 - за период август 2016-ноябрь 2017 в размере 105 449.71 руб., ФИО3 – за период январь 2016 – ноябрь 2017 в размере 195 706.62 руб., ФИО2 – за период январь 2016 – ноябрь 2017 в размере 156 851.83 руб., возложении на работодателя обязанности производить дальнейшее начисление заработной платы с учетом норм Федерального отраслевого соглашения. В обоснование требований сослались на то, что работодатель фактически присоединился к Федеральному отраслевому соглашению, однако тарифные ставки с учетом коэффициента инфляции им не пересматриваются.

В судебном заседании истцы требования поддержали. ФИО1 указал на то, что действующая на предприятии система оплаты труда исходя из оклада противоречит Федеральному отраслевому соглашению, поскольку соглашением не предусмотрена бестарифная система оплаты труда.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что фиксированная оплата труда в виде оклада установлена на предприятии как более выгодная для работников (закрепленные за ними транспортные средства могут находиться в ремонте), у предприятия отсутствуют финансовые возможности для повышения заработной платы.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях созданий условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции Российской Федерации).

Положениями ст.ст. 129 и 135 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно положениям коллективного договора МУП «ГПТ» на 2013-2016 годы, стороны присоединяются к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы; если в течение срока действия настоящего коллективного договора будут заключены новые региональное, территориальное, отраслевое соглашения, то стороны обязуются выполнять все их требования (п.1.9., 1.10).

Соглашением от 18.12.2016 о продлении коллективного договора МУП «ГПТ» от 17.12.2013 действие Коллективного договора продлено до 31.12.2018.

Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 24 октября 2013 года утверждено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы (далее – Федеральное отраслевое соглашение).

Из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.02.2014 N 14-4/10/В-756 видно, что соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (от 29.11.2013 N 234/14-16), опубликовано в журнале "Охрана и экономика труда" (приложение N 3 к N 4 (13) 2013 год), газете "Солидарность" (приложение N 1, 2014 год) и размещено на официальном сайте Минтруда России. В этом же письме, в соответствии с частью 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему, что соответствует процедуре, предусмотренной Порядком опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260 (в редакции от 09.04.2012). Указанное письмо опубликовано в "Российской газете" N 43 от 24.02.2014.

Из представленного истцами Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2017 № 14-4/005-9772 следует, что мотивированные отказы МУП «ГПТ» от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в Минтруд не поступали.

При таких обстоятельствах, положения Федерального отраслевого соглашения являются для ответчика обязательными. Доводы стороны истца в этой части убедительны.

Действие Федерального отраслевого соглашения продлено Дополнительным соглашением N 1, утв. Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 18.11.2016, на 2017 - 2019 годы.

В соответствии с положениями Федерального отраслевого соглашения в редакции от 24.10.2013:

Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта (далее - организации) устанавливается с 1 января 2014 года в размере 5554 рублей в месяц (п.3.1).

В организациях, применяющих бестарифную систему оплаты труда, с 1 января 2014 года устанавливается минимальный гарантированный размер заработной платы водителя автомобиля (автобуса), отработавшего месячную норму рабочего времени и исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда).

Минимальный гарантированный размер заработной платы водителя автомобиля (автобуса) не может быть менее двукратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации. Он не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отличающиеся от нормальных, - работа в ночное время, в сверхурочное время и выходные дни и т.п. (п.3.2).

В соответствии с этими же пунктами Федерального отраслевого соглашения в ред. Дополнительного соглашения N 1, утв. Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 18.11.2016:

Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2017 года в размере 7500 рублей в месяц (п.3.1).

В организациях, применяющих бестарифную систему оплаты труда, с 1 января 2014 года устанавливается минимальный гарантированный размер заработной платы водителя автомобиля (автобуса), отработавшего месячную норму рабочего времени и исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда).

Минимальный гарантированный размер заработной платы водителя автомобиля (автобуса) не может быть менее двукратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации. Он не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отличающиеся от нормальных, - работа в ночное время, в сверхурочное время и выходные дни и т.п. (п.3.2).

