Дело № 2-54/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«05» марта 2018 г. г. Александровск-Сахалинский
Александровск-Сахалинский городской суд в составе: судьи Пелецкой Т.П.,
при секретаре судебного заседания Кириловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 3 «Теремок» о взыскании задолженности по заработной плате,
у с т а н о в и л :
истец ФИО1 обратилась в Александровск-Сахалинский городской суд с исковым заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 3 «Теремок» о взыскании задолженности по заработной плате, указывая, что с 12 января 2015 года она состоит в трудовых отношениях с МБДОУ детский сад № 3 «Теремок». Согласно трудовому договору она выполняет работу машиниста по стрики белья на 0,75 ставки. С 1 июня 2015 года согласно дополнительному соглашению, она выполняет еще и работу помощника воспитателя на 0,25 ставки. В совокупности она выполняет работу на ставку и сумма заработной платы с 01.06.2015 г. должна быть не менее состава минимального размера оплаты труда( минимальной заработной платы в субъекте РФ) и на неё должны быть начислены районный коэффициент(1,6) и процентная надбавка(о,5), начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Считает, что её позиция совпадает с позицией, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 07.12.2017 г. № 38-П, согласно которой за работу в климатических условиях, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях полагаются районные коэффициенты и процентные надбавки, которые не включаются в состав минимального размера оплаты труда( минимальной зарплате в субъекте РФ), т.е. начисляются сверх минимального размера оплаты труда(минимальной зарплате в субъекте РФ). Минимальная заработная плата в Сахалинской области не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федерального законом. Начисленная работнику, работающему на территории Сахалинской области и состоящему в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует Соглашение, месячная заработная плата не может быть ниже установленного соглашением размера минимальной заработной платы. Она не согласна с мнением работодателя о том, что заработная плата ей начислялась правильно, потому, что в период с 01.06.2015 г. по 31.12.2017 г., которая без учета районного коэффициента(1,6) и процентной надбавки(0,5), начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях была менее установленного минимального размера оплаты труда( минимальная заработная плата в субъекте РФ), считает, что её права в области Трудового законодательства нарушены. Сумма не доначисленной заработной платы составляет <данные изъяты>, которую она просит взыскать. Кроме этого считает, что ей причинен моральный вред в размере <данные изъяты>, поскольку она обратилась к работодателю 10.01.2018 г. с заявлением о выдачи справок формы 2-НДФЛ за 2017 г. и копий расчетных квитанций за 2015, 2016, 2017 г. Трудовым законодательством РФ установлен срок(не более 3 дней с момента подачи заявления) выдачи работнику документов, связанных с его трудовой деятельностью. Данный срок работодателем не был соблюден, в связи, с чем 15.01.2018 г. ей пришлось обратиться в городскую прокуратуру Александровск-Сахалинского района, для принятия мер прокурорского реагирования. Просит признать незаконными действия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Теремок» по начислению ей заработной платы в период с 01.06.2015 года по 31.12.2017 года в размере минимальной заработной платы в период с 01.06.2015 г. по 31.12.2017 г. в размере минимальной заработной платы в Александровск-Сахалинском районе в состав которой входили районный коэффициент(1,6) и процентные надбавки(0,5), начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Теремок» произвести доначисление заработной платы в сумме <данные изъяты>. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Теремок» выплатить ей доначисленную заработную плату в сумме <данные изъяты> после удержании всех обязательных платежей, установленных законодательством РФ. Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Теремок» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании, назначенном на 26 февраля 2018 года, истец ФИО1 поддержала свои требования и привела те же доводы, что и указанные в исковом заявлении, убеждена, что хотя включение коэффициентов и надбавок в состав минимального размера оплаты труда является неправильным, но в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ № 38-П, работодатель должен начислять коэффициент и надбавки на МРОТ, поэтому её требования законны и обоснованы.
