Дело 2-54/ 2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Санчурск. 18 апреля 2016г.
Санчурский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Швецовой Н.А.,
с участием помощника прокурора Санчурского района Мельчакова С.Ю.,
при секретаре Курдюмовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Санчурского района Кировской области в интересах публично-правового образования Санчурский муниципальный район Кировской области к администрации Санчурского района, муниципальному унитарному предприятию «Коммунтранссервис», ФИО1 о признании сделки по купле-продаже здания школы с тиром, нежилого здания котельной от 11.02.2016 года недействительной и применении последствий недействительной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Санчурского района обратился в суд в интересах публично-правового образования Санчурский муниципальный район Кировской области к администрации Санчурского района, муниципальному унитарному предприятию «Коммунтранссервис», ФИО1 с требованием о признании недействительной сделки по купле - продаже нежилого здания школы с тиром, ГГГГ года постройки, площадью … кв.м., нежилого здания котельной, ГГГГ года постройки, площадью … кв.м., согласно договору купли продажи строительных материалов от 11.02.2016 г., обязать ФИО1 передать нежилое здание школы с тиром, здание котельной, расположенные по адресу: (адрес), муниципальному образованию Санчурский муниципальный район, обязать МУП «Коммунтранссервис» перечислить ФИО1 … рублей.
Требования мотивированы тем, что 11.02.2016 между муниципальным унитарным предприятием «Коммунтранссервис» и ФИО1 заключен договор купли – продажи строительных материалов.
Согласно п. 1.1 договора МУП «Коммунтранссервис» продает ФИО1 строительные материалы - здание с. Колотово Сметанинского сельского поселения Санчурского района (д. …).
Согласно информации администрации Санчурского района Кировской области здание школы, расположенное по адресу: (адрес), после ликвидации в 2006 году заведено в казну района. Согласно распоряжению главы администрации Санчурского района Кировской области от 18.06.2008 № 520 здание школы закреплено на праве оперативного управления за МОУ специализированная (коррекционная) школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида пгт. … Кировской области. Право оперативного управления здания школой – интернат в установленном порядке не зарегистрировано.
В 2012 году школа – интернат ликвидирована как юридическое лицо и право оперативного управления на здание школы в с. …прекращено. Здание школы в связи с его техническим состоянием в реестр казны не заводилось.
14.01.2016 директор МУП «Коммунтранссервис» обратился к главе администрации Санчурского района с заявлением о предоставлении здания бывшей школы в с. … (д. …) для демонтажа на строительные материалы, которое согласовано главой администрации Санчурского района.
18.01.2016 на основании акта приема – передачи администрация Санчурского района передала в МУП «Коммунтранссервис» нежилое здание школы с тиром, ГГГГ года постройки, одноэтажное, кирпичное, площадью … кв.м., а также нежилое здание котельной, ГГГГ года постройки, одноэтажное, кирпичное, площадью … кв.м., расположенные по адресу: (адрес). Имущество передано в целях осуществления хозяйственной деятельности для дальнейшего демонтажа под стройматериал.
11.02.2016 (спустя 25 дней после передачи указанного имущества в МУП «Коммунтранссервис») заключен договор купли - продажи строительных материалов с ФИО1.
В период нахождения переданного имущества в ведении МУП «Коммунтранссервис» оно фактически для осуществления хозяйственной деятельности не использовалось.
Таким образом, намерений для создания правоотношений связанных с хозяйственной деятельностью в отношении кирпичного здания школы с тиром, ГГГГ года постройки, площадью … кв.м., кирпичного здания котельной, 1972 года постройки площадью … кв. м., у МУП «Коммунтранссервис» у администрации МО «Санчурский район» не имелось, их последовательные действия образуют единую сделку и фактически были направлены на отчуждение имущества из муниципальной собственности путем заключения договора купли – продажи между МУП «Коммунтранссервис» и ФИО1
Процедура отчуждения муниципального имущества регламентирована Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее Закон).
Способы приватизации закреплены в ст. 13 Закона, среди которых нет способа избранного ответчиками.
