Дело № 2-5482/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2020 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре Зилёвой Е.В.,
с участием представителей ответчика ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения об удержании из пенсии излишне выплаченной суммы, признании незаконными действий по удержанию из пенсии сумм, обязании возвратить незаконное удержание суммы, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
истец ФИО3 обратился в суд с иском к ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения об удержании из пенсии излишне выплаченной суммы, признании незаконными действий по удержанию из пенсии сумм, обязании возвратить незаконное удержание суммы, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ произведено удержание из пенсии истца в размере <данные изъяты>, что составляет 20 % от ежемесячной пенсии, с учетом ее индексации в октябре 2020, то есть <данные изъяты>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Хабаровскому краю уведомило истца, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ежемесячном удержании излишнее выплаченной истцу пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, которая образовалась в связи с тем, что истец не сообщил в ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю о снятии с регистрационного учета в г. Хабаровске.
Данное обстоятельство полагает не отменяет возложенные на ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю функции и обязанности проверки и контроля правомерности назначения пенсии.
Истец не согласен с Решением, считает его необоснованным и незаконным.
Решение ему не представлено. Об издании указанного решения его не известили,
с ним не ознакомили, копия решения представлена не была, право на его обжалование и
порядок такого обжалования не разъяснялся и в полученном письме указанное решение
приобщено не было. Согласия на удержание истец не давал.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему выплачивалась пенсия по линии ФСКН России с учетом, районного коэффициента установленного в г. Хабаровске.
С ДД.ММ.ГГГГ он является получателем пенсии по линии МВД России.
С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии осуществлялась без районного коэффициента.
Течение срока исковой давности подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ
Решение об удержании пенсии последовало за пределами трехлетнего срока исковой давности, т.е. спустя более 4 лет. Ответчиком пропущен срок исковой давности.
Просит признать решение ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по факту излишне выплаченной Истцу пенсии за период с 01.08.2012 по 31.07.2016, по удержанию из пенсии излишне выплаченной суммы в размере 204 862,37 рублей ежемесячно в размере не превышающем 20% причитающейся к выплате пенсии незаконным, нарушающим права и интересы Истца; признать незаконными действия ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю по осуществлению ежемесячных удержаний из пенсии Истца в размере 20% причитающейся к выплате пенсии сумм; обязать ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю устранить в полном объеме нарушенные права и свободы Истца путем возврата незаконно удержанной пенсии за период с 02.10.2020 по день разрешения спора в суде; взыскать с ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю в пользу Истца проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 03.10.2020 по день вынесения решения суда.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Хабаровскому краю.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на доводы указанные в письменных возражениях, приобщённых к материалам дела.
Выслушав представителей ответчика, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные указанным Законом, распространяются на следующие категории лиц: лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с частью 1 статьи 48 названного Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Общий порядок выплаты предусмотренных названным Законом пенсий, установленный его статьей 56, предполагает их выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации (часть 1).
Часть первая статьи 62 Закона Российской Федерации от 12.02.2003 № 4468-1 во взаимосвязи с частью десятой ст. 56 данного Закона, предусматривающей ответственность лиц, которым назначена пенсия, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии, и обязанность возмещения виновными лицами государству причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, направлена на обеспечение сохранности средств бюджетов соответствующих пенсионных органов, предотвращение их перерасхода вследствие необоснованной выплаты пенсионного обеспечения и позволяет компенсировать пенсионному органу ущерб, причиненный такой выплатой. Данной нормой установлено ограничение размера удерживаемых во внесудебном порядке сумм, что направлено на защиту интересов гражданина, обеспечение получения им средств, необходимых для поддержания сложившегося уровня жизни.
Районный коэффициент к заработной плате (пенсии) по Закону РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» установлен для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи именно с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, в данном случае в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», выплата денежного довольствия с учетом коэффициентов производится со дня прибытия военнослужащего (сотрудника) в район (местность) и прекращается со дня, следующего за днем убытия из этого района (местности).
Судом установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., майор полиции в отставке, бывший ответственный дежурный дежурной части <данные изъяты>, уволен ДД.ММ.ГГГГ по достижении предельного возраста. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 30 лет, в льготном исчислении - 44 года. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 состоял на пенсионном учете в ФСКН России по Хабаровскому краю. На пенсионном учете в УМВД России по Хабаровскому краю состоит с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии по линии МВД России право на сохранение пенсии с учетом районного коэффициента при переезде в другой регион, предусмотренное частью 2 статьи 48 Закона, ФИО4 не имеет.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выплачивалась пенсия с учетом, районного коэффициента 20%, установленного в г. Хабаровске.
С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии ФИО3 осуществлялась без учета районного коэффициента.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю поступило заявление от ФИО3 с просьбой о переводе его пенсионного дела в г. Москву. К заявлению прилагалась копия паспорта с отметкой о снятии с регистрационного учета в г. Хабаровске ДД.ММ.ГГГГ и регистрацией по месту жительства в <адрес> по настоящее время.
О снятии с регистрационного учета в г. Хабаровске ФИО3 отдел пенсионного обслуживания не уведомил, информацию, подтверждающую проживание на территории Хабаровского края после снятия с регистрационного учета, не предоставил.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата пенсии за счет применения районного коэффициента в размере <данные изъяты>, подлежащая возврату в федеральный бюджет.
Согласно статье 62 Закона РФ от 12.02.2003 № 4468-1 ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ежемесячном удержании излишне выплаченной ФИО3 пенсии в размере 20 %, до полного погашения переплаты.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 было направлено уведомление об образовавшейся задолженности.
