РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2012 года
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе:
председательствующего: судьи Чадова А.А.,
при секретаре: Никиткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению по культуре и искусству администрации города Оренбурга об отмене дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, указав, что приказом ... от ... на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Основанием для взыскания явилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в нарушении сохранности и содержания имущества (отсутствие аншлага на здании, растущее дерево на крыше здания по ...).
Полагает данное взыскание незаконным. Нарушений должностных обязанностей она не допускала.
Просила суд признать дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенное на нее приказом ... от ... незаконным, а истицу – не подвергавшейся дисциплинарному взысканию.
В судебном заседании истица ФИО1, ее представитель – адвокат ФИО5, действующий на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика – ФИО4, действующий по доверенности. возражал в удовлетворении исковых требований, в иске просил отказать.
Заслушав пояснения сторон и их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится выговор.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В силу ст. 193 ТК РФ, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Судом установлено, что в соответствие с трудовым договором ... от ..., истица принята на должность директора Муниципального учреждения культуры «Музей истории Оренбурга». Местом работы истицы определено Муниципальное учреждение «Музей истории Оренбурга», расположенное по адресу: ....
Согласно протокола работы выездной комиссии по вопросу содержания зданий и прилегающей территории учреждений культуры г.Оренбурга от ..., комиссией в составе начальника управления, заместителя начальника управления и главного специалиста управления по культуре и искусству администрации г.Оренбурга решено составить акты о выявленных нарушениях в учреждениях и истребовать письменные объяснения по фактам выявленных нарушениях.
Актом выездной комиссии от ..., составленным по результатам обследования учреждения культуры «Музей города Оренбурга», выявлено, что на крыше башни и на здании в 3-х местах растут деревья, а также отсутствует аншлаг с указанием улицы и номера дома.
Требованием от ... истице предложено в срок до ... представить письменное объяснение по выявленным нарушениям.
Приказом заместителя начальника управления по культуре и искусству администрации г.Оренбурга ... от ... истица привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в нарушении сохранности и содержания имущества (отсутствие аншлага на здании, растущее дерево на крыше здания по ...). С приказом истица ознакомлена ..., о чем свидетельствует ее подпись в оспариваемом приказе.
Оспаривая данный приказ, истица сослалась на отсутствие в ее действиях дисциплинарного проступка, указав, в частности, что установка аншлагов на объектах исторического и культурного наследия, к которому относится здание Музея истории Оренбурга, не предусмотрено действующими нормативными актами, а ликвидация кленовой поросли на указанном здании не входит в ее должностные обязанности.
Суд соглашается с указанными доводами истицы исходя из следующего:
Согласно положений ст.192 ТК РФ, дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Как следует из оспариваемого приказа, истица привлечена к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, установленных пунктами 3.7, 3.13 и 5.1 должностной инструкции и выразившееся в нарушении сохранности и содержания имущества.
Пунктом 3.7 должностной инструкции директора муниципального учреждения культуры «Музей истории Оренбурга» на директора учреждения возложена обязанность обеспечивать сохранность имущества музея. В соответствие с пунктом 3.13 Инструкции директор учреждения осуществляет контроль за соблюдением работниками музея правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности, производственной санитарии. Согласно пункта 5.1 Инструкции директор музея привлекается к ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных Инструкцией.
Согласно Устава МБУ «Музей истории Оренбурга», учреждение имеет и пользуется муниципальным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления в соответствие с действующим законодательством (п.1.4 Устава). Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Источниками формирования имущества является, в том числе, имущество, переданное ему собственником или уполномоченным им органом. Имущество Учреждения, переданное ему Учредителем, находится у Учреждения на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью (п.п.3.1; 3.2; 6.11 Устава).
В соответствие со свидетельством о государственной регистрации права от ..., здание Музея истории Оренбурга, расположенное по адресу: ..., закреплено на праве оперативного управления за Муниципальным бюджетным учреждением «Музей истории Оренбурга» распоряжением Комитета по управлению имуществом города Оренбурга от ... ....
Таким образом, здание Музея истории Оренбурга действительно является имуществом МБУ «Музей истории Оренбурга», сохранность которого истец ФИО1 должна обеспечить в силу возложенной на нее обязанности пунктом 3.7 Должностной инструкции.
