ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-549/19 от 13.01.2019 Кимрского городского суда (Тверская область)

дело № 2-549/2019

УИД 69RS0013-01-2019-000597-16

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«05» августа 2019 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой О.В.,

при секретаре Смирновой Т.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кимры гражданское дело по иску Управления Россельхознадзора по Тверской области к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Шелковка» о возмещении вреда, причиненного почвам земель сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

Управление Россельхознадзора по Тверской области (далее по тексту – Истец) обратилось в Кимрский городской суд с вышеназванными исковыми требованиями, которые мотивирует тем, что в Управление Россельхознадзора по Тверской области (далее - Управление) поступило обращение Администрации Кимрского района Тверской области по факту проведения земельных работ (выемке грунта), его транспортировки и складирования твердых бытовых отходов (Далее - ТБО).

В соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностному лицу Управления выдано плановое (рейдовое) задание от 24.11.2017г. №* на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков, расположенных в районе д. Шутово, д. Поповка Центрального с/п Кимрского района Тверской области.

В ходе проведения планового осмотра установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №* общей площадью 2,3 га, разрешенный вид использования-для ведения сельскохозяйственного производства, принадлежащем на праве собственности Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Шелковка» ( выписка из ЕГРН от 17.11.2017г. №*), с/х угодья- не входят, расположенном относительно ориентира д. Шутово Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области, установлено механическое загрязнение почвы (свалки), состоящие из отходов коммунальных, подобных коммунальным на производстве, отходов при производстве услуг населению (примерно 15% от общего объема), а так же древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (примерно 85% от общего объема) в виде хаотично складированных куч, расположенных в северо-восточной (площадью 47,1 м2; географические координаты №*°), восточной (площадью 525,3 м2; географические координаты №*°) и западной (площадь 114,7 м2; географические координаты №*°). Общая площадь загрязнения составила 687,1 м., высота 25 см., плотность свободная, мощность плодородного слоя 15 см.

Так же, на данном земельном участке выявлен факт снятия и перемещения плодородного слоя почвы в юго-восточной (на площади 885,5 м ; географические координаты №*°), и юго-западной ( на площади 2125,65 м2; географические координаты №*°) частях, с последующей выемкой грунта на глубину до 6,7 м.

На вышеуказанном земельном участке сельскохозяйственного назначения усматривается причинение вреда окружающей среде.

В соответствии с приказом Управления от 19.12.2017 № №* и согласно решению о согласовании проведения внеплановой проверки, выданному Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 20.12.2017 должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №*, принадлежащего на праве собственности СПК «Шелковка», о чем составлен акт проверки от 24.01.2018 №*.

Указанным актом установлено, что 24.01.2018г. в 1200 часов в ходе проведения внеплановой проверки на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №*, общей площадью 2,3 га., разрешенный вид использования-для ведения сельскохозяйственного производства, принадлежащем на праве собственности СПК «Шелковка», сельскохозяйственные угодья не входят, расположенным относительно ориентира д. Шутово Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области, установлено механическое загрязнение почвы (свалки), состоящие из отходов жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (65% от общего объема) (№* 4), а так же отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (№*) (35% от общего объема) в виде хаотично складированных куч, расположенных в северо-восточной (площадью -47,1м2; географические координаты №*°), восточной (площадью 525,3 м2; географические координаты №*°) и западной (площадь 114,7 м2; географические координаты №*°) частях. Общая площадь загрязнения составила 687,1 кв.м., высота 35 см., плотность свободная, мощность плодородного слоя 15 см., угол наклона к площади основания 45 градусов.

Также на данном земельном участке выявлен факт снятия и перемещения плодородного слоя почвы в юго-восточной (на площади 885,5 м.; географические координаты N №* с последующей выемкой грунта на глубину до 6,2 м., откосы под углом 60° ко дну котлована, и юго-западной (на площади 2125,65 м ; географические координаты №*°) частях, с последующей выемкой грунта на глубину до 4,5 м., откосы под углом 80° ко дну котлована. Наличие буртов и отвалов, изъятых из котлована на момент проверки не выявлено.

В действии (бездействии) СПК «Шелковка» выявлены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в непроведении мероприятий по защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, а так же загрязнении отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, ухудшающих качественное состояние земель на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №*

По данному факту 06.03.2018 в отношении СПК «Шелковка» составлен протокол об административном правонарушении №* по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, СПК «Шелковка» выдано предписание от 24.01.2018 №* со сроком исполнения 29.06.2018г.

