ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-548/15 от 12.05.2015 Алейского городского суда (Алтайский край)

Дело №2-548/2015

решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2015 года <адрес>

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего О.В. Луханиной

при секретаре Е.Г. Непомнящих,

с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Я.Л. Горлановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Алтайского края о возложении обязанностей по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций,

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанностей по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций указывая на то, что Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией <адрес> Алтайского края требований законодательства, регламентирующего защиту прав субъектов предпринимательской деятельности.

Согласно пунктов 1, 2, 4 части 2 статьи 6 Федерального закона номер 209-ФЗ в числе основных принципов и целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации определены развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды, обеспечение благоприятных условий для их развития, а также оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в провидении производимых ими товаров (работ, услуг).

На основании части 5 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года номер 38-Ф3 о рекламе, органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристики рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городскою округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07 мая 2013 года номер 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном 4.5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 мая 2006 года номер 38-ФЗ «О рекламе».

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на территории района до настоящего времени не разработана и не утверждена схема размещения рекламных конструкций, которая в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года номер 38-Ф3 «О рекламе» и Постановления Администрации Алтайского края от 18 декабря 2013 года номер 661 подлежит предварительному согласованию с Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой в адрес главы Администрации <адрес> Алтайского края по данному факту внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

По результатам рассмотрения представления в ДД.ММ.ГГГГ от Администрации <адрес> получен ответ о том, что работа по разработке и утверждению схемы рекламных конструкций будет закончена.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> дан ответ о том, что в настоящее время требования, указанные в представлении, не исполнены, схема размещения рекламных конструкций не разработана, с Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края схема размещения рекламных конструкций не согласована и не утверждена.

Таким образом, бездействием Администрации <адрес> нарушаются права неопределенного круга субъектов предпринимательства на своевременное получение муниципальной услуги, поскольку отсутствие утвержденной схемы не позволяет органу местного самоуправления выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Просит признать бездействие Администрации <адрес> Алтайского края, выразившееся в не разработке и не утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, и расположенных на территории <адрес> Алтайского края.

Обязать ответчика разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, и расположенных на территории <адрес> Алтайского края, предварительно согласовав её с Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить срок ответчику для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Горланова Я.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила аналогично изложенному в иске. Дополнительно пояснила, что в соответствии со ст. 206 ГПК РФ просит установить срок для совершения вышеуказанных действий 6 месяцев.

Представитель ответчика Администрации <адрес> Алтайского края Шушаков Р.Ю. иск не признал ссылаясь на то, что в настоящее время Администрацией Алейского района Алтайского края разработана и утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования <адрес> в поселке <адрес>, селе <адрес>, поселке <адрес>, поселке <адрес>. То есть, указанной схемой охватываются муниципальные образования: <адрес> сельсовет, <адрес> сельсовет, <адрес> сельсовет. Необходимым условием разработки и утверждения схемы размещения рекламных конструкций является наличие документов территориального планирования, в частности – генеральных планов поселений.

До ДД.ММ.ГГГГ утверждение генеральных планов поселений относилось к вопросам местного значения сельских поселений. Полагает, что в данной ситуации было невозможно обеспечить разработку и утверждение схемы размещения рекламных конструкций в силу объективных, не зависящих от Администрации района причин. Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленных на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории, относится к вопросам местного значения муниципального района, в настоящее время Администрацией района разработан проект муниципальной программы «Обеспечение документами территориального планирования <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в указанный период времени планируется разработка документов территориального планирования <адрес>. Считает, что возложение на Администрацию района обязанности разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций с установлением срока для совершения указанных действий является преждевременным. Просит в удовлетворении иска Алейскому межрайонному прокурору отказать.

Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Горланову Я.Л., представителя ответчика Администрации <адрес> Алтайского края Шушакова Р.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года номер 38-ФЗ «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 7 мая 2013 года номер 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года номер 38-ФЗ «О рекламе».

Из материалов дела следует, что Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательства.

По результатам проверки установлено, что в нарушение требований пункта 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года номер 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 5.8 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, расположенных на территории <адрес> Алтайского края, Администрацией <адрес> Алтайского края не разработаны и не утверждены.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрации <адрес> Алтайского края Агарковой С.Я. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства.

