ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-548 от 07.12.2011 Дзун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

                                                                                    Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-548/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чадан 07 декабря 2011 г.

Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Омзаар О.С., при секретаре судебного заседания Монгуша Х.Э., с участием представителя истца – помощника прокурора Дзун-Хемчикского кожууна Ондар О.Д., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия главы сельского поселения сумона Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна – председателя Хурала представителей Тулуш А.К. по приведению в соответствие с федеральным законодательством Положений об установлении и введении в действие земельного налога и о налоге на имущество физических лиц на территории сельского поселения с. Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия главы сельского поселения сумона Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна – председателя Хурала представителей Тулуш А.К. по приведению в соответствие с федеральным законодательством Положений об установлении и введении в действие земельного налога и о налоге на имущество физических лиц на территории сельского поселения с. Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна и возложения на председателя Хурала представителей поселения обязанности привести в соответствие вышеуказанные Положения с требованиями федерального законодательства в месячный срок. В обоснование заявления указал на то, что Положение, утверждённое решением Хурала представителей сельского поселения сумона Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна от 14 ноября 2010 года № противоречит федеральному закону РФ «О налогах на имущество физических лиц» и Налоговому кодексу Российской Федерации. Пунктом 3 ст. 2 Положения определено, что если имущество, признаваемое объектом налогообложения находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. Второе предложение указанного пункта статьёй 1 Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из пункта 3 ст. 1 Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» исключено.

Пунктом 1 ст. 4 Положения установлены ставки налога, в том числе на гаражи и иные строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности физических лиц, в размере суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 рублей 0,3 %.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» ставка налога 0,3 % установлена для имущества стоимостью от 300 000 до 500 000 рублей. Для имущества стоимостью свыше 500 000 рублей ставка налога должна быть более 0,3 %.

Согласно п. 8 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

В противоречие с указанной нормой п. 3 ст. 7 Положения указаны платежные извещения.

Кроме того, текст положения содержит ошибки юридико-технического характера.

В пункте 2 ст. 2 Положения изложено: «Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиков в отношении этого имущества признается каждое из этих физических соразмерно его доле в этом имуществе». В данном случае следует указать «налогоплательщиком»

В пункте 1. ст. 8 Положения указано, что налог исчисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

В соответствии с положения федерального законодательства налог зачисляется в местный бюджет.

В пункте 1 ст. 4 Положения пропущен вид собственности – доля в праве общей собственности указанного имущества.

Кроме того, проверкой решения Хурала представителей сельского поселения сумон Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна от 11.11.2010 г. № «Об утверждении положения о земельном налоге на территории сельского поселения сумон Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна» (далее – Положение) выявлены противоречия федеральному законодательству.

Пунктом 3.1 Положения установлен срок уплаты налога налогоплательщиков – организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Установленный срок противоречит требованиям п. 1 ст. 397 НК РФ, согласно которому срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст. 398 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых деклараций по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следовательно, срок уплаты налога не может устанавливаться ранее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в связи с чем установленный Положением срок налоговому законодательству не соответствует.

Пунктом 3.3 Положения предусмотрено, что уплата налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Установленный срок противоречит требованиям абзаца третьего п. 1 ст. 397 НК РФ, согласно которому срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 01 ноября года, следующего за стекшим налоговым периодом.

Следовательно, срок уплаты налога не может устанавливаться ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, в связи с чем установленный Положением срок налоговому законодательству не соответствует.

Подпунктом 2 п. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков для инвалидов, имеющих 1 группу инвалидности, а также лиц, имеющих 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года.

В противоречие с указанной нормой п. 4 Положения предусмотрено указанное уменьшение налоговой базы для инвалидов 1 и 2 группы инвалидности, установленной до 1 января 2004 года.

Из указанной формулировки следует, указанная льгота предоставляется инвалидам 1 группы только для тех, кому она установлена до 1 января 2004 года, тогда как налоговым законодательством она предусмотрена для всех инвалидов 1 группы.

Кроме того, пунктом 5 Положения предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий.

Одновременно п. 4 Положения для указанной категории лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей.

Таким образом, Положение имеет внутреннее противоречие между пунктами 4 и 5, в связи, с чем в Положении следует предусмотреть один из этих видов льгот.

Пунктом 3.3 Положения предусмотрено, что уплата налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Установленный срок противоречит требованиям абзаца третьего п. 1 ст. 397 НК РФ, согласно которому срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 01 ноября года, следующего за стекшим налоговым периодом.

Следовательно, срок уплаты налога не может устанавливаться ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, в связи с чем, установленный Положением срок налоговому законодательству не соответствует.

На указанные нарушения федерального законодательства прокуратурой района 28.04.2011 Главе сельского поселения сумон Хондергейский – председателю Хурала представителей Тулуш А.К. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также принесены протесты о приведении в соответствие с федеральным законодательством Положения об установлении и введении в действие земельного налога на территории сельского поселения сумон Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна, о налоге на имущество физических лиц на территории сельского поселения сумон Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна.

В соответствии со ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Однако главой сельского поселения сумон Хондергейский до настоящего времени протест не рассмотрен, результаты рассмотрения протестов на ближайшей сессии Хурала представителей в прокуратуру района не представлены.

