ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-548/2012 от 26.12.2012 Пономаревского районного суда (Оренбургская область)

Дело №2-548/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Пономаревка 26 декабря 2012 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи С.Н.Григорьева

с участием помощника прокурора Пономаревского района Мигунова В.Ю., представителя МО «Фадеевский сельсовет» ФИО1 при секретаре судебного заседания Шишкиной Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пономаревского района о признании бездействия администрации муниципального образования «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района выразившееся в непринятии мер по размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района незаконны, обязании администрации муниципального образования «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района создать официальный сайт администрации муниципального образования «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района в сети «Интернет» и разместить на официальном сайте информацию о деятельности администрации муниципального образования «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района выразившееся в непринятии мер по размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления МО «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района незаконны, обязании администрации МО «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать официальный сайт администрации МО «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района в сети «Интернет» и разместить на официальном сайте информацию о деятельности администрации МО «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района в соответствии с перечнем подлежащей размещению информации, указанной в ст.13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В заявлении прокурор указал, что администрацией МО «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области требования законодательства о противодействии коррупции, в части обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не выполняются.

В судебном заседании помощник прокурора Пономаревского района Мигунов В.Ю. заявленные требования поддержал и просил заявление удовлетворить.

Представитель администрации МО «Фадеевский сельсовет» ФИО1 в судебном заседании пояснил, что бюджет сельсовета дотационный и в бюджете на 2013-2014 годы не предусмотрены расходы на создание сайта МО «Фадеевский сельсовет» и его сопровождению, нет специалиста, оборудования. Техническая возможность подключения каналов Интернет с гарантированной тарифу скоростью передачи данных отсутствует, так как параметры телефонной связи не позволяют установить на линии современную аппаратуру. Согласно Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование, также указанная информация может размещаться на официальном сайте этого же муниципального района. С заявлением прокурора не согласен.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав судебные прения, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции, согласно ст.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно ч.2, 3 ст.8 указанного федерального закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (ст.8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Частью 1 статьи 10 вышеназванного федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», предусмотрен ст.13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Согласно ч.7, 8 ст.14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

В судебном заседании установлено, что администрация МО «Фадеевский сельсовет» является органом местного самоуправления, в задачи которого, согласно Уставу, входитрешениевопросов местного значения.

Судом установлено, что ответчиком не принято должных мер для исполнения вышеназванных требований Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», официальный сайт органа местного самоуправления не создан.

Вопреки доводам ответчика,суд приходит к выводу, что ст. 10 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает обязанность органов местного самоуправления создавать в сети «Интернет» официальные сайты и только в случае отсутствия технической возможности (что следует из системного толкования норм) орган местного самоуправления может опубликовать информацию на сайте субъекта (или для поселений, входящих в муниципальный район такая информация может размещаться на официальном сайте этого муниципального района).

Из пояснений представителя ответчика следует, что создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить на нем необходимую информацию о деятельности администрации МО «Фадеевский сельсовет» не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств, специалиста, технической возможности, дорогостоящего оборудования. Однако указанные причины не являются основаниями, препятствующими создать официальный сайт в сети «Интернет», поскольку должность соответствующего специалиста можно предусмотреть в штатном расписании органа местного самоуправления и принять меры к ее замещению. Дефицит бюджета, отсутствие денежных средств также не могут быть приняты во внимание, поскольку, по мнению суда, ст.10 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» допускает возможность размещения информации, указанной в ст.13 закона, на сайте субъекта только в случае отсутствия технической возможности.

Из исследованного в судебном заседании письма ОАО «Ростелеком» Оренбургский филиал с.Пономаревка следует, что в связи с обеспечением в МО «Фадеевский сельсовет» только телефонной связи, электрические параметры не позволяют установить на соединительной линии современную аппаратуру, позволяющую пропустить соответствующую тарифу скорость каналов Интернет, кабель межстанционной связи требует замены на стекловолокно.

Учитывая перечисленное,суд считает, что техническая возможность у органа местного самоуправления - администрации МО «Фадеевский сельсовет» создать официальный сайт в сети «Интернет» имеется. Отсутствие денежных средств носит временный характер и не может, по мнению суда, рассматриваться в качестве причины, по которой закон допускает возможность не создавать официальный сайт органа местного самоуправления.

Ответчик не представил доказательств, что информация о деятельности органа местного самоуправления - администрации МО «Фадеевский сельсовет» размещается на официальном сайте МО «Пономаревский район», что указывает на бездействие администрации МО «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления МО «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района.

Принимая во внимание изложенное,суд считаетдоводы помощника прокурора Пономаревского района Мигунова В.Ю. о том, что отсутствие официального сайта администрации МО «Фадеевский сельсовет» с размещением информации о деятельности органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имеют возможности ознакомиться с указанной в ст.13 закона информацией, обоснованными, а исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Пономаревского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления МО «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать официальный сайт администрации МО «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района в сети «Интернет» и разместить на официальном сайте информацию о деятельности администрации муниципального образования «Фадеевский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области в соответствии с перечнем подлежащей размещению информации, указанной в ст.13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Решение может быть обжаловано сторонами подачей апелляционной жалобы в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 27.12.2012г.

Судья: Решение вступило в законную силу 29.01.2013 года