Фактически избранная процедура отчуждения направлена на обход положений Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Кроме того, в соответствие ч.3 ст.455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается не согласованно, так как договор не позволяет определить наименование и количество товара.
Также в соответствии с ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» спорное имущество относится к объектам оценки.
Помощник прокурора Санчурского района Мельчаков С.Ю. исковые требования поддержал, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик, представитель администрации Санчурского района Кировской области ФИО2 исковые требования не признала и показала, что 23.01.2013 г. комиссией по списанию муниципального имущества произведен осмотр здания бывшей школы и котельной в д. … Санчурского района спорного имущества, о чем составлен акт осмотра и принято решение о списании здания бывшей школы и котельной. Списанные основные средства были исключены из реестра муниципального имущества.
По заявлению МУП «Коммунтранссервис» от 14.01.2016 г. на основании распоряжения администрации Санчурского района от 15.01.2016 г. списанное имущество по акту приема-передачи было передано в МУП «Коммунтранссервис» для дальнейшего демонтажа под стройматериалы, либо продажу.
На данную процедуру не распространяется действие Федерального закона от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Представитель ответчика МУП «Коммунтранссервис» в суд не явились, выслали заявление о рассмотрении дела без представителя МУП « Коммунтранссервис». В отзыве указали, что исковые требования не признают. Администрация района осуществила передачу списанного имущества, данная процедура не регламентируется Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества». Приказом директора МУП «Коммунтранссервис» №… от 19.01.2016 г. создана комиссия по осмотру и оценке списанного имущества. Стоимость материалов определена по рыночной стоимости. Всего оприходовано на бухгалтерский учет материала на сумму … рублей. 11.02.2016 г. между МУП «Коммунтранссервис» и ФИО1 заключен договор купли-продажи.
Представитель ФИО1 ФИО3 исковые требования не признал и показал, что на основании заключений комиссий 23.01.2013 г. приняты акты о списании объектов основных средств: здания школы и котельной ГГГГ года постройки, расположенное по адресу: (адрес). Списанные основные средства подлежат исключению из реестра муниципального имущества. На основании распоряжения администрации Санчурского района от 15.01.2016 г. списанное имущество по акту приема-передачи было передано для демонтажа, либо для продажи. В дальнейшем МУП «Коммунтранссервис» продало стройматериалы ФИО1 по договору купли-продажи. На данную процедуру не распространяется действие Федерального закона от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 153 ГК РФ Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статья 166 ГК РФ, ч.1-2 ст. 167 ГК РФ предусматривают, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка), либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а также невозможности возвратить все полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В суде установлено, что здание школы, расположенное по адресу: (адрес), после ликвидации школы в 2006 году заведено в казну района. Согласно распоряжению главы администрации Санчурского района Кировской области от 18.06.2008 № … здание школы закреплено на праве оперативного управления за МОУ специализированная (коррекционная) школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида пгт. Санчурск Кировской области. Право оперативного управления здания школой – интернат в установленном порядке не зарегистрировано.
В 2012 году школа – интернат ликвидирована как юридическое лицо и право оперативного управления на здание школы в с. …о прекращено. Здание школы в связи с его техническим состоянием в реестр казны не заводилось.Из акта приема-передачи от 18.01.2016 года следует, что администрация Санчурского района передала в МУП «Коммунтранссервис» нежилое здание школы с тиром, ГГГГ года постройки, одноэтажное, кирпичное, площадью … кв.м., нежилое здание котельной, ГГГГ года постройки, одноэтажное, кирпичное, площадью … кв.м., расположенные по адресу: Кировская область, Санчурский район, дер. ….
Имущество передано в целях осуществления хозяйственной деятельности для дальнейшего демонтажа под стройматериал.
Из договора купли-продажи от 11 февраля 2016 года следует, что муниципальное унитарное предприятие «Коммунтранссервис» продает, а покупатель ФИО1 покупает строительные материалы (бывшее здание с. Колотово Сметанинское сельское поселение Санчурского района) за … рублей.