27 февраля 2018 года истец ФИО1 в письменном виде указала о своих позициях в отношении срока давности перерасчета не доначисленной и недовыплаченной заработной платы и о заявленной компенсации морального вреда, сообщив, что Трудовой кодекс РФ не содержит норм о сроках исковой давности по суммам недоплат, допущенных в прошлые периоды. Тем не менее по совокупности требований отдельных норм законодательных и нормативных актов можно сделать вывод о том, что в данной ситуации сроки исковой давности не применяются. Если орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, признал денежные требования работника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере( ст.395 ТК РФ). Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. Поэтому доплата должна быть произведена за весь период, в течение которого зарплата выплачивалась не полностью( п. 56 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Считает правомерным произвести перерасчет и доначислить, а затем выплатить заработную плату(МРОТ в Александровск-Сахалинском районах Х 2.1). Кроме этого считает, что ответчик –МБДОУ детский сад № 3 «Теремок» в течение длительного времени недоплачивал заработную плату, тем самым грубо нарушал её трудовые права, в связи с нарушением её права на соответствующую заработную плату она испытывала финансовые трудности. Более того работодатель всячески препятствовал подачи моего искового заявления для рассмотрения данного трудового спора, а именно нарушал сроки выдачи ей документов, что нашло своё подтверждение при проверки Александровск-Сахалинским городским прокурором. Доводы, которые излагает Работодатель, а именно, что документы якобы ей были предоставлены в срок, но она их получать отказалась не нашли своего подтверждения. Акт, который якобы был составлен Работодателем, судом не исследован, ей на ознакомление не предоставлен. Своими неправомерными действиями, ответчик причинил ей моральный вред, который также выразился в переживании отрицательных эмоций, невозможности удовлетворен я своих материальных потребностей.
В судебное заседание, назначенное на 05 марта 2018 года истец ФИО1 не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствии, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ответчика – заведующая МБДОУ детский сад № 3 «Теремок» ФИО2 и представитель МБДОУ детский сад № 3 «Теремок» ФИО3, про доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования ФИО1 не признали в полном объеме, указав, что начисление заработной платы работникам МБДОУ детский сад № 3 «Теремок» производится в соответствии с Трудовым законодательством РФ, на основании утвержденных нормативных актов Сахалинской области, городского округа «Александровск-Сахалинский районе» и локальных актов МБДОУ детский сад № 3 «Теремок» к которым относятся: Соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области; Положение о системе оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа «Александровск - Сахалинский район»; Положение о системе оплаты труда работников муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 "Теремок". Положения о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений приняты в соответствии с Типовым положением, разработанным Агентством по труду и занятости населения Сахалинской области. Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области, ежегодно предусматривается минимальная заработная плата для трех групп районов, в которых установлены различные размеры районных коэффициентов и процентных надбавок. В абз.З раздела 2 Соглашения предусмотрено, что: «установленная минимальная заработная плата включает в себя тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также компенсационные выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153,154 Трудового кодекса Российской Федерации». Таким образом, в размер минимальной заработной платы, установленной в Сахалинской области включены все выплаты, в том числе и районный коэффициент и процентные надбавки, за исключением следующих выплат -оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147), оплаты труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 151), оплаты сверхурочной работы (ст. 152), оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153) и оплаты труда в ночное время (ст. 154). На 2017 год минимальная заработная плата для работников Александровск-Сахалинского района, согласно Соглашению, с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за полностью отработанную норму рабочего времени и выполненную норму труда установлена в размере 15150 рублей, что для работающего на 0,75 ставки составляет 11362,50 рубля. В 2017 году за работу на 0,75 ставки ФИО1, с учетом коэффициента и надбавок, было начислено за полностью отработанную норму времени: в январе, марте, апреле, мае, июне - по <данные изъяты>.; в июле - <данные изъяты>.; в октябре, ноябре, декабре - по <данные изъяты>. В феврале, августе и сентябре заработная плата включала выплаты по временной нетрудоспособности и отпускные, которые начисляются по среднему заработку. Без учета районного коэффициента