ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-54/19 от 22.03.2019 Лермонтовского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-54/2019

УИД - 26RS0021-01-2019-000029-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2019 г. г. Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Курдубанова Ю.В.

при секретаре ФИО5

с участием:

истца – ФИО3,

представителя ответчика ФИО4<адрес> - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, действующей также в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, к ФИО4<адрес>, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО4<адрес>, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, в котором просит признать за ней и ее несовершеннолетним сыном ФИО1, 2013 года рождения, право на получение социальной выплаты в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Лермонтове Ставропольского края, возложить обязанность на ответчиков предоставить ей на семью из двух человек социальную выплату для погашения ипотечного кредита на приобретения жилой площади в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Лермонтове.

В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что она и её малолетний сын ФИО1, 2013 года рождения, являются участниками основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры». Механизм реализации указанной подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий и предоставления им социальных выплат. Согласно условий, изложенных в названной программе, участниками подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Всем названным условиям её семья отвечает, поэтому и была признана участником программы, в связи с чем, в её адрес Администрацией города было направлено соответствующее уведомление от 06.08.2018 г. Несоответствие молодой семьи каким-либо критериям является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей программы, однако не является основанием для исключения из участников программы, закрепленной в законе, в том числе, в связи с наличием в кредитном договоре созаемщиков, не являющихся членами молодой семьи. Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после, по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 6 Правил). 22.08.2018 г. Администрацией города в её адрес было направлено извещение № 05-04-09/930 за подписью Главы города Лермонтова Нуйкина Е.А., которым удостоверяется, что её семья признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с условиями указанных программ (подпрограмм) предоставлена социальная выплата на приобретение (строительство) жилья в размере 405484 руб. 80 коп. Поскольку указанным извещением на неё возлагалась обязанность по предоставлению в Администрацию города ряда соответствующих документов, что она и сделала, а так же сообщила о приобретении в общую долевую собственность (по 1/2 доле в праве за каждым) квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Указанная недвижимость приобретена ею как за счет личных денежных средств в размере 430 000 руб., так и за счет средств ипотечного кредитования в размере 1 720 000 руб., в связи с чем, так же были предоставлены копии кредитного договора и договора купли-продажи квартиры. При этом, кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ был заключен между ПАО «Сбербанк России» и ФИО3, а так же созаемщиком, которым является её мама - ФИО8 Указанные кредитные средства являются целевыми и были направлены исключительно для приобретения в общую долевую собственность её и сына квартиры. ДД.ММ.ГГГГ за ею было получено письмо из Администрации города, о том, что согласно разъяснениям, представленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-с5/05 в Министерство строительства и архитектуры СК, и пересланных для сведения в муниципальные образования Ставропольского края, кредитный договор должен быть оформлен только на члена (членов) молодой семьи. Поскольку созаемщик по договору ипотечного кредитования несет те же обязательства, что и заемщик, в том числе в части выплаты основного долга и процентов по указанному кредиту, в случае направления социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, обязательства заемщика и созаемщика в равной степени будут уменьшаться. Тем самым государственная поддержка распространяется не только на молодую семью, но и на созаемщика. В то же время, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат па приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, получателем государственной поддержки в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» является исключительно молодая семья. Поэтому использование социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, созаемщиками по которому выступают лица, не являющиеся членами молодой семьи, по мнению Администрации города не представляется возможным. В связи с тем, что кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ оформлен на неё и её маму — ФИО8, то Администрацией города ей было порекомендовано обратиться в кредитную организацию для переоформления кредитного договора только на себя, в противном случае ей не будут перечислены денежные средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. Учитывая имеющиеся рекомендации, она обратилась в ПАО «Сбербанк России» с просьбой переоформить кредитный договор только на своё имя, однако ей было отказано, поскольку банк не обязан в период действия договора заменять сторону в обязательстве. Таким образом, полагает, что действия ответчиков по отказу в предоставлении ей социальной выплаты, с вышеуказанной формулировкой нарушают их права, и не основаны на законе. Статья 40 Конституции РФ регламентирует: Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). О праве на жилище говорится в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других международных документах. Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем, в связи с чем, истец обратилась в суд.

