ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5495/2022 от 28.10.2022 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

УИД 31RS0016-01-2022-005738-79 Дело № 2-5495/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2022 года гор. Белгород

Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Скомороховой Л.В.,

при секретаре: Андреевой К.В.,

с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2 (по доверенности), представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Белгородской области – ФИО3 (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области о включении периодов работы в страховой стаж,

УСТАНОВИЛ:

01.03.2021, 12.03.2021, 14.03.2021 и 16.04.2021 ФИО1 обращалась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда России по Белгородской области (далее ГУ – ОПФР по Белгородской области, Управление) по вопросу назначения ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400–ФЗ).

В ответах ГУ – ОПФР по Белгородской области ссылалось на отсутствие у ФИО1 права для назначения досрочной страховой пенсии по старости; необходимость направления запросов в компетентные органы Республики Кыргызстан для подтверждения периодов работы на территории иностранного государства.

По подсчётам Управления на момент обращения за установлением пенсии стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (далее-МПКС), составляет 10 лет 8 мес. 9 дней и общий страховой стаж - 28 лет 7 мес. 11 дней.

При вынесении решения ответчиком не зачтены в страховой стаж работы истца в Республике Кыргызстан, в том числе, следующие периоды работы в штабе ВГСЧ Госконцерна Кыргызкомур:

с 25.01.1993 по 08.08.1994 на должности машинистки 1 категории штаба ВГСЧ;

с 09.08.1994 по 06.03.1995 на должности старшего бухгалтера 5-ОВГСВ.

Ссылаясь на те обстоятельства, что исключение указанных периодов из общего трудового стажа существенно снижает размер ИПК и влияет на размер пенсии, ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - ОПФР по Белгородской области. С учетом многократного уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), окончательно просила суд включить в страховой стаж истца следующие периоды работы в штабе ВГСЧ Госконцерна Кыргызкомур на территории Республики Кыргызстан:

с 25.01.1993 по 08.08.1994 на должности машинистки 1 категории штаба ВГСЧ;

с 09.08.1994 по 06.03.1995 на должности старшего бухгалтера 5-ОВГСВ.

Признать право выхода за истцом ФИО1 на досрочную страховую пенсию по старости со 02.12.2024.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 иск по изложенным в нем основаниям поддержали (с учетом заявления об уточнении исковых требований от 27.10.2022 в порядке ст. 39 ГПК РФ).

Представитель ответчика ГУ – ОПФР по Белгородской области ФИО3 иск не признала, возражала против его удовлетворения. Пояснила, что спорные периоды добровольно зачтены пенсионным органом в общий страховой стаж истца. Вопрос о включении периодов работы ФИО1 на территории Республики Кыргызстан был разрешен после поступления архивных справок на запросы ГУ – ОПФР по Белгородской области, сформированные по формулярам установленной формы, в период рассмотрения настоящего гражданского дела. Право выхода на пенсию истца со 02.12.2024 ответчиком не оспаривалось, поскольку периоды работы истца в МПКС зачтены в страховой стаж истца, предметом спора по настоящему делу не являются.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, заслушав пояснения истца и представителей сторон, суд признает исковые требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению.

Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, при этом, если право возникает в 2021 году, то дата назначения переносится на 36 месяцев (с учетом переходных условий, установленных Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно статье 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. Периоды работы после заключения Соглашения учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут быть учтены только после подтверждения.

Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.01.1993 на основании приказа № от 22.01.1993 ФИО4 принята в штаб ВГСЧ Госконцерна Кыргызкомур на должность машинистки 1 категории в порядке перевода с МП «Заря».

09.08.1994 на основании приказа от 09.08.1994 – уволена переводом в 5-ОВГСВ (г. Кызыл-Кия) на должность старшего бухгалтера; той же датой принята на указанную должность.

06.03.1995 на основании приказа № от 06.03.1995 уволена по собственному желанию.

Данные сведения подтверждаются трудовой книжкой ФИО4, архивными справками от 11.02.2022 № и № и не оспариваются представителем ответчика.

В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирована 14.08.2000; возраста 52 года 4 месяцев достигла 02.12.2021.

01.03.2021 ФИО1 подала в ГУ – ОПФР по Белгородской области документы для заблаговременной подготовки для назначения досрочной страховой пенсии по старости за работу в МПКС.

12.03.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила сообщить, по какой причине в страховой стаж не включен период работы в Республике Кыргызстан. С учетом того, что пенсионного возраста она достигнет со 02.12.2021, просила разъяснить порядок назначения пенсии.