и процентных надбавок начисление составляло: в январе, марте, апреле, мае, июне - по <данные изъяты>; в июле -<данные изъяты>; в октябре, ноябре, декабре - по <данные изъяты>. Федеральным Законом РФ от 19 июня 2000 года №82-ФЗ (в редакции от 19.12.2016г. №460-ФЗ) минимальная заработная плата в 2017 году была установлена в размере: с 01.01.2017г. по 30.06.2017г. в размере 7500 руб. - на 0,75 ставки это 5625 рубля; с 01.07.2017г. по 31.12.2017г. в размере 7800 руб. - на 0,75 ставки - 5850 рублей. Заработная плата в 2017 году, начисленная ФИО1, ни в одном месяце не была ниже размера минимальной оплаты труда, установленной Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области для работников Александровск-Сахалинской района, а так же минимального размера заработной платы, установленного федеральным законодательством. В Соглашении по Сахалинской области минимальная заработная плата установлена с учетом коэффициента и надбавок, что конкретно прописано в абз.З раздела 2 Соглашения. На 2015 год минимальная заработная плата для работников Александровск-Сахалинского района, согласно Соглашению, с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за полностью отработанную норму рабочего времени и выполненную норму труда установлена в размере 13250 рублей, что для работающего на 0,75 ставки составляет 9937,50 рубля. В 2015 году за работу на 0,75 ставки ФИО1, с учетом коэффициента и надбавок, было начислено за полностью отработанную норму времени: в январе, февраль, апреле - по <данные изъяты>.; в марте - <данные изъяты>.; в мае -<данные изъяты>.; в июне - <данные изъяты>.; в июле -<данные изъяты>.; в августе -<данные изъяты>. В сентябре, октябре, ноябре, декабре заработная плата включала выплаты по временной нетрудоспособности и отпускные, которые начисляются по среднему заработку. Без учета районного коэффициента и процентных надбавок начисление составляло: в январе, февраль, апреле - по <данные изъяты>.; в марте - <данные изъяты>.; в мае -<данные изъяты>.; в июне - <данные изъяты>.; в июле -<данные изъяты>.; в августе - <данные изъяты> Федеральным Законом РФ от 19 июня 2000 года №82-ФЗ (в редакции от 01.12.2014г. № 408-фз) минимальная заработная плата в 2015 году была установлена в размере 5965 руб. - на 0,75 ставки - 4473,75 рублей, из чего следует, что в 2015 году заработная плата, начисленная ФИО1, ни в одном месяце не была ниже размера минимальной оплаты труда, установленной Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области для работников Александровск-Сахалинской района, а так же минимального размера заработной платы, установленного федеральным законодательством. Убеждены, что для изменения порядка начисления и перерасчета заработной платы ФИО4 нет никаких оснований. Считают, что требования истца о взыскании морального вреда не обоснованы и несправедливы, т.к. работодатель действовал в соответствие с принятыми нормативными актами, никаким образом трудовые права ФИО1 не нарушил., поскольку бухгалтерское обслуживание МБДОУ д/с «Теремок» осуществляет МКУ Центр обеспечения функционирования образования, расчетные листы работников передаются в МБДОУ д/с «Теремок» ежемесячно и выдаются работникам под роспись. В 2016г. и 2017г. ФИО1 все расчетные листы выданы, что подтверждено её личной подписью в журнале выдачи расчетных листов. 10.01.2018 г. ФИО1 обратилась с письменным заявлением о выдаче ей расчетных листов за период работы с 2015 г. по 2017 г. и справки 2-НДФЛ. С учетом нерабочих дней 13-го и 14-го января, расчетные листы были готовы к передаче заявителю 15-го января 2018 г., то есть в срок, установленный ст.62 ТК РФ, однако ФИО1 от получения листов отказалась, что подтверждено актом от 15.01.2018 г. Расчетные листы получены работником 17.01.2018 г. под роспись. Определением Александровск-Сахалинского городского суда от 02 февраля 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области, Финансовое управление администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» и Государственную инспекцию труда Сахалинской области.
Представитель Финансового управления администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, указав, что начисление заработной платы работникам МБДОУ детский сад № 3 «Теремок», как и во всех муниципальных учреждениях, финансируемых из бюджета городского округа «Александровск-Сахалинский район», производится в соответствии с Трудовым законодательством РФ, на основании утвержденных нормативных актов Сахалинской области, городского округа «Александровск- Сахалинский районе» и локальных актов муниципальных учреждений. Одним из основополагающих нормативных актов является Соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области (далее-Соглашение), которое Агентством по труду в Сахалинской области ежегодно доводится органам местного самоуправления и подлежит обязательному исполнению. Данным Соглашением, с момента его заключения, всегда было предусмотрено три величины Минимального размера оплаты труда (далее-МРОТ) - каждый для одной из трех групп муниципальных образований, объединенных по одинаковым размерам районных коэффициентов и процентных надбавок. В соответствии с абз.