ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-54/2021 от 10.03.2021 Мокшанского районного суда (Пензенская область)

Производство № 2 - 54/2021

Решение

Именем Российской Федерации

10 марта 2021 года р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Устименковой О.В., при секретаре судебного заседания Новиковой Е.А., с участием истца Евдокимова А.А., представителя ответчика УПФР в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонное) Туленовой С.С., третьего лица Евдокимовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Мокшанского районного суда гражданское дело № 58RS0022-01-2021-000008-61 по исковому заявлению Евдокимов А.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонное) о признании незаконным решения № 95 от 16.11.2020 об отказе в перерасчете размера пенсии,

установил:

истец Евдокимов А.А.. обратился в Мокшанский районный суд Пензенской области с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонное) о признании незаконным решения № 95 от 16.11.2020 об отказе в перерасчете размера пенсии. Исковое заявление мотивировано тем, что истец имеет 2 группу инвалидности и является получателем пенсии по инвалидности. У него на иждивении находится сын Е.О.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признанный недееспособным на основании решения Мокшанского районного суда от 05.08.2019, вступившего в законную силу 06.09.2019. Сыну установлена 1 группа инвалидности бессрочно по причине инвалидности с детства. Опекуном сына Е.О.. согласно постановлению администрации Мокшанского района от 18.09.2019 № 806 назначена его супруга, Евдокимова Т.А. Он и его супруга проживают вместе с сыном по адресу: <адрес>, вместе осуществляют уход за сыном, обеспечивают ему комфортные условия для проживания. Он приобретает продукты питания, содержит и оплачивает жилье, в котором проживает сын Е.О.., приобретает для него одежду, обувь, средства гигиены, другие предметы жизненной необходимости. До июля 2019 года, в соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" к пенсии по инвалидности ему производилась выплата в виде суммы повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по 2 инвалидности с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи, сына Е.О.. Последняя выплата была произведена ему за июнь 2019 года в размере 1601 рублей 70 копеек. Основанием к снижению пенсии с июля 2019 года послужил факт достижения Е.О. совершеннолетия. При этом, обстоятельства жизни его сына, инвалида с детства, не изменились, он также продолжает осуществлять постоянный уход за ним и оказывать помощь, приобретать для него все необходимое. 10.11.2020 он обратился в УПФР в Мокшанском районе с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом нахождения на его иждивении недееспособного сына Е.О.., 10.06.2001 года рождения, инвалида с детства. По решению УПФР в Мокшанском районе от 16.11.2020 № 95 в перерасчете размера пенсии ему было отказано на том основании, что опекуном сына назначена его мать, Евдокимова Т.А. С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку в соответствии со ст. 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Его сын не может жить самостоятельно, он постоянно находится под его присмотром или супруги. Ему необходимо специальное питание в виде измельченной пищи, пюре, средства гигиены (к примеру, памперсы). По линии социальной защиты выдаются, конечно, памперсы, но в меньшем количестве, чем приходится использовать в течение дня. Повышение фиксированной выплаты к его пенсии по инвалидности необходимо для содержания сына и обеспечения его потребностей. В соответствии с ч.3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 -ФЗ "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. № 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой" часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" признана не соответствующей Конституции российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1), в той мере, в какой она в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное ее истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, при том, что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор). Кроме того, положения ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" не ограничивают право на расчет пенсии с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи назначением опекуна этому лицу, конкретным размером получаемого данным лицом дохода либо соотношением такого дохода с уровнем прожиточного минимума. Истец Евдокимов А.А. просит суд признать решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Мокшанском районе Пензенской области от 16.11.2020 № 95 об отказе в перерасчете истцу Евдокимову А.А. пенсии незаконным; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонное) произвести истцу перерасчет размера пенсии с 1 июля 2019 года с учетом повышения фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности ввиду нахождения на иждивении нетрудоспособного сына Е.О.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида с детства, и назначить данную выплату с 01.07.2019 без ограничения срока.