Ответом ГУ – ОПФР по Белгородской области от 09.04.2021 № истец уведомлена о том, что специалистом управления направлен запрос в компетентные органы Республики Кыргызстан о документальном подтверждении периодов работы с 29.03.1991 по 08.08.1992 на машиностроительном заводе «Алай», с 08.08.1992 по 25.01.1993 в МП «Заря». Указано, что право на досрочную страховую пенсию ФИО1 имеет по достижению возраста 52 г. 4 мес., т.е. со 02.12.2021. Одновременно разъяснено, что с 01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», содержащий нормы, направленные на повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости. Лицам, которые приобретут соответствующий стаж в 2021 году пенсия может быть назначена на 3 года раньше сроков, предусмотренных приложением 7 Федерального закона № 400 от 28.12.2013, соответственно, со 02.02.2024.

14.03.2022 ФИО1 направила в адрес ответчика копии архивных справок от 11.02.2022 №№ , , , , подтверждающих спорные периоды работы и начисленную заработную плату.

В ответ на указанное обращение ГУ – ОПФР по Белгородской области письмом № от 23.03.2022 сообщило ФИО1 о том, что отделением 22.03.2022 исх. № направлен запрос в Баткенский областной государственный архив. При поступлении ответа подтвержденные периоды работы будут внесены на лицевой счет. Указано, что по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу будет направлено решение об отказе в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием права.

16.04.2021 ФИО1 подала в ГУ – ОПФР по Белгородской области заявление с просьбой направить запрос в штаб ВГСЧ Госконцерна «Кыргызкомур» для подтверждения и включения в страховой стаж периодов работы с 25.01.1993 по 16.03.1995.

В ответ на указанное обращение ГУ – ОПФР по Белгородской области письмом № от 27.04.2021 сообщило ФИО1 о том, что для подтверждения стажа ее работы в штабе ВГСЧ Госконцерна «Кыргызкомур» с 25.01.1993 по 16.03.1995 Управлением направлен запрос в Социальный фонд Кыргызской Республики.

Поскольку по состоянию на 01.04.2022 сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица не содержали информации о включении в страховой стаж спорных периодов работы, 31.05.2022 ФИО1 подала вышеназванный иск в суд.

В письменных возражениях № от 15.08.2022 на исковое заявление ГУ – ОПФР по Белгородской области указало, что стаж работы ФИО1 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 10 лет 8 месяцев 5 дней, страховой стаж – 28 лет 7 месяцев 11 дней, отношение по заработной плате по данным индивидуального лицевого счета за период 2000-2001 составляет 8,889. Право на назначение досрочной страховой пенсии за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у ФИО1 возникнет с учетом переходных положений – 02.12.2024.

В период рассмотрения гражданского дела в суде ГУ – ОПФР по Белгородской области направило в адрес ФИО1 письмо № от 10.06.2022, в котором указало, что периоды работы в Республике Кыргызстан с 13.03.1992 по 16.03.1995, внесенные страхователем в сведения индивидуального лицевого счета, не подтверждены в установленном пенсионным законодательством порядке. В связи с чем территориальным органом ПФР направлен запрос в Социальный фонд Республики Кыргызстан, ответ на который не поступил.

Ответом № от 14.07.2022 ГУ – ОПФР по Белгородской области сообщило ФИО1 о том, что её страховой стаж по 31.12.2021 составляет 31 год 1 месяц 22 дня, в том числе календарный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 10 лет 8 месяцев 9 дней. При пересчете указанной продолжительности в стаж за работу в районах Крайнего Севера – 8 лет 6 дней. Поскольку достигнут возраст 52 года 4 месяца 02.12.2021 и имеется необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера 8 лет, досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ может быть установлена по достижении возраста 55 лет 4 месяцев, не ранее 02.12.2024. Сообщили, что в связи с поступившими 30.05.2022 из Кыргызской Республики архивными справками территориальным органом ПФР осуществлена корректировка индивидуального лицевого счета по стажу. Дополнены сведения о периодах работы с 13.03.1992 по 08.08.1992 и с 25.01.1993 по 06.03.1995. Величина ИПК рассчитана по сведениям работодателей и на основании поступивших справок о стаже из компетентного органа Кыргызской Республики, составляет 152,132 и может быть уточнена при назначении пенсии с учетом выбранного варианта пенсионного обеспечения.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01.04.2022 страховой стаж ФИО1 составил 28 лет 7 месяцев 28 дней, величина ИПК 137,63; по состоянию на 01.07.2022 – 31 год 1 месяц 22 дня, величина ИПК 152,964; по состоянию на 01.10.2022 – 28 лет 7 месяцев 14 дней, величина ИПК 139,201.

