УИД 32RS0027-01-2021-006815-07
Дело № 2-737/2022 (2-5486/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Брянск 09.02.2022 года
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Ведмедера Т.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Фокинского района города Брянска Куликовой Н.В.,
представителя ответчика Брянской городской администрации ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации об обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности магистральной дороги районного значения, транспортно-пешеходной (2 категории) по ул. Олега Кошевого г. Брянска (от ул. Ермакова до ПТА «Деловое Сотрудничество»)
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Фокинского района г. Брянска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации об обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности магистральной дороги районного значения, транспортно-пешеходной (2 категории) по ул. Олега Кошевого г. Брянска (от ул. Ермакова до ПТА «Деловое Сотрудничество»), ссылаясь на то, что прокуратурой Фокинского района г. Брянска проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности на территории Фокинского района г. Брянска, в ходе которой установлено, что на территории Фокинского района г. Брянска имеется магистральная дорога районного значения, транспортно-пешеходная (2 категория) ул. Олега Кошевого (от ул. Ермакова до ПТА «Деловое Сотрудничество») протяженностью 996 м. с кадастровым №....
Указанная дорога входит в Перечень объектов улично-дорожной сети городского округа г. Брянск, однако государственная регистрация права собственности на вышеуказанную автомобильную дорогу не осуществлялась.
Вместе с тем, Брянской городской администрацией не принято каких-либо мер, направленных на регистрацию права собственности магистральной дороги районного значения, транспортно-пешеходная (2 категория) ул. Олега Кошевого (от ул. Ермакова до ПТА «Деловое Сотрудничество») протяженностью 996 м. с кадастровым №....
Отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу, расположенную в границах городского округа г. Брянск, создает как препятствия осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дороги, а в случае её несоответствия предъявляемым требованиям, приведению в надлежащее состояние, так и не позволяет органу местного самоуправления предусматривать и расходовать бюджетные средства на содержание дорог.
На основании изложенного, просил суд обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации произвести в установленном законом порядке государственную регистрацию права муниципальной собственности магистральной дороги районного значения, транспортно-пешеходная (2 категория) ул. Олега Кошевого (от ул. Ермакова до ПТА «Деловое Сотрудничество») протяженностью 996 м. с кадастровым №....
Определением суда от 25.11.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Определением суда от 09.02.2022 г. производство по делу в части требований заявленных к Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации прекращено в связи с отказом от заявленных требований к ним.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Фокинского района г. Брянска Куликова Н.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования к Брянской городской администрации поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Брянской городской администрации ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил суд, в случае удовлетворения требований, установить срок для исполнения решения суда 1 год.
Представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, письменным ходатайством представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации просил дело слушанием отложить в связи с нахождением представителя на больничном.
Согласно статье 167 части 2, 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд признает причину неявки представителя Комитете по ЖКХ Брянской городской администрации в судебное заседание неуважительной, поскольку Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации является юридическим лицом и имеет возможность обеспечить явку в судебное заседания иного представителя наделив его полномочиями, действия от Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях и иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7 статьи 1 ФЗ № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой Фокинского района г. Брянска была проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности на территории Фокинского района г. Брянска. В ходе данной проверки было установлено, что на территории Фокинского района г. Брянска имеется магистральная дорога районного значения, транспортно-пешеходная (2 категория) ул. Олега Кошевого (от ул. Ермакова до ПТА «Деловое Сотрудничество») протяженностью 996 м. с кадастровым №....
Поскольку, в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации автомобильная дорога относится к объектам недвижимого имущества, право собственности на нее подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу подпункта 5 части 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Исходя из данных правовых норм, органы местного самоуправления обязаны содержать автомобильные дороги, а также включающие в себя искусственные дорожные сооружения (мосты), местного значения в состоянии, отвечающем требования безопасности.
27.05.2021 прокуратурой Фокинского района г. Брянска главе Фокинской районной администрации внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства безопасности дорожного движения. Вместе с тем, мер, направленных на государственную регистрацию права муниципальной собственности на дорогу, принято не было.Данные обстоятельства подтверждены справкой о результатах проверки от 29.06.2020 года. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, подтверждающие устранение выявленных нарушений в полном объеме, ответчиком суду не представлены.
Согласно выписке из ЕГРН № КУВИ-002/2021-83402857 от 07.07.2021 сведения о собственнике магистральной дороги районного значения, транспортно-пешеходная (2 категория) ул. Олега Кошевого, от ул. Ермакова до ПТА «Деловое Сотрудничество» протяженностью 996 м. с кадастровым №..., отсутствуют в едином государственном реестре недвижимости.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что отсутствие государственной регистрации создает препятствия осуществления государственного контроля за техническим состоянием дороги, ее ремонта, а так же не позволяет органу местного самоуправления предусматривать и расходовать бюджетные средства на содержание дороги, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Учитывая названные законоположения, суд находит требования Прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации об обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности магистральной дороги районного значения, транспортно-пешеходной (2 категории) по ул. Олега Кошевого г. Брянска (от ул. Ермакова до ПТА «Деловое Сотрудничество»), обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий ответчиком, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Устанавливая срок исполнения решения, суд исходит из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика. В связи с чем, суд полагает необходимым определить срок исполнения решения суда до 30.01.2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации об обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности магистральной дороги районного значения, транспортно-пешеходной (2 категории) по ул. Олега Кошевого г. Брянска (от ул. Ермакова до ПТА «Деловое Сотрудничество»), удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию в срок до 30.01.2023 года произвести в установленном законом порядке государственную регистрацию права муниципальной собственности магистральной дороги районного значения, транспортно-пешеходная (2 категория) ул. Олега Кошевого (от ул. Ермакова до ПТА «Деловое Сотрудничество») протяженностью 996 м. с кадастровым №....
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья Г.В. Курнаева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 16.02.2022 г.