З раздела 2 Соглашения, утвержденный МРОТ включал в себя: «тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также компенсационные выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации». Таким образом, при планировании расходов бюджета, финансовое управление и органы местного самоуправления руководствовались размером МРОТ, установленным в Сахалинской области и включающим в себя районный коэффициент и процентные надбавки. Соблюдение МРОТ при начислении заработной платы работникам бюджетной сферы городского округа «Александровск-Сахалинский район» всегда находилось под постоянным контролем руководителей учреждений, главных распорядителей бюджетных средств, финансового управления городского округа и Агентства по труду Сахалинской области. По факту обращения ФИО1 о выплате ей заработной платы ниже МРОТ, финансовым управлением, на основании карточек начисления заработной платы ФИО1, предоставленных МКУ «ЦОФО», была проведена проверка начисления за 2017 и 2015 годы. Результатом проверки подтверждается, что заработная плата, начисленная ФИО1, ни в одном месяце не была ниже размера минимальной оплаты труда, установленной Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области для работников Александровск- Сахалинского района, а так же минимального размера заработной платы, установленного на федеральном уровне. В своих требованиях Истица основывается на позиции Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года №38-П определившего, что в состав минимального размера оплаты труда не предполагается включение районного коэффициента и процентных надбавок. Однако это было сказано о размере федерального МРОТ и вовсе не означает, что в Соглашении о минимальной заработной плате в Сахалинской области был предусмотрен МРОТ без учета районного коэффициента и процентных надбавок. Подтверждением их включения является абз.З раздела 2 Соглашения, а так же сам размер МРОТ, который больше федерального более чем на величину районного коэффициента и процентных надбавок. Кроме того, Соглашение, в принятой форме, существовало на протяжении многих лет, а позиция Конституционного суда была опубликована в конце декабря 2017 года. Позиция Конституционного Суда РФ была сформирована в результате рассмотрения конкретной ситуации по кассационной жалобе Благовещенского прокурора в защиту прав работников КГБУЗ «Благовещенская ЦРБ» на Определение Верховного суда от 19 сентября 2016 года №51-КГ16-10. Администрация Благовещенской больницы с 01.01.2015 года предусматривала работникам доплату до минимального размера оплаты труда - в размере, установленном на федеральном уровне - в сумме 5965 рублей, при том, не учитывала, что в данной местности действует районный коэффициент в размере 25 процентов и МРОТ для Благовещенска, с учетом районного коэффициента, должен быть не менее 5965 * 1,25 = 7456,25 рубля, что и стало предметом судебного разбирательства и послужило основанием для вывода, сделанного в определении Конституционного суда. В конце декабря 2017 года региональными властями было принято решение об отмене регионального Соглашения «О минимальной оплате труда в Сахалинской области на 2018 год». В соответствии с Протоколом заседания межведомственной рабочей группы при Межведомственной комиссии по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате и легализации правовых отношений граждан, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах Сахалинской области от 22 января 2018 года, органы местного самоуправления с 01.01.2018 года должны соблюдать МРОТ, установленный Федеральным законом от 19.06.2000г. №82-ФЗ (в редакции от 28.12.2017г. №421-ФЗ) в размере 9489 рублей, а размер начисленной заработной платы (до удержания налога на доходы физических лиц) должен составлять: в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно- Сахалинск - не менее 19 926,6 руб.; в Ногликском и Охинском районах- не менее 24 671,4 руб.; в Курильском, Южно-Курильском и Северо-Курильском районах - не менее 26 569,20 руб. Таким образом, финансовое управление считает следующее: фактически в размер МРОТ, ежегодно утверждаемый Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области, по 2017 год включительно, входили районный коэффициент и процентные надбавки; заработная плата, начисленная ФИО1, ни в одном месяце не была ниже размера минимальной оплаты труда, установленной Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области для работников Александровск-Сахалинской района, а так же минимального размера заработной платы, установленного на федеральном уровне; «задолженности заработной оплаты труда» у МБДОУ детский сад № 3 «Теремок» перед ФИО1 нет; оснований для изменения порядка начисления и перерасчета заработной платы ФИО1 не имеется.
Представители Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области и Государственной инспекции труда Сахалинской области в судебное заседание не явились, уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела должным образом.