С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии ФИО3 в УМВД России по Хабаровскому краю прекращена, пенсионное дело направлено в центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве, по месту жительства пенсионера вместе с информацией о произведении удержания из пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ отделом пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю в ФЭД МВД России направлен запрос о правомерности применения статьи 62 Закона РФ от 12.02.2003 № 4468-1 при принятии решения об удержании незаконно полученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период, когда ФИО3 являлся пенсионером упраздненного ведомства, правопреемником которого является МВД России.
Согласно полученному ответу ФЭД МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что по Указу Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в сфере миграции» МВД России является правопреемником упраздненной ФСКН России, пенсионные органы МВД России приобретают права и обязанности ФСКН России по пенсионному обеспечению пенсионеров.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 было направлено повторное уведомление о задолженности и предоставлении документов, подтверждающих проживание на территории Хабаровского края для пересмотра размера переплаты пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 62 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования возложение на пенсионера ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы выплачиваемой ему на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии за выслугу лет возможно, если установлена вина этого пенсионера в представлении недостоверных сведений в пенсионный орган для назначения и выплаты ему пенсии, а также если причиненный ущерб являлся следствием противоправных действий (или бездействия) пенсионера, неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей. При этом причиненный пенсионером государству ущерб должен быть выражен в перерасходе средств при необоснованной выплате этому лицу пенсии.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту проживания в <адрес>.
При этом истец не представил суду документы о вынужденности снятия с регистрационного учета, необходимости регистрации по иному адресу и проживании в спорный период в г. Хабаровске.
Документы, подтверждающие проживание истца на территории Хабаровского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истцом в отдел пенсионного обслуживании ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю не представлены, также в ходе рассмотрения дела судом доказательства, подтверждающие проживание истца на территории Хабаровского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не представлены.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно преимущественно проживает.
В соответствии с абз. 8 ст. 2 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статья 3 вышеуказанного Закона обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Анализ приведенных положений во взаимосвязи со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что действующее законодательство связывает место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении. Поскольку регистрация по месту жительства носит обязательный характер, то адрес регистрации по месту жительства признается адресом, выбранным стороной спора для проживания.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П, органы регистрационного учета посредством регистрации удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Судом установлено, что ФИО3 о снятии с регистрационного учета по месту жительства отдел пенсионного обслуживания не уведомил, документов, подтверждающих проживание на территории Хабаровского края, не предоставлял.
Таким образом, решение УМВД России по Хабаровскому краю об удержании суммы переплаты, образовавшейся за счет применения районного коэффициента, принятое по результатам проверки по факту переплаты пенсии за счет применения районного коэффициента ФИО3, оформленного заключением от ДД.ММ.ГГГГ, является основанием для удержания из пенсии истца сумм, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны. Факт злоупотребления со стороны ФИО3 указанным заключением установлен, в связи с чем, сумма пенсии, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям.
Оспариваемое истцом решение принято ответчиком в рамках полномочий, установленных Положением об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, утв. Приказом МВД России от 28.07.2017 N 556 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю", в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Факт недобросовестности в действиях (злоупотребление правом) истца, повлекших незаконное получение им доплаты к пенсии на общую сумму 204 862,37 рублей суд полагает подтвердившимся в судебном заседании. Истец, заведомо зная, об отсутствии оснований для начисления к его пенсии районного коэффициента в размере 20% в связи с фактической сменой места жительства, и, будучи осведомленным о необходимости сообщить указанную информацию ответчику, этого не сделал, что повлияло на размер ежемесячно выплачиваемой ему пенсии в сторону ее значительного увеличения как лицу, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Принимая во внимание установленную законодательством Российской Федерации ответственность виновных лиц, которым назначена пенсия, за недостоверность сведений, содержащихся в представляемых ими в пенсионный орган документах для назначения пенсии и влияющих на ее размер, в виде возмещения государству причиненного ущерба, у ответчика имелись законные основания для принятия в соответствии с положениями статьи 62 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 решения об удержании незаконно полученной суммы пенсии и приведения такого решения в исполнение.
Доводы стороны истца о том, что переплата вызвана действиями должностных лиц отдела пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю, которые не осуществляли обязанности по проверке и контролю правомерности назначения пенсии, несостоятельна. Проживая с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, получая ежемесячно с учетом применяемого на территории г. Хабаровска районного коэффициента повышенный размер пенсии, истец обязан был безотлагательно сообщить в отдел пенсионного обеспечения, что у него произошла перемена места жительства и оснований для увеличения пенсии не имелось, однако этого не сделал, что достоверно свидетельствует о его недобросовестности.
Частью 10 статьи 56 Закона N 4468-I предусмотрена ответственность лиц, указанных в статье 1 данного Закона, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из вышеуказанных норм материального права следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.
При этом довод истца о том, что период удержания данной надбавки превышает срок исковой давности в три года, подлежит отклонению, поскольку, положение о сроке исковой давности не может быть применено при рассмотрении данного иска по заявленным основаниям, поскольку в силу Закона РФ от 12.02.2003 № 4468-1 ограничения периода, за пределами которого не может быть взыскана незаконно полученная пенсия, не содержится.
Кроме того, отдел пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю меры к возмещению причиненного пенсионером государству ущерба в виде перерасхода средств при необоснованной выплате пенсии, путем принятия советующего решения об удержании из пенсии, предпринял непосредственно после обнаружения факта предоставления недостоверных сведений.
С учетом изложенного не имеется оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения об удержании из пенсии излишне выплаченной суммы, признании незаконными действий по удержанию из пенсии сумм, обязании возвратить незаконное удержанные суммы, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 09.12.2020 в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий: Н.А. Чижова