ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-54/2013 от 06.02.2013 Стерлибашевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-54-2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2013 года с. Стерлибашево

Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Семенова И.С.,

при секретаре Шариповой Л.Г.,

с участием истца Файзуллиной О.А., представителя ответчика по доверенности Субхангулова Р.Р., помощника прокурора Стерлибашевского района РБ Юлдашева В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Файзуллиной О.А. к Администрации муниципального района Стерлибашевский район РБ о признании лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании включить в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Файзуллина О.А. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Стерлибашевский район РБ о признании лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании включить в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В обосновании заявленных требований указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ начала проживать в <адрес>, с бабушкой Х. в связи со смертью матери Н.. Так как место проживания ее отца не было известно, бабушку назначили ее опекуном, а ее поставили на учет в органы опеки и попечительства Стерлибашевского района как ребенок-сирота. До достижения 18 лет она проживала совместно с бабушкой.

Ш. ее отец, с которым она утратила родственную связь с ДД.ММ.ГГГГ, не интересовался ее судьбой, не занимался воспитанием и содержанием, место его нахождения до сих пор неизвестно.

Таким образом, она в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей в связи со смертью матери Н., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Однако, постановлением Администрация Муниципального района Стерлибашевский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ ее сняли с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном районе Стерлибашевский район РБ в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус ребенка-сироты (а именно, свидетельства о смерти отца, решения суда о лишении родительских прав отца, решения суда о признании отца безвестно отсутствующим или умершим, недееспособным, другие документы, подтверждающие отсутствие отца).

Снятие с регистрационного учета в качестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном районе Стерлибашевский район РБ, препятствует ей в реализации своего права предусмотренного действующим законодательством, лишает права на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде внеочередного обеспечения жилым помещением.

На основании изложенного просит:

Признать ее лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Администрацию Муниципального района Стерлибашевский район РБ включить ее в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании истец Файзуллина О.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Субхангулов Р.Р. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что истцом документы предоставлены не в полном объеме, и в связи с этим истец снята с учета.

Помощник прокурора Стерлибашевского района РБ Юлдашев В.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что истец не предоставила необходимую документацию для подтверждения ее статуса ребенка-сироты

Исследовав материалы дела и заслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что исковые требования Файзуллиной О.А. необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Файзуллина О.А. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации муниципального района <адрес> была снята с учета, так как у нее не был определен статус ребенка-сироты, а именно, отсутствовали документы о лишении родительских прав (ограничении родительских прав), признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком и т.д.

Статьей 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно порядка постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением администрации муниципального района Стерлибашевский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ (на основании ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» - при обращении о постановке на учет детей-сирот представляются следующие документы:

а) заявление о постановке на учет, подписанное законными представителями и детьми-сиротами, достигшими возраста 14 лет, либо лицами из числа детей- сирот;

б) копии свидетельства о рождении и паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства (месту пребывания) детей-сирот;

в) копия паспорта законного представителя детей-сирот;

г) копия муниципального правового акта (постановления, распоряжения) о направлении детей-сирот на воспитание и содержание в учреждение для детей- сирот, под опеку или попечительство, в том числе в приемную, патронатную семью;

д) копии документов, подтверждающих статус детей-сирот: свидетельство(-а) о смерти родителей, решение(-я) суда о лишении родителей родительских прав, решение(-я) суда о признании родителей безвестно отсутствующими или умершими, недееспособными, другие документы, подтверждающие отсутствие родителей;

е) копии документов об окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо об окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо о возвращении из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы;

ж) справки из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан и государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан об отсутствии в собственности заявителя жилых помещений на территории Республики Башкортостан (с ежегодным обновлением);

з) копии документов, подтверждающих отсутствие закрепленного жилого помещения (копия муниципального правового акта (постановления, распоряжения) о признании закрепленного жилого помещения непригодным для проживания, о признании пункта о закреплении жилого помещения постановления (распоряжения) недействительным, справка органов опеки и попечительства об отсутствии закрепленного жилого помещения) (при наличии).

Орган опеки и попечительства осуществляет контроль за своевременной постановкой на регистрационный учет указанной категории граждан. В случае установления факта несвоевременной подачи заявления о постановке на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях орган опеки и попечительства вправе самостоятельно произвести действия по постановке на учет указанных граждан.

Снятие детей-сирот с учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется на основании муниципального правового акта (постановления, распоряжения) в случаях:

а) утраты детьми-сиротами статуса "дети-сироты" (в результате усыновления, возвращения в родную семью и т.д.);

б) получения детьми-сиротами прав на жилое помещение, исключающих возможность признания их нуждающимися в жилом помещении, в том числе в результате выявления ранее неизвестных прав на жилое помещение (улучшения жилищных условий);

в) выявления в представленных документах несоответствующих действительности сведений о нуждаемости в предоставлении жилья, послуживших основанием для принятия на учет (в том числе в результате неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет), в случае установления факта отсутствия нуждаемости в предоставлении жилья;

г) смерти лица, состоящего на учете.

Согласно п.2.6 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении стандарта предоставления в Республике Башкортостан государственной услуги по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, обучающихся в учреждениях начального, среднего профессионального образования» основанием для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие подтверждающих социально-правовой статус детей-сирот.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке, а лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, в уполномоченный орган необходимо представить в числе прочих документов копии документов, подтверждающих статус детей-сирот: свидетельство(-а) о смерти родителей, решение(-я) суда о лишении родителей родительских прав, решение(-я) суда о признании родителей безвестно отсутствующими или умершими, недееспособными, другие документы, подтверждающие отсутствие родителей, однако истцом указанные документы ответчику предоставлены не были.

Соответственно, Файзуллиной О.А. не приняты исчерпывающие меры к представлению в администрацию муниципального района Стерлибашевский район РБ подтверждающих статус детей-сирот.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Файзуллиной О.А. к Администрации муниципального района Стерлибашевский район РБ о признании лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании включить в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения - отказать в полном объеме.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Башкортостан через Стерлибашевский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись И.С. Семенов