ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5490/13 от 26.12.2013 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу №2-5490/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2013 года

Судья Центрального районного суда гор. Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.

При секретаре Плиевой Ф.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в гор.Сочи о понуждении производить ежемесячную доплату к пенсии, выплату субсидий, начисление процентов к пенсии за предыдущие годы, а также назначении пенсии по случаю потери кормильца

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в гор.Сочи о понуждении производить ежемесячную доплату к пенсии, выплату субсидий, начисление процентов к пенсии за предыдущие годы, а также назначении пенсии по случаю потери кормильца. Свои требования обосновывает тем, что около 10 лет является пенсионером и всё это время ей не доплачивают пенсию, не производится выплата субсидий и не производится начисление процентов к пенсии за предыдущие годы, пенсию платят в размере прожиточного минимума без учета многолетнего трудового стажа.

Она является дочерью участника Великой Отечественной войны ФИО2 ИвА., в браке не состояла, в связи с чем имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Она неоднократно обращалась в Пенсионный фонд с просьбой разобраться в данном вопросе и произвести перерасчет пенсии. Однако никаких мер Пенсионный фонд не принимает. В назначении пенсии по случаю потери кормильца ей было отказано.

Считает, что действиями ответчика нарушаются ее гражданские права как пенсионера.

Просит обязать ответчика - УПФ РФ в г.Сочи - производить ежемесячную доплату к пенсии, выплату субсидий, начисление процентов к пенсии за предыдущие годы, а также назначить пенсию по случаю потери кормильца с апреля 2013 года.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддерживала по основаниям, указанным в заявлении. Кроме того, пояснила, что она была в военной прокуратуре, ее послали в военкомат, где она получила справку о том, что ее мать являлась участников ВОВ и разъяснили, чтобы она справку отнесла в Пенсионный фонд, где ей начислят большую пенсию, очень большую, а Пенсионный фонд незаконно ей отказывает. Полагает, что имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как она ранее с матерью жила в Грузии, там мать умерла, она ухаживала за нею, следовательно, как дочь умершей участницы Великой Отечественной войны имеет право на пенсию по случаю потери кормильца.

Если в их компетенцию не входит выплата субсидий, то пусть Пенсионный фонд пересчитает ей пенсию за все годы, сколько она ее получает, так как Президент издает указы об увеличении пенсии, а ответчик их не исполняет, и назначат пенсию по случаю потери кормильца.

Представитель Пенсионного фонда РФ исковые требования не признал, суду пояснил, что пенсия истице была назначена исходя из трудового стажа 27 лет, но минимальная, так как при ее назначении ФИО1 не представила ни одну справку о получаемой заработной плате, пенсия ежегодно индексируется, но поскольку она с учетом перерасчета менее прожиточного минимума для пенсионеров по Краснодарскому краю, то истице производится доплата до прожиточного минимума.

Что касается назначения пенсии по случаю потери кормильца, то в соответствии с пенсионным законодательством она права на назначение такой пенсии не имеет, так как ее мать умерла в 1990 году, доказательств, что истица находилась на ее иждивении не представлено, Сбродова не являлась в то время ни инвалидом, ни пенсионером.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, суд в удовлетворении исковых требований отказывает по следующим основаниям.

Как следует из пенсионного дела ФИО1, пенсия по старости ей назначена на общих основаниях в соответствии со статьёй 10 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (далее -Закон от 20.11.1990 г.) с 28.11.2001 г. Так как истицей не были представлены документы о среднемесячном заработке, в соответствии со статьёй 16 Закона от 20.11.1990 г. пенсия установлена в минимальном размере.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.02.2001 г. № 135 общий размер пенсии составил 660 руб., в том числе основной размер, равный минимальной пенсии по старости (185,32 руб.) с учётом повышения за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии (7%) - 198,29 руб., компенсационная выплата пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни - 461,71 руб., общий трудовой стаж - 27 лет 3 месяца.

С 01.01.2002 г. трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон от 17.12.2001г.). Принимая во внимание отсутствие документов о среднемесячном заработке, трудовая пенсии по старости установлена в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г., в соответствии с которым размер трудовой пенсии не может быть менее 660 руб., в том числе базовая часть - 450 руб., страховая часть - 210 руб.