Вышеуказанными нарушениями, выраженными в противоречии Положений об установлении и введении в действие земельного налога на территории сельского поселения сумон Хондергейский, а также о налоге на имущество физических лиц на территории сельского поселения сумон Хондергейский нормам федерального законодательства нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, налогоплательщиков, приживающих на территории сельского поселения.

В соответствии с ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Просит обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна привести в соответствие Положения об установлении и введении в действие земельного налога и о налоге на имущество физических лиц на территории сельского поселения с. Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна в месячный срок.

Представитель истца требования поддержал полностью, и просила удовлетворить по указанным в нем основаниям.

В судебное заседание надлежаще извещённое заинтересованное лицо не явилось по неизвестным обстоятельствам, ходатайств о рассмотрении заявления в его отсутствие, об отложении судебного заседания не заявлял. В связи с чем, суд рассмотрел заявление без участия заинтересованного лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лица, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Так, пунктом 3 ст. 2 Положения определено, что если имущество, признаваемое объектом налогообложения находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Второе предложение указанного пункта статьёй 1 Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из пункта 3 ст. 1 Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» исключено.

Пунктом 1 ст. 4 Положения установлены ставки налога, в том числе на гаражи и иные строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности физических лиц, в размере суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 рублей 0,3 %.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» ставка налога 0,3 % установлена для имущества стоимостью от 300 000 до 500 000 рублей. Для имущества стоимостью свыше 500 000 рублей ставка налога должна быть более 0,3 %.

Согласно п. 8 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

В противоречие с указанной нормой п. 3 ст. 7 Положения указаны платежные извещения.

В пункте 2 ст. 2 Положения изложено: «Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиков в отношении этого имущества признается каждое из этих физических соразмерно его доле в этом имуществе». В данном случае следует указать «налогоплательщиком».

В пункте 1 ст. 4 Положения пропущен вид собственности – доля в праве общей собственности указанного имущества.

Кроме того, подпунктом 2 п. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков для инвалидов, имеющих 1 группу инвалидности, а также лиц, имеющих 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года.

В противоречие с указанной нормой п. 4 Положения о земельном налоге предусмотрено указанное уменьшение налоговой базы для инвалидов 1 и 2 группы инвалидности, установленной до 1 января 2004 года.

Из указанной формулировки следует, предоставление указанной льготы инвалидам 1 группы только для тех, кому она установлена до 1 января 2004 года, тогда как налоговым законодательством она предусмотрена для всех инвалидов 1 группы.

Пунктом 5 Положения о земельном налоге предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий.

Одновременно п. 4 Положения для указанной категории лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей.

Таким образом, Положение имеет внутреннее противоречие между пунктами 4 и 5, в связи с чем, в Положении следует предусмотреть один из этих видов льгот.

Пунктом 3.3 Положения предусмотрено, что уплата налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Установленный срок противоречит требованиям абзаца третьего п. 1 ст. 397 НК РФ, согласно которому срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 01 ноября года, следующего за стекшим налоговым периодом.

Следовательно, срок уплаты налога не может устанавливаться ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, в связи с чем установленный Положением срок налоговому законодательству не соответствует.

Таким образом, вышеуказанные противоречия Положений сельского поселения о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц положениям федерального законодательства, нарушают права и интересы лиц, проживающих на территории сельского поселения.

В этой связи требование прокурора в этой части подлежит удовлетворению.

Однако, противоречия, указанные в заявлении прокурора в пункте 1 ст. 8 Положения, указывающее, что налог исчисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения и указание положения федерального законодательства, что налог зачисляется в местный бюджет не имеет между собой противоречий. Налоги по данному виду в любом случае поступают в местный бюджет.

Также не имеет противоречий федеральному законодательству пункт 3.1 Положения, в котором установлен срок уплаты налога налогоплательщиков – организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Данное требование установлено п. 1 ст. 397 НК РФ, согласно которому срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст. 398 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых деклараций по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следовательно, срок уплаты налога установлен одной датой – не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Дзун-Хемчикского района в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия главы сельского поселения сумона Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна – председателя Хурала представителей Тулуш А.К. по приведению в соответствие с федеральным законодательством Положений об установлении и введении в действие земельного налога и о налоге на имущество физических лиц на территории сельского поселения сумона Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна – удовлетворить частично.

Признать Положение об установлении и введении в действие земельного налога на территории сельского поселения сумона Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна от 11 ноября 2010 года № противоречащим федеральному законодательству, а именно:

пункт 3.1 Положения – пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ;

Пункт 3.3 Положения – абзацу 3 пункта 1 ст. 397 НК РФ.

пункт 4 Положения – подпункту 2 пункта 5 статьи 391 НК РФ;

пункт 4 Положения – пункту 5 данного Положения.

Признать Положение об утверждении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения сумона Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна от 11 ноября 2010 года № противоречащим федеральному законодательству, а именно:

пункт 1 статьи 4 Положения – пункту 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»;

пункт 1 статьи 4 Положения добавить вид собственности – доля в праве общей собственности.

Обязать главу сельского поселения сумона Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна – председателя Хурала представителей сельского поселения сумона Хондергейский Дзун-Хемчикского кожууна Тулуш А.К. привести в соответствие Положения об установлении и введении в действие земельного налога и налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения сумона Хондергейсикй в соответствие с требованиями федерального законодательства с внесением изменений в месячный срок.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения окончательного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2011 года.

Судья Омзаар О.С.