Постановлением Управления от 10.04.2018 №№* Сельскохозяйственный производственный кооператив «Шелковка» признан виновным в совершении административного правонарушения, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. Штраф СПК «Шелковка» не оплачен.

Указанное решение СПК «Шелковка» обжаловано. Решением Кимрского городского суда Тверской области от 25.06.2018, дело № 12-74/2018 постановление Управления от 10.04.2018г. № №* изменено, снижен размер штрафа до 200 000 рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении от 10.04.2018г. № №*/435, вынесенное в отношении СПК «Шелковка» направлено Управлением начальнику ОСП по Кимрскому району УФССП России по Тверской области.

По запросу Управления от 09.04.2018г. №* ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» произведен расчет ущерба (вреда), причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №* общей площадью 2,3 га с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства (в состав земельного участка сельскохозяйственные угодья не входят), расположенном в районе д. Шутово Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области.

На вышеуказанном земельном участке выявлена свалка из отходов малоценной древесины: хворост, валежник, обломки стволов (№* класс опасности - 5. Общая площадь загрязнения составила 687,1 м, высота 35 см., плотность свободная, мощность плодородного слоя 15 см., а также факт деятельности по разработке карьера с последующей выемкой грунта на площади 885,5 м., на глубину до 6,2 м., и юго-западной части участка, с последующей выемкой грунта на площади 2125,65 м. на глубину до 4,5 м. Наличие буртов и отвалов на момент проверки не выявлено. Мощность плодородного слоя 15 см.

В связи с тем, что выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, размер причиненного вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды рассчитан по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238).

Общий размер вреда, причиненного почвам земельного участка с кадастровым номером №* составляет 3 429 550,03 руб.

Таким образом, СПК «Шелковка» в результате совершенного правонарушения причинен вред почвам, как компоненту окружающей среды на общую сумму 3 429 550,03рублей.

Просит взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Шелковка» ущерб, причиненный окружающей среде в сумме 3 429 550,03 рублей.

В судебном заседании представитель истца Управления Россельхознадорза по Тверской области исковые требования поддержал, не возражал в рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Представитель ответчика СПК «Шелковка» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Об отложении судебного заседания суд не просил.

Представитель третьего лица ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 и ст. 233 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии ответчика, в порядке заочного производства, против чего не возражает представитель истца.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ (Далее- ЗКРФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с п. 1 с. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу положений п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно п. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (п.6 ст. 13 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п. 1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле, как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу положений ст. 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В соответствии с п. 1 ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ст. 78 Закона об охране окружающей среды).

Закон об охране окружающей среды не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.

Восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель).

При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в т.ч. ст. 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда; противоправность поведения виновного лица; вина причинителя вреда; причинно- следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом; доказанность размера причиненного вреда.

Для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация.

Согласно Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018г. № 800, под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и нерешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Управление наделено полномочиями предъявлять иски на возмещение нанесенного ущерба в закрепленной сфере деятельности (пункт 9.10 Положения).

Установлено, что в ходе проведения Управлением планового (рейдового) осмотра земельных участков, расположенных в районе д. Шутово, д. Поповка Центрального с/п Кимрского района Тверской области установлено что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №*, общей площадью 2,3 га., разрешенный вид использования-для ведения сельскохозяйственного производства, принадлежащем на праве собственности Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Шелковка» (что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.11.2017г. №*), с/х угодья не входят, расположенном относительно ориентира д. Шутово Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области, установлено механическое загрязнение почвы (свалки), состоящие из отходов коммунальных, подобных коммунальным на производстве, отходов при производстве услуг населению (примерно 15% от общего объема), а так же древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (примерно 85% от общего объема) в виде хаотично складированных куч, расположенных в северо-восточной (площадью 47,1 м2; географические №* восточной (площадью 525,3 м2; географические координаты №*°) и западной (площадь 114,7 м2; географические координаты №* Общая площадь загрязнения составила 687,1 м., высота 25 см., плотность свободная, мощность плодородного слоя 15 см.

На данном земельном участке выявлен факт снятия и перемещения плодородного слоя почвы в юго-восточной (на площади 885,5 м; географические координаты №*, и юго-западной ( на площади 2125,65 м2; географические координаты №*, с последующей выемкой грунта на глубину до 6,7 м.,т.е усматривается причинение вреда окружающей среде, что подтверждается актом от 04.12.2017 № №*).

