ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-549/2022 от 02.09.2022 Семикаракорского районного суда (Ростовская область)

Гр.дело №2-549/2022

61RS0053-01-2022-000671-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Семикаракорск 2 сентября 2022 года

Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохорова И.Г.

при секретаре Сахаровой Л.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа", Администра- ции Семикаракорского района, Отделу образования Администрации Семикаракорского района об обязании обеспечить наличие при входе в административное здание МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразо-вательная школа" информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Семикаракорского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа",Администрации Семи- каракорского района, Отделу образования Администрации Семикаракор- ского района об обязании обеспечить наличие при входе в административное здание МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа" информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Обосновав заявленные требования следующим образом.

Прокуратурой Семикаракорского района Ростовской области во исполнение приказа Генеральной прокуратуры России от 23 января 2018 года № 24 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законода- тельства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов", а также поручения прокуратуры Ростовской области от 16 апреля 2022 года №21-10-22 "О принятии дополнительных мер по усилению надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на доступность образования" проведена проверка деятельности образовательных учреждений. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п.6.5.2 Свода правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-200, подп. "а","е" Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года №1309, при входе в здание МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа" не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании. По результатам проведенной проверки, 6 мая 2022 года прокуратурой района Заведующему отдела образования Администрации Семикаракорского района Ростовской области Турик Е.А. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере защиты прав инвалидов. Однако, несмотря на меры прокурорского реагирования, выявленные в ходе проверки нарушения устранены не были, в связи с чем, прокурор Семикаракорского района обратился в суд.

Представитель прокуратуры Семикаракорского района-Холодова А.С. в судебном заседании, состоявшемся 2 сентября 2022 года, требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила суд об обязывании МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразо- вательная школа", Администрации Семикаракорского района, Отдела образования Администрации Семикаракорского района устранить выявлен- ные нарушения- обеспечить наличие при входе в административное здание МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа" информа- ционной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании, в течениеодного года со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика- МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа"– ФИО1 исковые требования прокурора района признал в полном объеме. Пояснив, что в настоящее время при входе в административное здание МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа" отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. Для обеспечения наличия данной информационной мнемосхемы администрация школы должна подать заявку в Отдел образования для получения средств для установки мнемосхемы, после выделения денежных средств администрация школы обеспечит наличие мнемосхемы.

Представитель ответчика- Отдела образования Администрации Семикаракорского района – ФИО2 исковые требования прокурора района признала в полном объеме. Пояснив, что в настоящее время при входе в административное здание МБОУ "Зеленогорская средняя общеобра- зовательная школа" отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. Для обеспечения наличия данной информационной мнемосхемы администрация школы должна подать заявку в Отдел образования для получения средств для установки мнемосхемы, Отдел образования в свою очередь обращается в Администрацию района. После того как администрацией района -Отделу образования будут выделены денежные средства необходимые для обеспечить наличие при входе в административное здание школы информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, Отдел образования осуществляет предоставление денежных средств администрации школы, которая в свою очередь обеспечивает обустройство ( установку) мнемосхемы.

Представитель ответчика- Администрация Семикаракорского района Ростовской области в судебное заседание, состоявшееся 2 сентября 2022 года, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени его проведения, не прибыл, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем, в силу требований части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителя Администрации района.

Суд, выслушав представителя истца- прокуратуры Семикаракорского района-Холодову А.С., представителя ответчика МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа"– ФИО1, представителя ответчика-Отдела образования Администрации Семикаракорского района – ФИО2, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституции Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( части 1 статьи 7 Конституции РФ) в котором обеспечивается в том числе, государственная поддержка инвалидов ( части 2 статьи 7 Конституции РФ).

Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией ( Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов") предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства- участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно- телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепят- ственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В силу требований статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономи- ческих, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам ( пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности ( пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдо- переводчика ( пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ).

Во исполнение требований указанной выше статьи разработана и действует система нормативных документов "ГОСТ Р 52131-2003 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования" введены в действие с 1 июля 2004 года. Постановлением Госстандарта России от 04 ноября 2003 № 309-ст. данный ГОСТ распространяется на знаковые средства отображения информации (предупреждающие знаки, пиктограммы, таблички и наклейки), с помощью которых инвалиды получают информацию о доступности объектов средств жизнедеятельности и устанавливает размеры и технические требования к средствам изображения информации, размещаемых на объектах среды жизнедеятельности и их элементах, общественном пассажирском транспорте, приборах и оборудовании различных видов.

Пунктом 4.1 ГОСТ Р 52131-2003 с помощью знаковых средств отображения информации инвалидам должна быть предоставлена необходимая и достаточная визуальная информация, способствующая уверенной ориентации, безопасности и эффективной жизнедеятельности при нахождении в инфраструктуре городов, микрорайонов, поселков и других населенных пунктов, в том числе на дорогах, улицах, в зданиях, общественном пассажирском транспорте, и при пользовании приборами, оборудованием, элементами объектов среды жизнедеятельности.

Требования к оборудованию входа в помещение закреплены в "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 №605.

В зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункци- ональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание ( абз.2 пункта 6.5.12 СП 59.13330.2012).

Согласно Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образование, а так же оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 09 ноября 2015 года № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами в том числе возможность беспрепят- ственного входа в объекты и выхода из них; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне ( пп. "а","е" п.3).