В судебном заседании истец ФИО3 просила удовлетворить исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Лермонтова по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представив письменные возражения, в которых сослалась на то, что Постановлением Администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГФИО3 признана участником городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове Ставропольского края». Администрацией города Лермонтова в адрес Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края был направлен список молодых семей участников основного мероприятия «Обеспечение молодых семей», в который вошла семья ФИО3ДД.ММ.ГГГГ истец получила уведомление о получении социальной выплаты в 2018 году, в котором указывалось, что в соответствии с пунктом 20 Правил предоставления в 2018 году молодым семьям, являющимся участниками основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», проживающих на территории Ставропольского края, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках жилья в рамках реализации подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденных постановлением Правительство Ставропольского края от 26.03.2018 г. № 104-п «О внесении изменений в государственную программу Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 30.12.2015 г. № 598-п, для получения извещения о предоставлении социальной выплаты необходимо представить в Администрацию города Лермонтова в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления необходимые документы для вручения истцу извещения на получение социальной выплаты. Поскольку истец купила себе в 2017 году двухкомнатную квартиру, общей площадью 68,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, то согласно пункту 37 Правил истцу было необходимо предоставить в банк и в Администрацию города Лермонтова следующие документы: 1. кредитный договор; 2. договор купли-продажи жилья; 3. выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую (содержащие) сведения о приобретенном (построенном) жилье; 4. справку кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). Проверив сведения, содержащиеся в представленных документах Администрация г. Лермонтова выдала семье истца в количестве двух человек (ФИО3 – мать; ФИО1 – сын) извещение (далее – извещение) о предоставлении молодой семье, являющейся участником основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и подпрограммы «Жилище» государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», проживающей на территории Ставропольского края, социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в силу которого срок предъявления в банк до 20.09.2018 г. Согласно копии договора банковского счета для обслуживания основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ истец представила в банк извещение в установленном порядке. В соответствии с разъяснениями, представленными Министерством строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.08.2018 г. № 34644-с5/05 в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, и пересланными для сведения в муниципальные образования Ставропольского края, кредитный договор должен быть оформлен только на члена (членов) молодой семьи. Поскольку созаемщик по договору ипотечного кредитования несет те же обязательства, что и заемщик, в том числе в части выплаты основного долга и процентов по указанному кредиту, в случае направления социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, обязательства заемщика и созаемщика в равной степени будут уменьшаться. Тем самым государственная поддержка распространяется не только на молодую семью, но и на созаемщика. В то же время, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050, получателем государственной поддержки в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» является исключительно молодая семья. Поэтому использование социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, созаемщиками по которому выступают лица, не являющиеся членами молодой семьи, не представляется возможным. Кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ оформлен на истца и на созаемщика ФИО8 Поэтому, учитывая вышеуказанные рекомендации, истцу необходимо переоформить указанный кредитный договор только на себя, в противном случае истцу не будут перечислены денежные средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. По данному вопросу истцу давались устные и письменные разъяснения (исходящее письмо от 28.11.2018 г. № 05-04-09/1273). В случае если семья истца по какой-либо причине не сможет в установленный срок действия извещения воспользоваться правом на получение выделенной социальной выплаты, истец должен будет представить в Администрацию г. Лермонтова справку о закрытии договора банковского счета без перечисления социальной выплаты. За семьей истца сохранится право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» на общих основаниях (пункт 45 Правил).

