ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-548/2016 от 23.06.2016 Удорского районного суда (Республика Коми)

дело № 2-548/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Кослан 23 июня 2016 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Фищева Д.А.,

при секретаре Мовзер И.А.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании незаконным решения о прекращении предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на предоставление указанной субсидии, возмещении судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района») о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на предоставление указанной субсидии с ДД.ММ.ГГГГ, возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что до ДД.ММ.ГГГГ получал субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ совместно с ним стал проживать и был зарегистрирован несовершеннолетний сын, который является учащимся средней общеобразовательной школы и не имеет самостоятельных источников дохода. Мотивируя изменениями в составе семьи получателя субсидии и отсутствием у заявителя документа о том, что алименты на содержание ребенка он не получает, ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» решением от ДД.ММ.ГГГГ предоставление субсидии с ДД.ММ.ГГГГ прекратило, позднее решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении истцу указанной субсидии ответчик отказал. Ссылаясь на то, что проживание не имеющего собственного дохода несовершеннолетнего ребенка с отцом не повлекло изменения его имущественного положения, ФИО1 просил суд иск удовлетворить.

В судебном заседании истец ФИО1 требования иска и доводы в его обоснование поддержал.

Представитель ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» ФИО2, действующий по доверенности, с иском не согласился, находя оспоренные истцом решения ответчика законными и обоснованными.

Выслушав участников процесса, изучив материалы личного дела получателя субсидии на оплату ЖКУ ФИО1, исследовав письменные материалы гражданского дела, материалы гражданских дел № и , исполнительное производство , суд пришел к следующему.

Согласно положениям статьи 159 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде имеют право на субсидии.

Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (пункт 4 Правил).

В силу пункта 8 указанных Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, перечисленных в подпунктах «а» - «г». При этом подпунктом «б» пункта 8 Правил предусмотрено, что если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту постоянного жительства, он обязан предоставить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

Согласно подпункту «г» пункта 8 (1) Правил уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в том числе документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.

Требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, не допускается (пункт 10 Правил).

В состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 69 ЖК РФ (подпункт «а» пункта 18 Правил).

Уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя в соответствии с настоящими правилами (пункт 19 Правил).

При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: а) супругом (супругой); б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (пункт 33 Правил).

Пунктом 41 Правил определено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил (пункт 42 Правил).

Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).

Согласно подпункту «б» пункта 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии изменения основания проживания, состава семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии).

В силу пункта 48 Правил получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных «а» и «б» пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Кроме того, отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно статье 10 названного Федерального закона, заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений (часть 1). В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (часть 2). Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд (часть 3).

Приведенные выше правовые нормы определяют, что предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа в случае изменения состава семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, только при условии, если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии. При этом получателю субсидии установлен месячный срок для предоставления документов, подтверждающих такие события.

Как видно из материалов дела, решением мирового судьи Косланского судебного участка Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ брак ФИО1, ФИО11. расторгнут.

Судебным приказом этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 в пользу ФИО12 взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в размере 1/3 части всех видов его заработка и доходов ежемесячно, вплоть до совершеннолетия детей.

Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Удорскому району УФССП по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 возбуждено исполнительное производство о взыскании алиментов, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с отзывом исполнительного листа взыскателем.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживал один по договору социального найма в муниципальной <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ решением ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» ему была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В дальнейшем через каждые полгода истец проходил в органе социальной защиты населения перерегистрацию с предоставлением установленных законом документов для получения указанной выше льготы. К заявлению в числе других документов ФИО1 прилагал справки администрации СП «Кослан» об одиноком проживании.

ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал в своем жилом помещении несовершеннолетнего сына ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Сразу после этого на основании полученных от органа местного самоуправления данных о регистрации ребенка по месту жительства получателя субсидии решением ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ предоставление ФИО3 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращено в связи с изменением состава семьи.

ДД.ММ.ГГГГ истец предоставил ответчику договор социального найма жилого помещения, в который в качестве члена семьи нанимателя включен его несовершеннолетний сын, и справку ОСП по Удорскому району УФССП России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ о том, что алименты на ребенка он не получает.

Однако, решением ответчика от 16.06.2016 № 1889 в предоставлении субсидии на семью из двух человек ФИО1 отказано, в связи с отсутствием документа, подтверждающего получение/отсутствие получения алиментов на несовершеннолетнего сына ФИО7 за период с декабря 2015 года по май 2016 года.

Согласно требованиям статьи 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Оплата расходов, связанных, в том числе, с проживанием ребенка, является одной из целей алиментных обязательств родителей.

Определение того, какие именно документы (соглашение об уплате алиментов, судебное решение или иные документы, подтверждающие фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств плательщиком алиментов) в каждом конкретном случае подтверждают размер доходов, получаемых на содержание несовершеннолетних детей, обусловлено тем, какая форма реализации алиментных обязательств по отношению к таким детям выбрана их родителями - добровольная (соглашение родителей об уплате алиментов, фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств) или принудительная (на основании решения суда).

Судебным разбирательством по делу установлено, что заработная плата ФИО1 в <данные изъяты> составляет 6897 руб. в месяц, к оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за апрель 2016 года ему предъявлены счета на общую сумму 4435,88 руб.

Взыскание алиментов на содержание двух несовершеннолетних детей по судебному приказу от ДД.ММ.ГГГГ бывшая супруга истца ФИО8 с него не производит, при этом от обязанности по уплате алиментов в установленном законом порядке ФИО1 не освобожден.

Проживающий с ним совместно несовершеннолетний сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является учеником МОУ «Усогорская СОШ», собственных доходов не имеет. Истец оплачивает жилое помещение и коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из двух человек.

Из этого следует, что ФИО1 и его бывшей супругой ФИО8 избрана добровольная форма реализации отцом алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних детей, что подтверждено письменным заявлением ФИО8 об отзыве исполнительного листа по взысканию алиментов от исполнения, постановлением судебного пристава – исполнителя об окончании исполнительного производства по взысканию алиментов с должника, документами о расходах ФИО1 на оплату проживания сына в его жилом помещении.

Таким образом, изменение состава семьи истца не повлекло утрату его права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В нарушение указанных выше правовых норм до принятия решения о прекращении выплаты субсидии ответчик не предоставил истцу предусмотренный законом срок для подачи документов об изменении состава семьи, и не получил каких-либо данных, свидетельствующих об утрате ФИО1 права на субсидию.

Соответственно, оспоренные истцом решения ответчика о прекращении выплаты и об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приняты в отсутствии предусмотренных законом для этого оснований.

Принимая во внимание изложенное, иск ФИО1 является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ взысканию с ответчика в пользу истица полежат судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

иск ФИО1 удовлетворить.

Признать решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Признать решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным.

Признать за ФИО1 право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья - Д.А. Фищев

Мотивированное решение составлено 28 июня 2016 года.