В ответ на указанное представление Администрация <адрес> Алтайского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщили прокурору, что в течении последних пяти лет в Администрацию <адрес> Алтайского края обращений от граждан по предоставлению земельных участков для размещения рекламных конструкций не поступало. В связи с отсутствием районного центра на территории <адрес> с расположенными 22 сельсоветами на территории района невозможно определить единое место размещения рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования. Генеральные планы разработаны в <адрес>, <адрес> и <адрес> сельсоветах. В настоящее время в данных сельсоветах разрабатываются правила пользования и застройки. По утверждению правил землепользования и застройки будут разработаны и утверждены схемы размещения рекламных конструкций в данных сельсоветах.

Согласно письма Администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ проект размещения рекламных конструкций на территории <адрес> Алтайского края находится на доработке по устранению замечаний, поступивших от Главалтайимущества и Управления по транспорту и дорожному хозяйству Главного управления. В ближайшее время схема размещения рекламных конструкций Алейского района будет повторно направлена для согласования в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края сообщает о согласовании схем размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования <адрес> Алтайского края.

Из пояснений представителя ответчика Администрации <адрес> Алтайского края в судебном заседании следует, что вышеуказанные схемы разработаны и согласованы по размещению рекламных конструкций на территории муниципального образования <адрес> Алтайского края в поселке <адрес>, селе <адрес>, поселке <адрес> и поселке <адрес>. Таким образом, указанными схемами охвачены только 3 муниципальных образования: <адрес> сельсовет, <адрес> сельсовет, <адрес> сельсовет, а на территории <адрес> таких муниципальных образований 22, что подтверждается письмом Администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела и пояснений представителя ответчика Шушакова Р.Ю. в судебном заседании следует, что Администрацией <адрес> Алтайского края ведется работа по составлению генеральных планов поселений, по утверждении которых будут разработаны и согласованы в установленном порядке схемы по размещению рекламных конструкций на территории оставшихся 19 сельских поселений.

В обоснование своих возражений на иск представитель ответчика сослался на то, что в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона номер 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции до принятия Федерального закона номер 136-Ф3 от 27 мая 2014 года), утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, относилось к вопросам местного значения сельских поселений.

Федеральным законом от 27 мая 2014 года номер 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» в Федеральный закон номер 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, которыми вопросы местного значения перераспределены между муниципальными районами и сельскими поселениями. Согласно части 5 статьи 4 указанного закона, до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляли решение вопросов местного значения муниципальных районов и сельских поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 13 Федерального закона номер 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления Федерального закона номер 136-ФЗ от 27 мая 2014 года.

Поскольку необходимым условием разработки и утверждения схемы размещения рекламных конструкций является наличие документов территориального планирования, в частности - генеральных планов поселений, а также то, что до ДД.ММ.ГГГГ утверждение генеральных планов поселений относилось к вопросам местного значения сельских поселений, представитель Администрации <адрес> Алтайского края полагает, что в данной ситуации было невозможно обеспечить разработку и утверждение схемы размещения рекламных конструкций в силу объективных, не зависящих от Администрации района причин.

Суд не соглашается с указанной позицией представителя ответчика и считает её ошибочной, поскольку в силу части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года номер 38-ФЗ «О рекламе» на органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов возложена обязанность утверждения схемы размещения рекламных конструкций.

Тот факт, что до ДД.ММ.ГГГГ утверждение генеральных планов поселений относилось к вопросам местного значения сельских поселений не освобождает орган местного самоуправления Алейского района Алтайского края от исполнения возложенных на них частью 5.8 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» обязанностей.

Разрешая спор и учитывая вышеназванные положения закона, а также с принимая во внимание то, что отсутствие утвержденной и опубликованной (обнародованной) в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес> Алтайского края, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации <адрес> Алтайского края и возложении на них обязанности разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, и расположенных на территории <адрес> Алтайского края, предварительно согласовав её с Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Cсылку истца на ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, как норму, обязывающую указывать в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, нельзя признать обоснованной. Данная норма права не может быть истолкована, как обязывающая суд устанавливать указанный срок. Cуд приходит к выводу что Алейским межрайонным прокурором не предоставлено доказательств являющихся безусловным основанием для удовлетворения требований об установлении ответчику шестимесячного срока для совершения действий по разработке и утверждению схем размещения рекламных конструкций расположенных на территории <адрес> в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части.

На основании изложенного заявленные Алейским межрайонным прокурором исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Бездействие Администрации <адрес> Алтайского края, выразившееся в не разработке и не утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, и расположенных на территории <адрес> Алтайского края, признать незаконным.

Обязать Администрацию <адрес> Алтайского края разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, и расположенных на территории <адрес> Алтайского края, предварительно согласовав её с Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований Алейского межрайонного прокурора отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течении месяца.

Председательствующий О.В.Луханина

Не вступило в законную силу.