дело № 2-548/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2014 года г. Щёлково
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Юрьевой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным распоряжения Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области №435-зам от 12 августа 2013 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области №435-зам от 12 августа 2013 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указала, что состояла в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении под номером 20, с 13.12.1985 года.
По настоящее время ее жилищные условия не изменились, никакого жилья ни на основании договора социального найма, ни в собственности не имеет.
29 августа 2013 года ею по почте было получено распоряжение №435-зам от 12 августа 2013 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Дом, в котором ФИО1 зарегистрирована по месту жительства, практически развален. Являясь пожилым человеком, она не сможет приобрести себе жилье самостоятельно, в связи с чем считает, что действия Администрации городского поселения Щелково, выразившееся в принятии решения о снятии ее с учета нуждающихся в жилом помещении, нарушают ее права.
Просит признать распоряжение Администрации городского поселения Щёлково от 12.08.2013 № 435-зам «О снятии с учёта ФИО1 в качестве нуждающейся в жилом помещении» незаконным и обязать Администрацию городского поселения Щёлково восстановить ФИО1 на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с установлением очереди на момент принятия решения о снятии с учета.
В судебном заседании заявитель ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации г.п.Щелково ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д.72) требования не признала, просила в удовлетворении заявления отказать, представила письменный отзыв на заявление (л.д.73-77), из которого следует, что ФИО1 была снята с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих заявителю право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно, в связи с изменением обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи свыше учетной нормы, установленной в городском поселении Щёлково.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что на основании заявления ФИО1 от 02.12.1985г. (л.д.78), решением исполкома Щёлковского горсовета от 13.12.1985 № 1533/34 (л.д.80) она была зачислена на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 2 человека (ФИО1 - заявитель; ФИО3- дочь).
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 4, ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).
В соответствии с решением Совета депутатов городского поселения Щёлково от 18.02.2009 № 60/2 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде и порогового значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда» (л.д.100), в городском поселении Щёлково установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного члена семьи в размере 9 квадратных метров.
Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <...>, общей площадью 85,3 кв.м. Совместно с ней в указанном жилом доме зарегистрированы ФИО3, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 (л.д.27, 106).
Указанный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности в размере 1/3 доли дочери истца - ФИО3 (л.д.21, 38).
Ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника.
Родство заявителя и ФИО3 подтверждается свидетельством о рождении ФИО3 (л.д.84) и никем не оспаривается.
В соответствии с ч.1 ст.292 Гражданского кодекса РФ, ч.2 ст.31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Ст.246 Гражданского кодекса РФ определено, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии со ст.247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Выдел в натуре доли ФИО3 на домовладение в судебном порядке не производился, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, заявитель, являясь членом семьи долевого собственника жилого помещения ФИО3, имеет равное с ней право пользования домовладением.
Согласно выписке из домовой книги (л.д.106), в настоящее время в указанном жилом доме проживают и зарегистрированы 4 человека.
Расчет общей площади жилого помещения на одного члена семьи: 85,3(кв.м) / 4 (чел.) =21,3 (кв.м).
Таким образом, ФИО1 по состоянию на 2013 год обеспечена общей площадью жилого помещения в размере 21,3 кв.м., то есть более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
Закон Московской области от 12.12.2005 №260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», определяет порядок ведения соответствующего учета в городском поселении Щёлково.
Согласно ст. 4 Закона Московской области от 12.12.2005 №260/2005-ОЗ, один раз в три года проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В случае, если за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, гражданин подтверждает это соответствующей распиской о неизменности ранее представленных сведений.
В случае, если произошли изменения, гражданин обязан представить документы, подтверждающие произошедшие изменения. Орган местного самоуправления осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом представленных документов.
Изменения, выявленные при перерегистрации гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, вносятся в учетное дело.
По результатам проведенной перерегистрации было выявлено, что в результате получения наследства (свидельство о праве на наследство по закону МО-4 № 1062921 (л.д.42), дочь заявителя ФИО3 приобрела право собственности в размере 1/3 доли на домовладение, где ФИО1 зарегистрирована по месту жительства, - дом № 15 по ул. Соколовская, г. Щёлково.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст.1. Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ, в органах местного самоуправления для рассмотрения вопросов принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и снятия с учета создаются общественные комиссии по жилищным вопросам. В состав общественных комиссий по жилищным вопросам включаются: должностные лица исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, депутаты представительного органа муниципального образования, представители организаций. Состав, полномочия и порядок работы общественных комиссий определяются органами местного самоуправления.
Постановлением Главы городского поселения Щёлково от 26.01.2009 № 12 (л.д.101) создана общественная комиссии по жилищным вопросам Администрации городского поселения Щёлково (далее - Комиссия).
Вопрос о снятии ФИО1 с учета нуждающихся рассматривался на заседании Комиссии 01.08.2013, было принято решение о снятии с учета в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, что подтверждается выпиской из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации городского поселения Щёлково (л.д.25)
Исходя из изложенного, суд полагает, что изменение обеспеченности истца общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы по городскому поселению Щёлково, то есть свыше 9 кв.м., является утратой ею оснований, дающих ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Администрацией городского поселения Щёлково принято в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным распоряжения Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области №435-зам от 12 августа 2013 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.С. Кудрякова