Между тем, ни материалы проверки по фактам выявленных нарушений, ни какие-либо иные документы, представленные суду, не содержат доказательств того, что музейное имущество повреждено, уменьшилось, либо иным образом утратило свои свойства, равно как и не представлено доказательств того, что данные обстоятельства являются следствием виновных действий ФИО1, не обеспечившей сохранность вверенного ей имущества.
Доводы представителя ответчика о том, что растущая на здании кленовая поросль разрушает целостность кирпичной кладки, носят характер предположений, не подтверждены какими-либо доказательствами и не могут быть положены в основу выводов о наличии в действиях (бездействии) истца дисциплинарного проступка.
Что касается выводов работодателя о ненадлежащем исполнении истцом служебных обязанностей, выразившемся в отсутствии аншлага на здании, то ответчиком также не представлено доказательств того, что отсутствие указанного аншлага каким-либо образом повлияло на сохранность имущества Музея, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Более того, Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, в число которых включено здание гауптвахты середины XIX века, расположенное по ....
Согласно п.2.9 Положения об организации установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территории МО «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации г.Оренбурга ... от ..., установка указателей на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) осуществляется в соответствие с требованиями к размещению объектов наружной информации, утвержденными решением Оренбургского городского Совета № 223.
Пунктом. 2.1.3.5. Правил распространения наружной рекламы и информации на территории города Оренбурга, утвержденных решением Оренбургского городского Совета от ... ..., запрещено без согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия Оренбургской области размещать рекламные конструкции и объекты наружной информации (за исключением информационных табличек и учрежденческих досок) на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 2.2. Правил к объектам наружной информации, в том числе объектам наружной городской информации отнесены информационные указатели ориентирования в городе: названия улиц, номера зданий.
В соответствие со ст.27 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Разделом 2 Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от ... ..., определено, что в отношении отдельных объектов культурного наследия, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, полномочия по согласованию установки на таких объектах информационных надписей и обозначений осуществляет Росохранкультура.
Росохранкультура или региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет (вручает) уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений собственнику (пользователю) указанного объекта или лицу, уполномоченному представлять его по доверенности
Вместе с уведомлением Росохранкультура или региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет (вручает) письменное задание на установку информационных надписей и обозначений, в котором указываются конкретные требования к их количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки, в том числе способу крепления (нанесения).
Согласно п.27 Инструкции информационные надписи и обозначения изготавливаются в виде прямоугольной пластины с нанесением на нее надписей и обозначений методом, обеспечивающим их хорошую различимость, читаемость и длительную сохранность.
В соответствие с п.35 Инструкции собственник (пользователь) объекта культурного наследия или его доверенное лицо организует установку изготовленной пластины (пластин) в соответствии с утвержденным проектом.
Из представленного в материалы дела Задания на установку информационных надписей и обозначений от ... ..., выданного заместителем начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия и развития традиционной народной культуры следует, что информационная надпись в отношение объекта культурного наследия «Здание гауптвахты сер. XIX в.», расположенного по ..., было согласовано в форме прямоугольной пластины формата А3 (42 см.х 30 см.) с надписью следующего содержания: «Объект культурного наследия Федерального значения «Здание гауптвахты, сер. XIX в.» Псевдоготика. Подлежит государственной охране. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность».
Учитывая, что самостоятельная, без согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия, установка объектов наружной информации на объекты культурного наследия запрещена Правилами распространения наружной рекламы и информации на территории города Оренбурга, а установка информационных указателей ориентирования в городе с названием улицы и номера здания, органами охраны объектов культурного наследия не согласовывалось и заданий на их установку не выдавалось, суд приходит к выводу о том, что у истицы ФИО1 отсутствовала обязанность по установке аншлага, отсутствие которого вменено истице в вину в качестве ненадлежащего исполнения ей служебных обязанностей.
Учитывая, что установка аншлага не являлась обязанностью истицы, принимая во внимание, что его отсутствие не влияет на сохранность имущества учреждения, учитывая также, что ответчиком не представлено доказательств влияния на сохранность объекта кленовой поросли на здании Музея, как и того, что наличие данной поросли является следствием виновных действий (бездействия) истицы, суд приходит к выводу об обоснованности требований ФИО1 о незаконности привлечения ее к дисциплинарной ответственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Управлению по культуре и искусству администрации города Оренбурга об отмене дисциплинарного взыскания - удовлетворить.
Признать незаконным привлечение ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора, наложенное приказом ... от ... и отменить приказ.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Полный текст решения изготовлен: 09.11.2012г.
Судья: подпись