20.12.2017 должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №* принадлежащего на праве собственности СПК «Шелковка», о чем составлен акт проверки от 24.01.2018 №*, в соответствии с которым установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №* площадью 2,3 га., разрешенный вид использования -для ведения сельскохозяйственного производства, принадлежащем на праве собственности СПК «Шелковка» (что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.11.2017 №*), сельскохозяйственные угодья не входят, расположенным относительно ориентира д. Шутово Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области, установлено механическое загрязнение почвы (свалки), состоящие из отходов жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (65% от общего объема) (№*), а так же отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (1 №* (35% от общего объема) в виде хаотично складированных куч, расположенных в северо-восточной (площадью -~.47,1м2; географические координаты №* восточной (площадью 525,3 м2; географические координаты №*°) и западной (площадь 114,7 м2; географические координаты №* частях. Общая площадь загрязнения составила 687,1 кв.м, высота 35 см., плотность свободная, мощность плодородного слоя 15 см., угол наклона к площади основания 45 градусов.

Также, на данном земельном участке выявлен факт снятия и перемещения плодородного слоя почвы в юго-восточной (на площади 885,5 м ; географические координаты №*№* с последующей выемкой грунта на глубину до 6,2 м., откосы под углом 60° ко дну котлована, и юго-западной (на площади 2125,65 м ; географические координаты №*° №* частях, с последующей выемкой грунта на глубину до 4,5 м., откосы под углом 80° ко дну котлована. Наличие буртов и отвалов, изъятых из котлована на момент проверки не выявлено.

В соответствии с абз. 1 ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов опасности: 1 класс-чрезвычайно опасные отходы; 2 класс - высоко опасные отходы; 3 класс - умеренно опасные отходы; 4 класс - мало опасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы.

Согласно Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 18.07.2014г. №* «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», расположенные на земельном участке ответчика отходы коммунальных, подобных коммунальным на производстве, отходов при производстве услуг населению, отходы корчевания пней, отходы малоценной древесины, а так же отходы при лесозаготовках относятся к 4 и 5 классам опасности.

Согласно ГОСТу 30772-2001 механическое загрязнение - это засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ГОСТом 17.5.1.01-83 нарушение земель - это процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрогеологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель.

Под технологической (эксплуатационной) деградацией понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрохимическое состояние почв, приводящих к потере природнохозяйственной значимости земель.

Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа, строительными и геолого-разведочными работами и др.К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перерытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную значимость.

Согласно п. 3 ст. 13 ЗК РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Установлено, что в действии (бездействии) СПК «Шелковка» выявлены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в не проведении мероприятий по защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, а так же загрязнении отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, ухудшающих качественное состояние земель на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №*

06.03.2018 г. в отношении СПК «Шелковка» составлен протокол об административном правонарушении № 04-20/148 по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

СПК «Шелковка» выдано предписание от 24.01.2018 №*, со сроком исполнения 29.06.2018г.

Постановлением Управления от 10.04.2018 № №* СПК «Шелковка» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением Кимрского городского суда Тверской области от 25.06.2018 постановление Управления от 10.04.2018 № №*435 изменено, размер штрафа снижен до 200 000 рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении от 10.04.2018 № №*, вынесенное в отношении СПК «Шелковка», направлено Управлением начальнику ОСП по Кимрскому району УФССП России по Тверской области для принудительного взыскания.

ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» произведен расчет ущерба (вреда), причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №*, общей площадью 2,3 га, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства (в состав земельного участка сельскохозяйственные угодья не входят), расположенного в районе д. Шутово Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области.

В связи с тем, что выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, размер причиненного вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды может быть рассчитан по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238).

Объем размещенных отходов может быть рассчитан по формуле:

V = S* h = 687,1 м2 * 0,35 м = 240,49 куб. м., где УЩотх - размер вреда (руб.);Mi - масса отходов с одинаковым классом опасности (тонна);n - количество видов отходов, сгруппированных по классам опасности в пределах одного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления; Кисх - показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок; Тотх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при деградации почв в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления.

Таким образом, масса отходов, ориентировочно составила:

Mi=V*p=240,49 куб.м. *239 кг/куб.м.=57477,11 кг или 57,48 т.

