ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-549/2022 от 25.05.2022 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 25.05.2022 года Дело № 2-549/2022

УИД 76RS0021-01-2022-000575-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 г. г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Бодрова Д. М.,

при секретаре Караваевой А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ Ярославской области «Тутаевская Центральная районная больница» о возложении обязанности установить при входе в здание поликлиники № 2 вывески, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля для маломобильных групп населения,

установил:

Тутаевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском об обязании ГБУЗ Ярославской области «Тутаевская Центральная районная больница» установить в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при входе в здание поликлиники № 2 по адресу: <адрес> вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки по исполнению ГБУЗ Ярославской области «Тутаевская Центральная районная больница» требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что при входе в здание поликлиники № 2, расположенное по вышеуказанному адресу, которое является зданием организации государственной системы здравоохранения, отсутствуют вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Данный объект не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности, не соответствует направления социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В судебном заседании прокурор Серенко Е. А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГБУЗ Ярославской области «Тутаевская Центральная районная больница», будучи надлежаще извещенным о слушании дела не явился, направили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, выразив согласие с заявленными требованиями.

Представитель третьего лица Департамента здравоохранения и фармации Ярославкой области Ярославской области в судебное заседание не явился, представив письменные пояснения, согласно которым, медицинской организацией был заключен контракт на установку мнемосхемы в поликлинике № 2.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 17 Конституции РФ в Рос­сийской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передви­гаться, выбирать место пребывания и проживания.

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Техни­ческий регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством эконо­мических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвали­дам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедея­тельности и направленных на создание им равных с другими гражданами воз­можностей участия в жизни общества.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организа­ции), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по со­зданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объек­там социальной инфраструктуры, общественные здания, строения и сооружения.

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроитель­ного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной дея­тельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Приказом Минздрава России от 12.11.2015 N 802н утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи, согласно п. 2 которого, под объектами инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в целях настоящего Порядка понимаются помещения, здания и иные сооружения, используемые для предоставления услуг инвалидам в сфере охраны здоровья (далее - соответственно объекты, услуги) органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, предоставляющими независимо от организационно-правовых форм услуги в сфере охраны здоровья в рамках осуществления деятельности и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих услуг (использованию объектов) наравне с другими лицами (далее - органы и организации, предоставляющие услуги).

Пунктом 4 указанного порядка предусмотрено, что органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, в частности, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа по­мещений, закреплены в "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобиль­ных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденном и введенном в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

Согласно материалам дела в здании, находящемся по адресу: <адрес>, располагается поликлиника № 2 ГБУЗ Ярославской области «Тутаевская Центральная районная больница», которая является учреждением государственной системы здравоохранения. В указанное здание имеется доступ неопределенного круга лиц, в том числе ин­валидов по зрению.

В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и СП 59.13330.2020 при входе в здание по вышеуказанному ад­ресу отсутствуют вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Данные обстоятельства подтверждаются актом о выявленных нарушениях от 04.02.2022 г., фотоснимками и не оспаривались ответчиком.

Таким образом, суд полагает установленным, что ответчиком в настоящее время не реализованы в необходимом и достаточном объеме ме­роприятия для обеспечения прав и свобод инвалидов.

Суд соглашается с доводами истца о том, что для данной категории лиц указанный объект не обеспечивает беспрепятственный доступ с учетом ограничений их жизнедеятельности, не соответствует направления социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Заявленный прокурором срок для устранения указанных недостатков суд также находит достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить.

Обязать ГБУЗ Ярославской области «Тутаевская Центральная районная больница» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание поликлиники № 2 по адресу: <адрес> вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д. М. Бодров