От представителя Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области поступили письменные возражения, из которых следует, что рассмотрев исковое заявление ФИО1 «о взыскании задолженности заработной оплаты труда» в связи с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П (далее - постановление № 38-П), агентство по труду и занятости населения Сахалинской области сообщает, что статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать региональным соглашением о минимальной заработной плате размер минимальной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации. На протяжении ряда лет Правительством Сахалинской области, Сахалинским областным союзом организаций профсоюзов и POP «Союз промышленников и предпринимателей Сахалинской области» в Сахалинской области принималось соглашение о минимальной заработной плате на соответствующий год. Размер минимальной заработной платы в Сахалинской области (далее - размер минимальной заработной платы) ежегодно определялся в соответствии со статьей 133.1 ТК РФ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом размер минимальной заработной платы превышал размер величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Сахалинской области, и превышал минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Таким образом, ежегодно заключаемые соглашения о минимальной заработной плате в Сахалинской области соответствовали принципам, изложенным в постановлении 38-П, в том числе необходимости учета при формировании социально-экономической политики государства природно- климатических особенностей регионов, обеспечения мер, призванных компенсировать дополнительные материальные затраты и физиологические затраты, обусловленные более высокой стоимостью жизни, складывающейся в местностях с особыми климатическими условиями под воздействием географических, климатических факторов и вызванных ими особенностей социально-экономического развития. В этих целях, а также в целях выравнивания уровня жизни населения в различных регионах на основе установленной федеральным законодательством системы специальных гарантий и компенсаций, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, соглашениями о минимальной заработной плате в оспариваемый истцом период обеспечивался дифференцированный подход к установлению минимальной заработной платы работников, работающих и проживающих в различных районах области. В соответствии с нормами статей 24, 45, 46 и 48 ТК РФ, которыми предусмотрено, что представители сторон соглашения свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение, на основании правоприменительной практики и трактовке норм статей 129, 133 и 133.1 ТК РФ, неоднократно изложенных в позиции Верховного Суда Российской Федерации, соглашениями о минимальной заработной плате в Сахалинской области в размер минимальной заработной платы включался районный коэффициент и процентные надбавки, при этом вышеуказанные принципы были обеспечены. Соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2015 год (продлено на 2016) и Соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2017 год (далее - соглашения) действовали и не были оспорены. Постановлением 38-П Конституционный суд констатировал, что в разные периоды времени правоприменительная практика по включению в минимальный размер оплаты труда (размер минимальной заработной платы) районного коэффициента и процентных надбавок была различна. Вместе с тем, судом не дана оценка практики судов как неправильной. Таким образом, применение такого подхода допускалось. То есть включение в размер минимальной заработной платы районного коэффициента и процентных надбавок не считалось ошибочным. Однако необходимо учитывать, что согласно пункту 1.2 Постановления № 38-П Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона или отдельных его положений именно по жалобе гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод в той части, в какой они были применены в деле заявителя, рассмотрение которого завершено в суде, и принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, оценивая как буквальный смысл проверяемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм. Следовательно, вышеуказанные соглашения действительны, поскольку не противоречили законодательству и практике его применения. Кроме того, необходимо отметить, что на основании статьи 129 ТК РФ, которая определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), системами оплаты труда работников областных государственных и муниципальных учреждений обеспечено применение районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к заработной плате работника, в данном случае состоящей из оклада, повышающих коэффициентов и стимулирующих выплат. Из представленных в исковом заявлении ФИО1 расчетов, а также расчетов, изложенных в отзыве МБДОУ «Детский сад № 3 «Теремок» на исковое заявление, следует, что в 2015 - 2017 годах работнику обеспечена выплата заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», и не ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Сахалинской области в указанные периоды. На основании вышеизложенного, полагает, что оснований для признания действий МБДОУ «Детский сад № 3 «Теремок» незаконными и «доначисления заработной платы» ФИО1 в 2015 - 2017 годах не имеется.
Дело рассмотрено в отсутствии истца ФИО1, представителей Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области и Государственной инспекции труда Сахалинской области, в соответствии со статьей 167 частями 3 и 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какуой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу абзаца 5 части1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количество и качество выполненной работы.
Данному праву работника в соответствии с абзацем 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Приказом № 4 от 12 января 2015 года ФИО1 принята в МБДОУ детский сад № 3 «Теремок» с 12 января 2015 года машинистом по стирке белья на 0,75 ставки с окладом <данные изъяты>, доплачивать за профмастерство 105 от должностного оклада(л.д.9).
Из трудового договора № 145 от 12.01.2015 г. следует, что между МБДОУ детский сад № 3 «Теремок» и ФИО1 заключен трудовой договор, по которому работодатель предоставляет работнику работу 0.75 ставки по должности машинист по стрике белья, а работник обязуется лично выполнять работу в соответствии с условиями трудового договора( по должностной инструкции). За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад, ставка заработной платы <данные изъяты>; процентные надбавки <данные изъяты>; районный коэффициент <данные изъяты>; выплаты компенсационного характера-10% за профмастерство от должностного оклада; выплаты стимулирующего характера и премии согласно Положения о системе оплаты труда работников МБДОУ д/с «Теремок»( л.д.6-8).