Согласно Федерального классификационного каталога отходов (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 №*) малоценная древесина (хворост, валежник, обломки стволов) (1 54 110 01 21 5), относится к 5 классу опасности. Такса (Totx) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, для отходов 5 класса опасности в соответствии с приложением 2 Методики составляет 4000 руб./тонна. Показатель (Кисх) ввиду отсутствия достоверных сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории и целевому назначению принимается равным 1.

Размер ущерба от размещения отходов на земельном участке составит: УЩотх - 57,48 т х 4000 руб./т х 1 = 229 920 руб.

Среди существующих официально утвержденных методик расчета вреда нанесенного почвам отсутствует методика позволяющая, хотя бы ориентировочно, подсчитать вред нанесенный почвам при разработке песчаных карьеров.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Таким образом, законодателем определено три различных способа определения размера вреда окружающей среде (и почве как ее части).

Установлены ориентировочно необходимые затраты на рекультивацию земель.

Объёмы работ для расчёта сметы по рекультивации нарушенных земель

п/и

Наименование

Формула расчёта

Примечание

1

карьер 1

Объем карьера:

V= S *h = 885,5м2*6,2 м = 5490,1 м3

h - глубина карьера

s-площадь карьера

S площадь карьера

Объём плодородного слоя:

V пл.сл. = S*h пл.сл.^ 885,5м2* 0,15 м = 132,83 м3

S - площадь

h пл.сл. - мощность плод.слоя

2

Карьер 2

Объем карьера:

V= S *h = 2125,65м2*4,5м = 9565,43 м3

h - глубина карьера

S - площадь карьера

Объём плодородного слоя:

V пл.сл = S*h пл.сл = 2125,65 м2* 0,15 м = 318,85 м3

S - площадь

h пл.сл. - мощность плод.слоя

3

Итого(объём

обратной

засыпки)

(5490,1+9565,43) - (132,83+318,85) - 14603,85 м3

(не плодородный слой)

4

обратной

засыпки)

(плодородный слой)

Нормы расхода при внесении удобрений: минеральное: первичное внесение удобрения - норма расхода 0.1т на 1 га, повторное внесение удобрения - норма расхода расход 0,07 т на 1 га. Органическое: первичное внесение удобрения - норма расхода 60 т на 1 га (при плотности удобрения 1150 кг/мЗ) - норма расхода 52 м3 на 1 га. Семена многолетних трав - 30 кг на 1 га

Используя программный комплекс WinPHK, согласно представленным специалистами Управления Россельхознадзора по Тверской области материалам и данным, составлена локальная смета на выполнение работ по рекультивации земельного участка с КН №* с применением работ и техники, казанным в них (Приложение 1). В соответствии с локальной сметой (Приложение М 1) размер вреда, в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы зоставил 3 199 630 руб. 03 коп.

Согласно представленным истцом схемам и расчетам, размер вреда, в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы СПК «Шелковка» составил 3 199 630 руб. 03 коп.

Общий размер вреда, причиненного почвам земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000022:160 составляет 3429550, 03 рублей (229920+3199630,03)

Суд соглашается с расчетом суммы ущерба, представленным истцом и не оспоренным ответчиком.

При указанных обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Взысканию с СПК «Шелковка» в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в размере 25347, 75 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Россельхознадзора по Тверской области к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Шелковка» о возмещении вреда, причиненного почвам земель сельскохозяйственного назначения, удовлетворить.

Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Шелковка» (дата государственной регистрации 11.12.2002, юридический адрес: 171505, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Управления Россельхознадзора по Тверской области ущерб, причиненный окружающей среде, в сумме 3429550 (Три миллиона четыреста двадцать девять тысяч пятьсот пятьдесят) рублей 03 копейки.

Взысканную сумму перечислять по следующим реквизитам:

Получатель УФК Тверской области (Управление Россельхознадзора по Тверской области).

ИНН/КПП получателя: 6950076658/695001001

Банк получателя: Отделение Тверь г. Тверь

Бик Банка: 042809001

Р\счет: 40101810600000010005

ОКТМО: 28628000

КБК: 081 1 1690050 05 6000 140

Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Шелковка» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 25347 (Двадцать пять тысяч триста сорок семь) рублей 75 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме принято 09 августа 2019 года.

Судья: О.В. Осипова