ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-549/2022 от 12.04.2022 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года г. Ахтубинск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: судьи Лубянкиной Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкарупиной Т.П., с участием представителя ответчика по доверенности Висловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область г. Ахтубинск ул. Ватутина, д. 18А, гражданское дело за № 2-549/2022 по иску Мантуровой Л.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района" об отмене решения № от 27.07.2021 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплат,

УСТАНОВИЛ:

Мантурова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Астраханской области» об отмене решения от 27.07.2021 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату.

В обоснование заявленных требований указала, что 16.07.2021 она обратилась в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Астраханской области» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на опекаемых детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Астраханской области» от 27.07.2021 в назначении ежемесячной денежной выплаты на указанных детей отказано на основании п. 3.17 постановления правительства Астраханской области от 22.04.2020 № 174-П, поскольку указанные дети находятся на полном государственном обеспечении, и истцу ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание. Истец полагает, что данное решение противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», которое подобных ограничений не устанавливает, при этом обладает большей юридической силой относительно правового акта субъекта РФ. Такое основание для отказа в назначении ежемесячной выплаты, как нахождение детей, на которых подано заявление о выплате, под опекой, в связи с чем заявителю выплачиваются денежные средства на их содержание, в п. 16,19,20 Основных требований, а также п. 2.1, 2.2. и 3.13 Порядка отсутствуют. Таким образом, правовые основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты на малолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют, а решение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Астраханской области» от 27.07.2021 года противоречит требованиям закона. На основании изложенного просит суд отменить решение ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Астраханской области» от 27.07.2021 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возложить на ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Астраханской области» обязанность назначить Мантуровой Л.В. выплату на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с положениями Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.03.2020 № 384.

В судебное заседание истце Мантурова Л.В. не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с занятостью на работе и недостаточностью денежные средств на дорогу.

Представитель ответчика ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Астраханской области» по доверенности Вислова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, указав, что Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Статьей 8.1 Закона Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан Астраханской области» установлена ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно семьям, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума населения, установленную в Астраханской области на дат обращении за ее назначением. Порядок и условия назначения выплаты установлены постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2020 № 174 –П «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно». В соответствии с п. 1.3 данного Порядка ежемесячная выплата предоставляется при условии, что ребенок является гражданином РФ и не находится а полном государственном обеспечении, за исключением случаев обучения детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Поскольку ФИО1 и ФИО2 не обучаются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на их содержание Мантуровой Л.В. Распоряжениями от 26.02.2021 и назначена ежемесячная выплата денежных средств, в отношении данных детей между органами опеки и Мантуровой Л.В. заключен договор о приемной семье, полагала, что решение ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Астраханской области» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является правомерным, в связи с чем, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя ответчика по доверенности Вислову Е.В., исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжениями ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района" от 26.02.2021 года и Мантурова Л.В. назначена опекуном над несовершеннолетними ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из статьи 152 Семейного кодекса РФ усматривается, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (пункт 1).

В соответствии со ст. 153.1 СК РФ договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полное государственное обеспечение - это предоставление детям за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи. Под организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых дети находятся на полном государственном обеспечении, понимаются образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.Полное государственное обеспечение может предоставляться также детям, находящимся у приемных родителей. Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (абз. 7 ст. 1 названного закона).01.03 2021 года ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района" с Мантуровой Л.В. заключены договоры о приемной семье и , в соответствии с которыми приемный родитель обязуется принять на воспитание в свою семью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, соответственно, ей назначена ежемесячная выплата на содержание несовершеннолетних.С 01 июня 2021 года по настоящее время Мантуровой Л.В., как приемному родителю выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение на ребенка до 10 лет за ФИО1 и ФИО2, что подтверждается справками ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района". С 01 июня 2021 года по настоящее время Мантуровой Л.В. ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание приемных детей ФИО1 и ФИО2, что подтверждается справками ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района". ДД.ММ.ГГГГ Мантурова Л.В. обратилась в ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района" с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района" от ДД.ММ.ГГГГ Мантуровой Л.В. отказано в назначении спорной меры социальной поддержки, поскольку несовершеннолетние ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находятся на полном государственном обеспечении, и истцу ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее – Основные требования); примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее – Примерный перечень); типовая форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Случаи, при которых принимается решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, установлены п. 16 Основных требований, и к числу таких случаев отнесены: смерть ребенка; размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области регулирует Закон Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области". Согласно статье 8.1 названного Закона право на меру социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей имеет один из родителей (законных представителей) ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в семье, размер среднедушевого дохода которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения по Астраханской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за данной мерой социальной поддержки. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляется ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 года. В целях реализации вышеназванных положений Правительством Астраханской области 22 апреля 2020 года издано постановление N 174-П "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно", которым утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Пунктом 1.3. постановления N 174-П установлено, что ежемесячная выплата предоставляется при условии, что ребенок является гражданином Российской Федерации и не находится на полном государственном обеспечении, за исключением случаев обучения детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.Учитывая, что Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденный Правительством Астраханской области 22 апреля 2020 года N 174-П "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" является специальным нормативно-правовым актом, предусматривающим условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, суд приходит к выводу, что основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 384, Постановлением Правительства Астраханской области от 22 апреля 2020 года N 174-П "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" назначение указанной выплаты в случае нахождения ребенка на полном государственном обеспечении не предусмотрено, в связи с чем, решение ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Мантуровой Л.В. в назначении спорной меры социальной поддержки не противоречат требованиям действующего законодательства. При таких обстоятельствах, исковые требования Мантуровой Л.В. об отмене решение ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,РЕШИЛ:

В удовлетворении Мантуровой Л.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района" об отмене решение от 27.07.2021 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.

Мотивированное решение изготовлено на компьютере 15.04.2022 г.

Судья: Лубянкина Ю.С.