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности ФИО9, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а так же письменные возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на то, что постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 года № 1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 г. №62, с 09.02.2019 г. наименование государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» изменено на ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». До 01.01.2018 г. указанные мероприятия проводились в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1050, содержащей аналогичные нормы (далее - Программа). Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции. Принципиальный государственный подход к решению жилищных потребностей предполагает активные действия граждан по строительству или приобретению жилья, а не ожидание его от государства. Содействие государства в реализации гражданами своих жилищных прав состоит в том, что средства граждан, вложенные в строительство и приобретение жилья, не облагаются налогом; органы государственной власти и органы местного самоуправления выделяют гражданам земельные участки для строительства жилья; принимаются государственные программы содействия гражданам в улучшении жилищных условий. Для получения социальных выплат в рамках подпрограммы необходимо соблюдение определенной процедуры, а также соответствия участников установленным законодательством требованиям. В соответствии с п. 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 июня (ранее - до 1 сентября) года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно в министерство. Согласно п. 26 Правил министерство на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список). После доведения ответственным исполнителем мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации министерство на основании сводного списка, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - список претендентов). В течение 10 дней со дня утверждения списка претендентов министерство доводит до органов местного самоуправления выписки из указанных списков для последующего доведения их органами местного самоуправления до сведения молодых семей - участников мероприятия. Иными словами в рамках подпрограммы формируются три списка: список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируемый органом местного самоуправления; сводный список, формируемый министерством на основании списков, предоставленных органами местного самоуправления; список претендентов, в который министерством включаются молодые семьи, полностью отвечающие условиям подпрограммы. Одним из условий для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия является ее несоответствие требованиям, предусмотренным Правилами, в том числе, если семья не признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, при отсутствии нуждаемости в жилом помещении молодая семья не может претендовать на участие в мероприятии и получение социальной выплаты, так как это противоречит целям и задачам мероприятия и программы. Таким образом, исключение из списков молодых семей - участников подпрограммы не ставится в зависимость от соответствия семьи требованиям подпрограммы на момент признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Соответствие всем необходимым требованиям учитывается именно при формировании органом исполнительной власти списка претендентов. Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации - граждане, которые с намерением приобретения права состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий принимается органами местного самоуправления самостоятельно, без участия министерства. Включение граждан в список молодых семей - участников подпрограммы возможно только на основании решения администрации. Семья истца включена в список молодых семей-участников подпрограммы на 2018 год под номером 1772, дата постановки на учет - 19.08.2013 г. (далее - список участников). Однако, в связи с утратой семьей оснований, дающих ей право на улучшение жилищных условий, выдача сертификата будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств. По имеющейся информации, кредитный договор был оформлен на истца и ее маму. В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.08.2018 г. № 34644-с5/05, кредитный договор должен быть оформлен только на членов (члена) молодой семьи. Истец стоит в списке участников составом семьи два человека (она и несовершеннолетний сын). Матери истца нет в списках в качестве члена семьи. Такое положение вещей, когда государственная поддержка распространяется не только на молодую семью, но и лиц, не входящих в ее состав, противоречит целям и задачам Программы. Согласно Правилам, государственную поддержку получает исключительно молодая семья. Считает, что Министерство действует в рамках действующего законодательства и не совершило никаких противоправных действий в отношении истца, поэтому заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав истца, представителя ответчика Администрации г.Лермонтова, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации г. Лермонтова семья ФИО3, в составе 2 человек: ФИО3 и сын ФИО1, 2013 года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно ст. 51 ЖК РФ, в целях включения в «Список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Лермонтове на 2013 – 2015 г.» ( т.1 л.д.309).

Заключением Главы Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО3 признана молодой семьей, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2013 – 2015 годы» краевой целевой программы «Жилище» в Ставропольском крае на 2013 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 15.10.2012 г. №390-п (т.1 л.д. 258-259).

Постановлением Администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО3 включена в «Список молодых семей – участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове Ставропольского края на 2013 – 2015 годы», нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под очередным номером (т.1, л.д. 248).

Заключением Главы Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО12 признана семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты (т.1, л.д. 228 - 229).

ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и ФИО3, её матерью ФИО8 заключен кредитный договор , по условиям которого им предоставлен кредит на приобретение готового жилья по адресу: <адрес>, в сумме 1 720 000 руб., под 11% годовых, сроком на 180 месяцев (т.1 л.д.19-20)..