Несмотря на те обстоятельства, что архивные справки, подтверждающие спорные периоды работы истца, поступили из Кыргызской Республики 30.05.2022, в связи с чем ответчиком осуществлена корректировка индивидуального лицевого счета истца по стажу, дополнены сведения о периодах работы с 13.03.1992 по 08.08.1992 и с 25.01.1993 по 06.03.1995, что отражено в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 по состоянию на 01.07.2022 и подтверждается ответом ГУ – ОПФР по Белгородской области № от 14.07.2022; в последующем период работы истца с 25.01.1993 по 06.03.1995 исключен из ее страхового стажа, что следует из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01.10.2022.

При этом необходимости направления запросов в компетентные органы Республики Кыргызстан с целью подтверждения уплаты страховых взносов работодателями истца до 01.01.2002 с учетом вышеназванных положений закона у ответчика не имелось.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Белгородской области – ФИО3 указала, что спорный период работы истца с 25.01.1993 по 06.03.1995 на территории Республики Кыргызстан включен в ее страховой стаж, о чем истцу также указано в ответе № от 14.07.2022, однако в настоящее время сведения индивидуального лицевого счета, в том числе в части ИПК, от которого зависит размер пенсии, не откорректированы.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что на момент вынесения решения суда спорный период работы истца включен в ее страховой стаж, соответственно увеличен размер ИПК, представителем ГУ – ОПФР по Белгородской области суду не представлено.

Представителем ответчика не оспаривались те обстоятельства, что включение спорных периодов работы истца и увеличение размера ИПК повлияет на размер пенсии ФИО1

Учитывая, что в связи с поступившими 30.05.2022 из Кыргызской Республики архивными справками территориальным органом ПФР осуществлена корректировка индивидуального лицевого счета по стажу, дополнены сведения о периодах работы истца, в том числе, с 25.01.1993 по 06.03.1995, что следует из ответа ГУ – ОПФР по Белгородской области № от 14.07.2022 и подтверждается сведениями ИЛС по состоянию на 01.07.2022, в последующем указанный период исключен из страхового стажа истца, на момент вынесения решения суда по настоящему спору в сведениях индивидуального лицевого счета ФИО1 отсутствует информация о включении в страховой стаж истца периодов работы в штабе ВГСЧ Госконцерна Кыргызкомур на территории Республики Кыргызстан с 25.01.1993 по 06.03.1995, что следует из сведений ИЛС по состоянию на 01.10.2022, согласно которым страховой стаж истца составляет 28 лет 7 месяцев 14 дней, величина ИПК 139,201; иных сведений представителем ответчика не представлено, в том числе данных о стаже ФИО1 с учетом спорного периода работы, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования в части включения в страховой стаж истца следующих периодов работы в штабе ВГСЧ Госконцерна Кыргызкомур на территории Республики Кыргызстан: с 25.01.1993 по 08.08.1994 на должности машинистки 1 категории штаба ВГСЧ; с 09.08.1994 по 06.03.1995 на должности старшего бухгалтера 5-ОВГСВ.

Принимая во внимание, что как до подачи иска, так и во время рассмотрения настоящего дела, стороной ответчика не оспаривалось то обстоятельство, что право на назначение досрочной страховой пенсии за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у ФИО1 возникнет с учетом переходных положений Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», направленных на повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости,– 02.12.2024, спора по включению периодов работы в МПКС, а также указанной дате выхода истца на досрочную страховую пенсию по старости не имелось, в обращении от 12.03.2021 истец ссылалась на те обстоятельства, что пенсионного возраста она достигнет 02.12.2021 (без учета переходных положений), при этом учитывая, что суды разрешают только возникшие между сторонами споры, следовательно, в данной части иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области о включении периодов работы в страховой стаж – удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда России по Белгородской области обязанность включить в общий страховой стаж следующие периоды работы ФИО1, <данные изъяты>, в штабе ВГСЧ Госконцерна Кыргызкомур на территории Республики Кыргызстан:

с 25.01.1993 по 08.08.1994 на должности машинистки 1 категории штаба ВГСЧ;

с 09.08.1994 по 06.03.1995 на должности старшего бухгалтера 5-ОВГСВ.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Белгорода.

Судья Л.В. Скоморохова

Мотивированное решение суда изготовлено 28.10.2022

Решение30.10.2022