ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5498/19 от 11.09.2019 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-5498/2019

УИД 75RS0001-01-2019-006360-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2019 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего Лоншаковой Т.В.

при секретаре Мальцевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

заместитель военного прокурора гарнизона Дровяная обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.

Военной прокуратурой гарнизона Дровяная проведена проверка исполнения законодательства в сфере сохранности федеральной собственности, обеспечения пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в <адрес> края расположены административное здание военного комиссариата и здание призывного пункта военного комиссариата, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, используемые под размещение военного комиссариата <адрес>, являющегося структурным подразделением ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края», и осуществляющего свою деятельность на основании Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году указанные здания были приняты на учет ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации как ранее неучтенное имущество. Согласно результатам ежегодных осмотров, в указанных зданиях надлежало провести работы по текущему и капитальному ремонту, а также выполнить монтаж автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, однако до настоящего времени такие работы не проведены. Ссылаясь на то, что перечисленные нарушения создают угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, а также к несвоевременному оповещению о пожаре на рассматриваемых объектах, что может повлечь уничтожение и утрату федеральной собственности, гибель и травмирование лиц гражданского персонала военкомата и граждан, призываемых на военную службу, прокурор просил признать возложить на ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу направить обращения в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о необходимости проведения работ по текущему и капитальному ремонту административного здания военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>, и здания призывного пункта военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>, а также их оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить выполнение работ по текущему и капитальному ремонту административного здания военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>, и здания призывного пункта военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>, в объеме, определенном актом общего весеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью дефектов от ДД.ММ.ГГГГ, а также оборудование автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В настоящем судебном заседании заместитель прокурора гарнизона Дровяная ФИО1 иск поддержал в части заявленных требований к Министерству обороны РФ, поскольку ответчиком ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации требование о направлении обращений в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации исполнено в полном объеме.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2, действуя на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в настоящее судебное заседание не явился, от представителя по доверенности ФИО3 поступили возражения на иск, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьих лиц ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края», военного комиссара Хилокского района Забайкальского края в настоящее судебное заседание не явился, ранее ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из деятельности граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смыла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В силу норм ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с п.12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне», имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082, а также постановлению Правительства РФ №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 355 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Часть объектов федерального недвижимого имущества переданы ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 3 названного закона под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 №14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем», определено, что под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащихся в Федеральном законе «О пожарной безопасности», в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности, в стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно пункту 5 приказа МЧС РФ от 18.07.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности» Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), здания, сооружения и помещения подлежат оборудованию охранной и пожарной сигнализацией, перечень которых приведен в Приложении № 1 к названному приказу.

Из материалов дела следует, сторонами не оспаривалось, что в <адрес> края расположены административное здание военного комиссариата и здание призывного пункта военного комиссариата, 1901 года постройки, используемые под размещение военного комиссариата <адрес>, являющегося структурным подразделением ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края», и осуществляющего свою деятельность на основании Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609.

В 2014 году указанные здания были приняты на учет ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации как ранее неучтенное имущество, полномочия собственника имущества осуществляет непосредственно Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ.

Из материалов дела следует, что по результатам ежегодных (в осенний и весенний периоды) осмотров, проводимых в ДД.ММ.ГГГГ годах, утвержденных военным комиссаром <адрес>, а также дефектных актов, утвержденных военным комиссаром <адрес> и начальником ЖКО (г. Чита) филиала ФГБУ ЦЖКУ МО РФ (по ВВО) представленных в материалы дела, в указанных в исковом заявлении зданиях военного комиссариата и призывного пункта <адрес> требовалось проведение текущего и капитального ремонта, а также выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности, помещения не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Не оспаривалось, что до настоящего времени указанные недостатки не устранены.

Разрешая требование военного прокурора к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, суд исходит из следующего.

Так, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации ответчиком ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации направлено обращение о необходимости проведения работ по текущему и капитальному ремонту административного здания военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>, и здания призывного пункта военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>, в объеме, определенном актом общего весеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью дефектов от ДД.ММ.ГГГГ, а также оборудования автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Таким образом, требование, заявленное к ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ в части возложения обязанности направить обращение в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о необходимости проведения текущего и капитального ремонта, оборудования зданий военного комиссариата и призывного пункта в <адрес> края автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре, суд полагает возможным оставить без удовлетворения, поскольку данное требование стороной ответчика исполнено добровольно и прокурор в настоящем судебном заседании на его удовлетворении не настаивал.

Вместе с тем, требование к Министерству обороны РФ о возложении обязанности, суд полагает возможным удовлетворить, обязать Министерство обороны Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить выполнение работ по текущему и капитальному ремонту административного здания военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>, и здания призывного пункта военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>, в объеме, определенном актом общего весеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью дефектов от ДД.ММ.ГГГГ, а также оборудование автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

При этом доводы стороны ответчика, что органы прокуратуры не входят в состав государственной противопожарной службы, вследствие чего не вправе осуществлять федеральный государственный пожарный надзор, суд полагает несостоятельными, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» от ДД.ММ.ГГГГ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить выполнение работ по текущему и капитальному ремонту административного здания военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>, и здания призывного пункта военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>, в объеме, определенном актом общего весеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью дефектов от ДД.ММ.ГГГГ, а также оборудование автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18 сентября 2019 года.

Судья Лоншакова Т.В.