Согласно п.3.3, 3.4. Федерального отраслевого соглашения в обоих редакциях:

Пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда, указанного в пункте 3.1, размера минимальной гарантированной заработной платы, указанного в пункте 3.2, осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года, в порядке, установленном пунктом 3.4 настоящего Соглашения (п.3.3.).

Минимальная (базовая) тарифная ставка рабочих 1 разряда, указанная в п. 3.1, в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается на 1 января следующего года с применением коэффициента инфляции, установленного на текущий год Министерством экономического развития Российской Федерации (на дату принятия решения об изменении тарифной ставки) (п.3.4.).

Таким образом, Федеральное отраслевое соглашение как в ранее действующей, на и в действующей в настоящее время редакции предусматривает возможность применения предприятиями-работодателями, присоединившимися к Федеральному отраслевому соглашению, как тарифной, так и бестарифной системы оплаты труда.

Доводы ФИО1 в судебном заседании о том, что Федеральное отраслевое соглашение не предусматривает бестарифную систему оплаты труда, не основаны на тексте п.3.2. этого Соглашения.

Как указано выше, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст.135 ТК РФ). Таким образом, выбор системы оплаты труда является прерогативой работодателя, вмешиваться в хозяйственную деятельность которого суд не вправе.

Анализ текстов заключенных с истцами трудовых договоров, представленного ответчиком Положения об оплате труда и премировании работников МУП «ГПТ» свидетельствует о том, что работодателем применяется бестарифная система оплаты труда, поскольку в текстах данных документов, а также в представленном штатном расписании с ноября 2017 года отсутствуют какие либо указания на тарифы.

Таким образом, требования истцов о взыскании с ответчика не начисленной заработной платы, рассчитанной ими с учетом положений п.3.1, 3.3., 3.4. Федерального отраслевого соглашения, т.е. при применении работодателем тарифной системы оплаты труда, не основаны на законе и не могут быть удовлетворены судом.

Ответствуют у суда и основания для удовлетворения требований истцов о признании незаконным невыполнение МУП «ГПТ» норм Федерального отраслевого соглашения, возложении обязанности производить дальнейшее начисление заработной платы в части оклада с учетом норм Федерального отраслевого соглашения.

Ответчиками факт невыполнения работодателем положений Федерального отраслевого соглашения не доказан.

Как указано выше, их мнение об этом основано на выборочном прочтении пунктов Федерального отраслевого соглашения: азб.1 п.3.1., азб.2 п.3.2, без учета азб.1 этого же пункта.

В соответствии с п.3.2. Федерального отраслевого соглашения в организациях, применяющих бестарифную систему оплаты труда, с 1 января 2014 года устанавливается минимальный гарантированный размер заработной платы водителя автомобиля (автобуса), отработавшего месячную норму рабочего времени и исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда) (азб.1).

Минимальный гарантированный размер заработной платы водителя автомобиля (автобуса) не может быть менее двукратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации. Он не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отличающиеся от нормальных, - работа в ночное время, в сверхурочное время и выходные дни и т.п. (абз.2).

По смыслу положений ст.135 ТК РФ заработная плата состоит из тарифных ставок или окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Т.е. понятие «заработная плата» и «тарифная ставка»/ «оклад» не являются идентичными; последние являются одной из составляющих заработной платы.

Доказательств того, что при выработке месячной нормы рабочего времени и надлежащем исполнении своих трудовых обязанностей истцы получали заработную плату в размере менее двукратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения (от 17 406 до 18 004 руб. в период 2016-2017. г.) истцами суду не представлялось.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

ФИО1, ФИО3, ФИО2 в удовлетворении исковых требований о признании незаконным невыполнение МУП «Городской пассажирский транспорт» норм Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, взыскании в пользу ФИО1 105 449 рублей 71 копеек, ФИО3 195 706 рублей 62 копеек, ФИО2 156 851 рублей 83 копеек, возложении на МУП «Городской пассажирский транспорт» обязанности производить дальнейшее начисление заработной платы с учетом норм Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.

Судья подпись С.В. Лопырева

Решение суда принято в окончательной форме 25.01.2018