ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-54/18 от 24.01.2018 Наримановского районного суда (Астраханская область)

г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2018г. г.Астрахань

Наримановский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Успановой Г.Т.

при секретаре Искалиевой В.Х.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного недрам как объекту охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области обратилось в суд с иском к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного недрам как объекту охраны окружающей среды.

В обоснование своих требований истец указал, что в связи с поступившим обращением по факту незаконной добычи технической самосадочной (поваренной) соли <адрес><адрес>, Управлением Росприроднадзора был осуществлен выезд по указанному адресу. В ходе выезда установлено, что в границах географических координат <адрес> расположенном в <адрес> зафиксировано три транспортных средства: два скрепера и один бульдозер без регистрационных номеров, которые были размещены на акватории озера и осуществляли добычу технической самосадочной соли, затем отгружали её в водоохранную зону, далее погрузчики погружали соль в грузовую машину.

По данному факту, Управлением Росприроднадзора по Астраханской области возбуждено административное расследование, в ходе которой установлено, что ООО <данные изъяты> закупает натрий хлористый (поваренная соль) у физического лица ФИО2 по договору поставки товара от ДД.ММ.ГГГГг. Объем добытой соли, согласно накладным от ДД.ММ.ГГГГг. составляет <данные изъяты> По итогам расследования, ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч<данные изъяты> КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, постановление ФИО2 не обжаловано и вступило в законную силу.

Поскольку действиями ответчика ФИО2 причинен ущерб недрам, который определен в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 564, истец просил взыскать с ответчика ущерб в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Ответчик ФИО2 исковые требования признал частично, указав, что не согласен с размером ущерба.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще.

Суд, выслушав сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесены предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 400 предусмотрено, что федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Управление Росприроднадзора по Астраханской области обратилось в суд с данным иском в пределах полномочий.

Согласно Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В силу ст.1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии со ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В судебном заседании установлено, что на основании обращения гражданина о незаконной добыче технической самосадочной соли на <адрес>» <адрес>, Управлением Росприроднадзора по Астраханской области ДД.ММ.ГГГГг. проведен осмотр на <адрес><адрес>» <адрес>, в ходе которой установлено, что ФИО2 в нарушение требований Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» осуществил пользование недрами с целью добычи технической самосадочном соли без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования недрами. Объем добытой соли, согласно накладным от ДД.ММ.ГГГГг. составил <данные изъяты>

Факт отсутствия лицензии на право пользования недрами на добычу соли на участке недр – <адрес> расположенном в <адрес> подтверждается письмом отдела геологии и лицензирования по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГг.

Постановлением Управления Росприроднадзора по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Указанное постановление ФИО2 не обжаловано и вступило в законную силу.

Таким образом, судом установлено, что в результате незаконных действий ответчика ФИО2, недрам причинен ущерб.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст.49 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В силу ст.51 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета размера вреда установлен Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564.

Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле Lз = Nбз x Р, где: Nбз - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами; Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).

Пунктом 7 указанных Правил также предусмотрено, что сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, что объем добытой ответчиком соли составляет <данные изъяты>

Учитывая, что истцом в основу расчета взяты сведения Федеральной службой государственной статистики о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого, суд признает данный расчет верным.

Доводы ответчика ФИО2 о том, что ущерб, причиненный недрам, подлежит исчислению исходя из сведений о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого на территории Астраханской области, не основаны на законе.

Суд, с учетом изложенных обстоятельств, приходит к выводу, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что истец при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины, суд полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета в возмещение ущерба, причиненного недрам как объекту охраны окружающей среды в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд, через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Г.Т. Успанова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Г.Т. Успанова