На основании статьи 17 Закона от 17.12.2001 г. произведена индексация (увеличение) базовой и страховой частей трудовой пенсии. Причём индексация базовой и страховой частей пенсии производилась по разным критериям.

Повышение базовой части связано с темпами роста инфляции. Коэффициент индексации и её периодичность определяются Правительством РФ.

Увеличение страховой части трудовой пенсии зависело от темпа роста цен, периодичность определяется настоящим Федеральным законом, а коэффициент индексации - Правительством РФ.

По состоянию на 31.12.2009 г. размер пенсии с учётом произведённых индексаций и изменений, внесённых в действующее пенсионное законодательство, составил 3334,43 руб. (2562 + 772,43).

Согласно изменениям, внесённым Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ в отдельные законодательные акты РФ, в том числе в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2010 г., проведена валоризация (повышение денежной оценки пенсионных прав пенсионеров) всех видов трудовых пенсий.

Размер пенсии с 01.01.2010 г. составил 3612,53 руб., в том числе фиксированный базовый размер - 2562 руб., страховая часть пенсии без фиксированного базового размера - 1050,53 руб., в том числе за счёт валоризации — 278,12 руб.

Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что с 2010 г. сумма пенсии и социальных выплат, полагающихся пенсионеру, должна быть не меньше официального прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе по его месту жительства или пребывания. Для этого неработающим пенсионерам, совокупный доход которых меньше прожиточного минимума, устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии.

В составе совокупного дохода учитываются пенсии, ежемесячные денежные выплаты, дополнительное материальное обеспечение, а также меры социальной поддержки, установленные законодательством Краснодарского края.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 27.10.2009 г. № 1845-КЗ прожиточный минимум пенсионера, установленный в Краснодарском крае с 01.01.2010 г., составил 4680 руб., размер пенсии - 3612,53 руб., федеральная социальная доплата- 1067,47 руб. (3612,53 + 1067,47 = 4680 руб.)

В силу Закона Краснодарского края от 15.10.2010 г. № 2075-КЗ, прожиточный минимум пенсионера, установленный в Краснодарском крае с 01.01.2011 г. составил 4815 руб., размер пенсии - 3840,12 руб., федеральная социальная доплата - 974,88 руб.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 07.11.2011 г. № 2367-КЗ прожиточный минимум пенсионера, установленный в Краснодарском крае, с 01.01.2012 г. составил 5272 руб., размер пенсии - 4178,05 руб., федеральная социальная доплата- 1093,95 руб.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 23.11.2012 г. № 2610-КЗ прожиточный минимум пенсионера, установленный в Краснодарском крае, с 01.01.2013 г. составил 5852 руб., размер пенсии - 4622,95 руб., федеральная социальная доплата - 1229,05 руб.

По состоянию на 31.12.2013 г. размер пенсии с учётом индексации составил 5090,69 руб., федеральная социальная доплата — 761,31 руб.

Согласно Закона Краснодарского края от 01.11.2013 г. № 2808-КЗ прожиточный минимум пенсионера, установленный в Краснодарском крае, с 01.01.2014 г. составил 6312 руб., размер пенсии - 5090,69 руб., федеральная социальная доплата- 1221,31 руб.

Таким образом, суд считает, что начисление, перерасчёты и выплата трудовой пенсии по старости ФИО1 Пенсионным фондом произведены в соответствии с действующим законодательством.

Истица не отрицала в суде, что в настоящее время ей выплачивается такая пенсия.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении.

В соответствии с пунктами 2, 3 указанной статьи нетрудоспособными членами семьи признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и не работают;

родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами; дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Так как истица не относится ни к одной из перечисленных выше категорий, Управление ПФР в г.Сочи в соответствии с действующим пенсионным законодательством не имеет оснований для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Не могут быть удовлетворены исковые требования и в части выплаты субсидий, поскольку в компетенцию Пенсионного фонда не входит их выплата, в соответствии с законом субсидии начисляет лицам, имеющим право на их получение, и выплачивает Управление социальной защиты населения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в гор.Сочи о понуждении производить ежемесячную доплату к пенсии, выплату субсидий, начисление процентов к пенсии за предыдущие годы, а также назначении пенсии по случаю потери кормильца с апреля 2013 года – отказать.

Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 31 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья - А.И. Афонькина