Методическими рекомендациями, утвержденными письмом Министерства здравоохранения и социального развития России от 11 апреля 2012 года № 30-7/10/2 - 3602, установлено, что визуальная информация для инвалидов по зрению должна быть выполнена крупным ( высота прописных букв не менее 7,5 см.) рельефно- контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля.

Таким образом, в силу требований действующего законодательства на объектах жизнедеятельности, в том числе и школах должна быть размещена графическая информация об учреждении выполненная рельефно- точечным шрифтом Брайля.

На основании части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ ( далее Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В соответствии с п. 2 части 6 статьи 28, частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

Как следует из материалов дела, 18 февраля 2022 года прокуратурой Семикаракорского района в адресу заведующей Отделом Образования Администрации Семикаракорского района Турик Е.А. было направлено требование о предоставлении списка образовательных учреждений ( школ и садов), в которых отсутствуют информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы с указанием причин отсутствия (л.д.12).

24 февраля 2022 года, заведующей Отделом Образования Администрации Семикаракорского района Турик Е.А. прокурору района была предоставлена информация об образовательных учреждений ( школах и садах), в которых отсутствуют информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы.

Согласно данной информации на здании МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа" отсутствуют информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы(л.д.13-15).

Таким образом, в ходе проведенной прокуратурой Семикаракорского района в феврале 2022 года проверки выявлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов в общеобразовательном учреждении МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа", а именно: у входа в здание отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В п.2 Положения об Отделе образования Администрации Семикаракорского района (далее - Отдел), разработанного в соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", утвержденного решением Собрания депутатов Семикаракорского района 24 марта 2016 года №108 ( далее Положение) указано, что Учредителем Отдела является муниципальное образование "Семикаракорский район" (далее - собственник), имущество собственника передано Отделу на праве оперативного управления. Функции собственника Отдела осуществляет исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления- Администрация Семикаракорского района

Отдел образования является отраслевым (функциональным) органом Администрации Семикаракорского района, входит в ее структуру и обеспечивает осуществление полномочий Администрации в сфере образования ( пункт 3 Положения)

Согласно требований п.4 Положения отдел образования в своей деятельности подчиняется Администрации Семикаракорского района, несет перед Администрацией ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Отделу подведомственны все муниципальные бюджетные образова- тельные учреждения, зарегистрированные на территории Семикаракорского района, реализующие основные, дошкольные и дополнительные общеобразовательные программы (пункт 5 Положения).

В пункте 13 Положения закреплено, что Отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным бюджетным образовательным учреждениям, находящимся на территории Семикаракорского района, формирует и утверждает муниципальные задания, осуществляет контроль за исполнением муниципальных заданий, имеет право в установленном порядке осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципаль- ными бюджетными образовательными учреждениями муниципальных заданий, финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных образовательных учреждений, осуществлять контроль их деятельности, осуществлять иные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, установленные действующим законодательством, правовыми актами Администрации Семикаракорского района.

Представители ответчиков-Отдела образования Администрации Семи- каракорского района, МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа", в судебном заседании не отрицали отсутствие у входа в здание МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа" информацион- ной вывески, выполненной шрифтом Брайля.

Принимая во внимание, что обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации, однако в нарушение требований действующего законодательства условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа" не созданы, чем существенно нарушены права данной категории лиц, суд приходит к выводу что обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание общеобразовательного учреждения должна быть возложена на МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа".

Учредителем МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа" является Администрация Семикаракорского района. Собственником имущества муниципальное образование "Семикаракорский район". Функции и полномочия учредителя осуществляет в рамках своей компетенции Отдел образования Администрации Семикаракорского района на основании Положения об Отделе образования Администрации Семикаракорского района.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

При этом, действующим законодательством предусмотрено, что финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных зданий и сооружений, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 года N 689-О-О, согласно которому, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пп. 12.1 п. 1); осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета (пп. 4, 5 п. 1 ст. 158).

При таких обстоятельствах обязанность, связанную с финансиро- ванием работ по установлению информационной вывески шрифтом Брайля, в случае невозможности исполнить решение суда за счет средств МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа", необходимо возложить на администрацию Семикаракорского района, а также на Отдел образования Администрации Семикаракорского района.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, при отсутствии возражений со стороны ответчиком, соглашается с указанным прокурором в исковом заявлении сроком для устранения вышеуказанных нарушений законодательства, поскольку для выполнения работ по обеспечению наличия при входе в здание школы информационной мнемосхемы необходимо определенное время, включая оценку предполагаемых финансовых затрат, соблюдения порядка выделения денежных средств,с учетом указанных обстоятельств суд полагает необходимым установить срок один год со дня вступления решения в законную силу.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок. При этом ответчик не лишен возможности поставить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии к тому правовых оснований, который подлежит разрешению в порядке статей 203 и 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Семикаракорского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Зеленогорская средняя общеобра- зовательная школа", Администрации Семикаракорского района, Отделу образования Администрации Семикаракорского района об обязании обеспечить наличие при входе в административное здание МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа" информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании – удовлетворить в следующем объеме.

Обязать администрацию МБОУ " Зеленогорская средняя общеобразо- вательная школа", Администрацию Семикаракорского района, Отдел образования Администрации Семикаракорского района, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу – обеспечить наличие при входе в административное здание МБОУ " Зеленогорская средняя общеобразовательная школа" информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 7 сентября 2022 года