ДД.ММ.ГГГГФИО3 заключила договор купли-продажи квартиры от своего имени и имени несовершеннолетнего сына ФИО1, согласно которому они приобрели <адрес>, общей площадью 68,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Согласно п.2 условий данного договора купли-продажи, квартира приобретена за 2 150 000 руб., из которых 430 000 руб. – собственные средства покупателя, а 1 720 000 руб., - кредитные средства, полученные по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ПАО «Сбербанк России» (т.1, л.д. 10 - 12).

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателями указанной квартиры являются ФИО3 и ее несовершеннолетний сын ФИО1, по ? доле каждый. Созаемщик по кредитному договору - ФИО8 сособственником указанной квартиры не является (т.1 л.д.13-15).

Необходимые для получения социальной выплаты документы ФИО3 своевременно представила в Администрацию г.Лермонтова, которая ДД.ММ.ГГГГ направила ФИО3 уведомление о получении социальной выплаты в 2018 г. (т.1 л.д.22).

Извещением от ДД.ММ.ГГГГ Глава <адрес> удостоверил, что молодой семье в составе: ФИО3 и её сын ФИО1, 2013 года рождения, являющейся участником мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы РФ, подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства и архитектуры», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г. Лермонтова», предоставляется социальная выплата на приобретение жилья в размере 405 484 руб. 80 коп., в том числе: 385 210 руб. 56 коп. - за счёт средств бюджета Ставропольского края; 20 274 руб. 24 коп. – за счёт средств бюджета г. Лермонтова (т.1 л.д.21).

В соответствии с Правилами получения социальной выплаты ФИО3ДД.ММ.ГГГГ заключила с ПАО «Сбербанк России» договор банковского счета для обслуживания основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и по условиям данного договора на этот счет должны быть перечислены суммы социальной выплаты, что обусловлено тем, что суммы перечисляются из средств различных бюджетов (т.2 л.д.4-8).

Однако суммы социальной выплаты, предусмотренные Извещением от ДД.ММ.ГГГГ, на банковский счет ФИО3 до настоящего времени не перечислены (т.2 л.д.11), в связи с тем, что Администрация г.Лермонтова и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края отказались их перечислить, сославшись на письмо Минстроя России от 14.08.2018 г. №34644-с5/05 с разъяснением того, что в кредитном договоре созаемщиком ипотечного кредита указана мать ФИО3ФИО8, не являющаяся членом молодой семьи, при том, что кредитный договор должен быть оформлен только на члена молодой семьи (т. 1 л.д. 225-27).

Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследованными в судебном заседании допустимыми письменными доказательствами.

Статьей 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 01.03.2005 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. С 01.01.2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 г. № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», согласно которым, молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением № 1 – Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пункту 3 названных Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятия ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

В соответствии с п. 19 Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 - для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома

Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копия кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); з) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.

В соответствии с п. 15 Правил для участия в подпрограмме, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Пунктом 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Как достоверно установлено в судебном заседании, молодая семья ФИО3, состоящая из неё самой и малолетнего сына ФИО1, 2013 года рождения, в установленном законом порядке признана органом местного самоуправления нуждающейся в улучшении жилья, является участником мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы РФ, подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства и архитектуры», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г. Лермонтова», в связи с чем, имеет право на социальную выплату на приобретение жилья в размере 405 484 руб. 80 коп., в связи с чем, приобрела в общую долевую собственность, по ? доле каждый, квартиру стоимостью 2 150 000 руб., в том числе: за счет полученных в Банке ипотечных кредитных средств в размере 1 720 000 руб., а так же за счет личных сбережений в размере 430 000 руб.