Из дополнительного соглашения к трудовому договору № 145 от 12.01.2015 г. следует, что машинисту по стирке белья с 01 января 2015 года устанавливается должностной оклад в месяц <данные изъяты>( л.д. 12).
Приказом № 115 от 01.06.2015 г. ФИО1 с 01.06.2015 года переведена в прежней должности на должность машинист на стирке белья на 0.75 ставки с окладом <данные изъяты> с доплатой компенсирующего характера 40% и за профмастерство 10% от должностного оклада и помощник воспитателя на 0.25 ставки с окладом <данные изъяты> с доплатой компенсирующего характера 20% от должностного оклада(л.д.10).
Из дополнительного соглашения к трудовому договору № 145 от 12.01.2015 г. следует, что с 01 июня 2015 года ФИО1 совмещает работу 0.75 ставки машиниста по стрике белья с работой помощника воспитателя на 0.25 ставки( л.д.11)
Дополнительными соглашениями от 07.07.2017 г. ФИО1 установлен должностной оклад в месяц на 0.25 ставки в размере <данные изъяты> и должностной оклад в месяц на 0.75 ставки в размере <данные изъяты>(л.д.13.14).
Согласно карточкам справкам и расчетным листками за 2015,2016 и 2017 годы, заработная платы начислялась и выплачивалась ФИО1 в соответствии с трудовым договором № 145 и дополнительными соглашениями к нему, указанными выше.
На основании части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата(оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты(доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты( доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов(должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат им надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно положений статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации- минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда(трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 408-ФЗ от 01.12.2014 года «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2015 года установлен в размере 5 965 рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 376-ФЗ от 14.12.2015 года « О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2016 года установлен в размере 6 204 рубля.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 164-ФЗ от 02.06.2016 года « О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 июля 2016 года установлен в размере 7 500 рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 460-ФЗ от 19.12.2016 года « О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 июля 2017 года установлен в размере 7 800 рублей.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления( абзацы 1 и 2 части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Так, в Сахалинской области на 2015 год, 22 декабря 2014 года было заключено трехстороннее соглашение( Правительство Сахалинской области в лице Губернатора Сахалинской области-председателя Правительства Сахалинской области ФИО6, областное объединение организаций профсоюзов в лице председателя ФИО7 и РОР «Союз промышленников и предпринимателей Сахалинской области в лице председателя ФИО8), в соответствии с которым с 1 января 2015 года для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском… установлена минимальная заработная плата в размере 13 250 рублей(срок действия с 01.01.2015 г. по 01.10.2015 г.)
С 1 октября 2015 года в Сахалинской области установлена минимальная заработная плата для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском в размере 13 600 рублей.
Соглашением от 06.07.2015 г. «О минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2015 г.» с 01 июля 2015 г. установлена минимальная заработная плата для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском в размере 15 000 рублей.
Соглашением от 28.12.2015 г. продлен срок действия Соглашения о минимальной заработной плате на 2015 г. с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г., т.е. минимальная заработная плата для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском составляет 15 000 рублей.
Соглашением от 22.12.2016 г. «О минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2017 год» с 01.01.2017 по 31.12.2017 г. минимальная заработная плата для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском составляет 15 150 рублей.
Во всех вышеперечисленных Соглашениях указано, что «установленная минимальная заработная плата включает в себя тарифную ставку(оклад) или оплату труда по бестарифной системе, стимулирующие выплаты(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также компенсационные выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья 151 Трудового кодекса Российской Федерации указывает на оплату труда при совмещении профессий.
Судом установлено, что 0.25 ставки помощника воспитателя ФИО1 совмещает с работой 0.75 ставки машиниста по стирке белья, таким образом, при разрешении заявленного ФИО1 спора подлежат рассмотрению суммы начислений по 0.75 ставки машиниста по стирке белья.
В 2015 году минимальная заработная плата для работников Александровск-Сахалинского рацйон6а, согласно Соглашению, с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за полностью отработанную норму рабочего времени и выполненную норму труда установлена в размере 13 250 рублей, что для работающего на 0.75 ставки составляет 9 937 рублей 50 копеек, от 13 600 руб. составляет 10 200 рублей, от 15 000 рублей- 11 250 рублей, от 15 150 рублей- 11 625 рублей, от 15 600 рублей- 11 700 рублей.( без учета районного коэффициента и процентных надбавок эти суммы составляли бы от 6130 рублей- 4 732 рубля 50 копеек, от 6 476 рублей- 4 857 рублей, от 7 143 рублей- 5 357 рублей 25 копеек, от 7 214 рублей- 5 410 рублей 50 копеек, от 7 429 рублей – 5 571 рубль 75 копеек).