Из Устава Муниципального унитарного предприятия «Коммунтранссервис» следует, что Учредителем предприятия является Санчурский муниципальный район Кировской области в лице администрации Санчурского района.
Полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Санчурская районная Дума, администрация Санчурского района в рамках их полномочий.
Процедура отчуждения муниципального имущества регламентирована Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Способы приватизации закреплены в ст. 13 Закона.
Согласно ст. 1 Федерального закона №178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Действие Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подп. 9 п. 2 ст. 3 ФЗ-178).
Как следует из материалов дела, сделка купли-продажи бывшего здания школы и котельной от 11.02.2016 года была совершена через 25 дней после передачи нежилых зданий по акту приема-передачи Муниципальному унитарному предприятию «Коммунтранссервис» администрацией Санчурского муниципального района Кировской области. Фактически спорное имущество для хозяйственной деятельности МУП«Коммунтранссервис» не использовалось.
Из исследованных в судебном заседании документов следует, что купля-продажа спорного имущества осуществлена собственником имущества администрацией Санчурского муниципального района с нарушением действующего законодательства. Ссылки ответчиков о том, что на данную процедуру не распространяется действие Федерального закона от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» суд считает несостоятельными.
Избранная процедура отчуждения направлена на обход положений Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Процедура приватизации, закрепленная Законом, направлена на выявление лица, предложившего наиболее высокую цену или лучшие условия (в зависимости от способа приватизации). Другой целью названной процедуры является предоставление хозяйствующим субъектам равной возможности на приобретение муниципального имущества.
Целью проведения процедуры приватизации является создание конкуренции и заключение договора купли – продажи на максимально выгодных для себя условий.
В результате совершения сделки без проведения торгов ущемлены права собственника муниципального имущества, неопределенного круга лиц желающих приобрести муниципальное имущество, а также нарушен экономический интерес, состоящий в заключение договора на более оптимальных и выгодных условий.
Кроме того, в соответствии с требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в отношении проданного имущества не была произведена оценка.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:
при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательство Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;
В соответствии с ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к объектам оценки относятся:
отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Пунктом 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создание дискриминационных условий.
Статья 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит запрет на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара.
По договору купли-продажи от 11 февраля 2016 г. МУП «Коммунтранссервис» продает ФИО1 строительные материалы (бывшее здание с. … … сельское поселение Санчурский район).
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что купля-продажа спорного имущества осуществлена собственником имущества администрацией Санчурского муниципального района с нарушением действующего законодательства.
Оценивая допустимость и достоверность представленных МУП «Коммунтранссервис» в судебном заседании доказательств с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает представленную ответчиком копию сопроводительного письма директора ООО «…» не допустимым доказательством, так как в суд не был представлен оригинал документа, а также экспертиза по оценке имущества.
В соответствии с п. 2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правого акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Санчурского района Кировской области в интересах публично-правового образования – муниципального образования Санчурский муниципальный район Кировской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Санчурского района – удовлетворить.
Признать недействительной сделку по купле – продаже нежилого здания школы с тиром, ГГГГ года постройки, одноэтажное, кирпичное, площадью … кв.м., нежилого здания котельной, ГГГГ года постройки, одноэтажное, кирпичное, площадью … кв.м., оформленную актом приема – передачи от 18.01.2016 и договором купли продажи строительных материалов от 11.02.2016 г.
Обязать ФИО1 передать нежилое здание школы с тиром, ГГГГ года постройки, одноэтажное, кирпичное, площадью … кв.м., нежилое здание котельной, ГГГГ года постройки, одноэтажное, кирпичное, площадью … кв.м., расположенные по адресу: (адрес), муниципальному образованию Санчурский муниципальный район.
Обязать МУП «Коммунтранссервис» перечислить ФИО1 деньги в сумме … рублей.
Взыскать с МУП «Коммунтранссервис» в доход муниципального образования Санчурский муниципальный район госпошлину в сумме … рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования Санчурский муниципальный район госпошлину в сумме … рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2016 года.
Судья Швецова Н.А.
На момент размещения данный судебный акт не вступил в законную силу