В судебном заседании ФИО3 представила доказательства того, что во исполнение требований нормативных актов, регулирующих порядок получения государственной поддержки молодыми семьями в виде социальных выплат, она приобрела для себя и для сына ипотечную двухкомнатную квартиру, площадью 68,8 кв. м., что соответствует нормам Жилищного Кодекса РФ и Правилам оказания помощи государства молодым семьям на приобретение жилья. Собственниками приобретенной квартиры являются только члены молодой семьи - ФИО3 и её малолетний сын ФИО1

Для реализации права на получение социальной выплаты ФИО3 своевременно предоставила в Администрацию г.Лермонтова пакет документов в подтверждение указанных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчики Администрация г. Лермонтова и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края необоснованно отказали ФИО3 в перечислении сумм социальной выплаты на приобретение жилья, ссылаясь на разъяснения в письме директора департамента финансов ФИО10 Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что созаемщиком по кредитному договору кроме ФИО3 является её мать - ФИО8, не являющаяся членом молодой семьи (т.1 л.д.25-27,37).

Вместе с тем, ФИО3 никогда не указывала свою мать ФИО8, 1968 года рождения, в числе членов её молодой семьи, нуждающейся в обеспечении жильем по государственной программе «Жилище». Мать ФИО3 не указана в числе сособственников вновь приобретенной ФИО3 и её сыном квартиры за счёт ипотечного кредита.

Доводы истца ФИО3 о невозможности изменить условия кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, путём вывода из состава созаемщиков ФИО8, объективно подтверждаются письменным отказом ПАО «Сбербанк России» (т.2 л.д.36).

При этом, из письменного сообщения ПАО «Сбербанк России» следует, что ФИО3 на основании представленных сведений о доходах имеет платежеспособность, достаточную для получения кредита на цели приобретения недвижимости, в размере 800 000 руб. (т.1 л.д.257), что явно недостаточно для оплаты стоимости приобретённой ФИО3 с сыном квартиры в сумме 2 150 000 руб.

В связи с чем, то обстоятельство, что мать ФИО3ФИО8, с целью содействия дочери в получении в Банке необходимой суммы ипотечного кредита в размере 1 720 000 руб., выступила в роли созаемщика, не может свидетельствовать о том, что молодая семья ФИО3 должна быть лишена права на получение государственной поддержки в виде социальной выплаты за счет бюджетных средств.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 г. № 305, Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009, нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и интересы граждан и носящих межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В пункте 12 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 г. N 88, указано, что обязательной регистрации подлежат нормативные акты содержащие правовые нормы, затрагивающие:- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; - гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации; - механизм реализации прав, свобод и обязанностей; имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт. При этом, на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

В связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание возражения ответчиков, основанные на письме сотрудника Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) от 14.08.2018 г. (т.1, л.д. 37), поскольку доказательств того, что указанное письмо зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и подлежит исполнению, как нормативный правовой акт, суду не представлено и в судебном заседании не установлено. Кроме того, указанные в письме Минстроя России основания для отказа в предоставлении социальной выплаты по ипотечному кредиту на приобретение жилого помещения молодой семьи, не предусмотрены Законом и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, которые расширенному толкованию не подлежат.

Как следствие этого, суд считает доказанными исковые требования ФИО3 о признании за ней с сыном ФИО1 право на получение социальной выплаты в 2018 г. в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан города Лермонтова».

Соответственно, подлежат удовлетворению и требования ФИО3 о возложении на Администрацию г. Лермонтова, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края (как на распорядителей и исполнителей), обязанности предоставить ФИО3 на семью из двух человек социальной выплаты в 2018 г. для погашения ипотечного кредита на приобретение жилой площади в рамках государственной подпрограммы «Жилище» и созданной на её основе подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан города Лермонтова».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3, действующей так же в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, к Администрации г. Лермонтова, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья - удовлетворить.

Признать за ФИО3 и ее несовершеннолетним сыном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение социальной выплаты в 2018 г. в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Лермонтове Ставропольского края.

Возложить обязанность на Администрацию г. Лермонтова Ставропольского края и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить ФИО3 на семью из двух человек социальную выплату в 2018 г. для погашения ипотечного кредита на приобретение жилой площади в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Лермонтове Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий судья Ю.В. Курдубанов