Без учета районного коэффициента и процентных надбавок начисление составляло бы : ф январе, феврале, апреле по 5 346 рублей, в марте 6 441 рубль 24 копейки, в мае 6 415 рублей 20 копеек, в июне 6 237 рублей, в июле 6 771 рубль 60 копеек, в августе 5 880 рублей 60 копеек.
Федеральным законом РФ от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в редакции от 01.12.2014 г. № 408-ФЗ) минимальная заработная плата в 2015 году установлена в размере 5 965 рублей, на 0.75 ставким-4 473 рубля 75 копеек.
В 2015 году ФИО1 за работу на 0.75 ставки с учетом коэффициента и надбавок было начислено в январе, феврале, апреле <данные изъяты>, в марте <данные изъяты>, в мае <данные изъяты>, в июне <данные изъяты>, в июле <данные изъяты>, в августе <данные изъяты>. В сентябре, октябре, ноябре и декабре 2015 года заработная плата включала выплаты по временной нетрудоспособности и отпускные, которые исчисляются по среднему заработку.
Таким образом, заработная плата, начисленная ФИО1, ни в одном месяце не была ниже размера минимальной оплаты труда, установленной Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области для работников Александровск-Сахалинского района, а также минимального размера заработной платы, установленного на федеральном уровне.
На 2016 год минимальная заработная плата для работников Александровск-Сахалинского района, согласно Соглашению, с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за полностью отработанную норму рабочего времени и выполненную норму труда установлена в размере 15000 рублей, что для работающего на 0,75 ставки составляет 11250 рубля. В 2016 году за работу на 0,75 ставки ФИО1, с учетом коэффициента и надбавок, было начислено за полностью отработанную норму времени: в январе, марте- по <данные изъяты>. В остальные месяцы заработная плата включала выплаты по временной нетрудоспособности и отпускные, которые начисляются по среднему заработку. Без учета районного коэффициента и процентных надбавок начисление составляло: в январе, марте- по <данные изъяты>. Федеральным Законом РФ от 19 июня 2000 года №82-ФЗ (в редакции от 19.12.2016г. №460-ФЗ) минимальная заработная плата в 2016 году была установлена в размере: с 01.01.2016г. по 30.06.2016г. в размере 6204 руб. - на 0,75 ставки это 4653 рубля; с 01.07.2016г. по 31.12.2016г. в размере 7500 руб. - на 0,75 ставки - 5625 рублей. Таким образом, в 2016 году за полностью отработанную норму времени, при минимальной заработной плате на 0,75 ставки: в размере 11250 рублей (с учетом коэффициента и надбавок) заработная плата, начисленная ФИО1 составила <данные изъяты>, что выше размера минимальной оплаты труда, установленной Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области для работников Александровск-Сахалинской района, в размере 4653 и 5625 рублей (без учета коэффициента и надбавок), заработная плата, начисленная ФИО1 составила <данные изъяты>, что выше размера минимальной оплаты труда установленного на федеральном уровне.
На 2017 год минимальная заработная плата для работников Александровск-Сахалинского района, согласно Соглашению, с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за полностью отработанную норму рабочего времени и выполненную норму труда установлена в размере 15150 рублей, что для работающего на 0,75 ставки составляет 11362,50 рубля.
В 2017 году за работу на 0,75 ставки ФИО1, с учетом коэффициента и надбавок, было начислено за полностью отработанную норму времени: в январе, марте, апреле, мае, июне - по <данные изъяты>.; в июле - <данные изъяты> руб.; в октябре, ноябре, декабре - по <данные изъяты>. В феврале, августе и сентябре заработная плата включала выплаты по временной нетрудоспособности и отпускные, которые начисляются по среднему заработку.
Без учета районного коэффициента и процентных надбавок начисление составляло: в январе, марте, апреле, мае, июне - по <данные изъяты>; в июле -<данные изъяты>; в октябре, ноябре, декабре - по <данные изъяты>.
Федеральным Законом РФ от 19 июня 2000 года №82-ФЗ (в редакции от 19.12.2016г. №460-ФЗ) минимальная заработная плата в 2017 году была установлена в размере: с 01.01.2017г. по 30.06.2017г. в размере 7500 руб. - на 0,75 ставки это 5625 рубля; с 01.07.2017г. по 31.12.2017г. в размере 7800 руб. - на 0,75 ставки - 5850 рублей.
Таким образом, заработная плата в 2017 году, начисленная ФИО1, ни в одном месяце не была ниже размера минимальной оплаты труда, установленной Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области для работников Александровск-Сахалинской района, а так же минимального размера заработной платы, установленного на федеральном уровне. В связи с этим, иск ФИО1 о признании незаконными действий МБДОУ детский сад № 3 «Теремок» по начислению заработной платы, удовлетворению не подлежит.
Требование ФИО1 о начислении на минимальный размер оплаты труда, установленный в Сахалинской области Трёхсторонним соглашением за 2015-2017 годы ( куда входили процентные надбавки и районный коэффициент) еще раз коэффициента и процентных надбавок, суд расценивает как не правильное толкование постановления Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2017 г. № 38-П, поскольку соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2015 год (продлено на 2016) и Соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2017 год (далее - соглашения) действовали и не были оспорены. Постановлением 38-П Конституционный суд констатировал, что в разные периоды времени правоприменительная практика по включению в минимальный размер оплаты труда (размер минимальной заработной платы) районного коэффициента и процентных надбавок была различна. При этом, не дана оценка практики судов как неправильной, следовательно применение такого подхода допускалось.
При этом, суд учитывает, что ссылка на принятое решение Конституционным судом Российской Федерации № 38-П от 07.12.2017 г. допустимо в случае нарушение прав работника, тогда как судом установлено, что права кулик Т.А. не были нарушены, её заработная плата была не ниже установленных Трехсторонних соглашений на 2015-2017 годы, поэтому оснований для удовлетворения требований ФИО1 о начислении и выплаты суммы в размере <данные изъяты> не имеется.
При рассмотрении требований ФИО1 о возмещении морального вреда в размере <данные изъяты>, суд приходит к следующему.
Поскольку судом установлено, что трудовые права ФИО1 в отношении заработной платы работодателем не нарушались, то в возмещении морального вреда в этой части суд отказывает.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме и размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В абзаце третьем пункта 63 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Истец ФИО1 указала, что моральный вред ей также был причинен работодателем, поскольку не был соблюден срок, установленный Трудовым кодексом Российской Федерации, возложившей обязанности на работодателя по выдачи справок работнику не более 3 дней с момента подачи заявления.
Из заявления ФИО1, адресованного заведующей МБДОУ детский сад № 3 «Теремок» ФИО9 следует, что она просит выдать справку 2 НДФЛ за 2017 г. в 2 экземплярах, копии расчетных квитанций за 2015,2016, 2017 г. Заявление датировано 10 января 2018 г.
В соответствии со статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации - по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
10 января 2018 г. являлся средой, третий день выпадал на пятницу- 12 января 2018 г., таким образом, работодателем действительно нарушены требования статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку указанные документы ФИО1 не были вручены своевременно.
При этом, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец ФИО1 не предоставила доказательств, подтверждающих причинение морального вреда, выразившихся в переживании отрицательных эмоций, невозможности удовлетворения своих материальных потребностей.
Из акта по муниципальному бюджетному образовательному учреждению детский сад № 2 «Теремок» от 15 января 2018 года, следует, что комиссия в составе трех человек составили настоящий акт о том, что 15 января 2018 г. в 13 час.20 минут машинист по стирке белья ФИО1 отказалась получить расчетные листы о заработной плате за 2015-2017 г. и 2 справки 2 НДФЛ.
Доводы истца ФИО1 о том, что её не ознакомили с данным актом, суд расценивает как не состоятельные, поскольку истец ФИО1 не явилась в судебное заседание 5 марта 2018 года, когда судом исследовался данный документ.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Учитывая, что трудовые права ФИО1 по несвоевременной выдачи справок были нарушены непродолжительное время, никаких последствий не причинило, вина работодателя минимальна, то суд считает, что компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> будет являться разумной и справедливой.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой освобожден истец в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в иске ФИО1 к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 3 «Теремок» о взыскании задолженности по заработной плате и взыскания морального вреда в части невыплаты заработной платы – отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 3 «Теремок» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда за несвоевременную выдачу справок в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 3 «Теремок» государственную пошлину, от уплаты которой освобожден истец в размере <данные изъяты>.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд в течение одного месяца через Александровск-Сахалинский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья- Пелецкая Т.П.
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2018 г.
Копия верна: судья- Пелецкая Т.П.