Истец Евдокимов А.А. исковое заявление поддержал по доводам в нем изложенным. Дополнительно пояснил, что после достижения сыном 18 лет, он также продолжает осуществлять постоянный уход за ним и оказывать помощь, приобретать для него все необходимое. Большая часть его пенсии по инвалидности тратится на оплату коммунальных услуг, а также на приобретение его сыну-инвалиду Е.о. необходимых продуктов, бытовой техники, средств гигиены, лекарственных препаратов.

Третье лицо Евдокимова Т.А. просила суд исковое заявление Евдокимова А.А. удовлетворить. Евдокимова Т.А. суду пояснила, что она приходится истцу супругой, а Е.О,. ее сын, который решением суда признан недееспособным, она назначена его опекуном. В настоящее время они с супругом как осуществляли, так и продолжают вдвоем осуществлять уход и занимаются полным содержанием сына-инвалида. Они также приобретают ему все необходимое для нормальной жизни, на что тратятся денежные средства как из пенсии истца Евдокимова А.А., так и с пенсии сына Е.О.. Полагает, что прекращение фиксированный выплаты к пенсии по инвалидности истцу Евдокимову А.А. после достижения ребенком-инвалидом Е.О.. совершеннолетия является незаконным.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонное) Туленова С.С. иск Евдокимова А.А. не признала. В отзыве на исковое заявление указала, что 10 ноября 2020 года Евдокимов А.А. обратился в Управление ПФР в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом нахождения на его иждивении недееспособного сына Е.О.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По результатам рассмотрения данного заявления Управлением было вынесено решение об отказе в перерасчете размера пенсии № 95 от 16 ноября 2020 года, которым истцу было отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ от 28.12.2013. Частью 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в п.п. 1, 3, 4 части 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 ст. 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. При этом часть 3 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" сама по себе не содержит понятия иждивения и не определяет круг лиц, признаваемых иждивенцами для целей назначения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности) в повышенном размере. Данное положение подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающей соответствующее правовое регулирование. Так, согласно п.1 ч.2 ст. 10 вышеназванного федерального закона к нетрудоспособным членам семьи относятся дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. Частью 4 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлена презумпция нахождения детей на иждивении своих родителей, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Это означает, что в отношении детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет, факт нахождения на иждивении их родителей подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке, в том числе судебном. Таким образом, действующее правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, а равно как и в части установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности относит к категории нетрудоспособных членов семьи лиц, достигших возраста 18 лет и ставших инвалидами до достижении этого возраста (инвалидов с детства), в том числе признанных судом недееспособными и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре), но прямо не признает их состоящими на иждивении своих родителей. В соответствии с Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 884н от 17.11.2014 г. пунктом 53 разделом 5 Порядок перерасчета и корректировки размера пенсии перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 4 и частью 5 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсии по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющим выплату пенсии, без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. На момент достижения Е.О. возраста 18 лет, уход за ним, как за ребенком инвалидом, признанным впоследствии недееспособным, осуществлялся матерью Евдокимовой Т.А., опекуном также установлена Евдокимова Т.А. в связи с чем, оснований для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом нетрудоспособного иждивенца Евдокимову А.А. не имеется.

Суд, заслушав стороны, третьих лиц, изучив материалы, приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; ст. 1; статья 7, часть 1) охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях" в редакции, действующей на момент обращения за назначение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Устанавливая в указанном Федеральном законе "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии (часть 1 статьи 1) и предусматривая в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, фиксированную выплату к ней (пункт 6 статьи 3), законодатель определил круг получателей такого рода выплаты и ее размер (статья 16), а также закрепил возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (статья 17).

При этом, поскольку нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, к нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, дает ему право на повышение фиксированной выплаты к пенсии, часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" относит лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца и указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, а именно: детей, братьев, сестер и внуков, не достигших возраста 18 лет, а также детей, братьев, сестер и внуков, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а равно детей, братьев, сестер и внуков старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами; при этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; родителей и супруга, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами; дедушку и бабушку, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

При наличии на иждивении у лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, одного или нескольких нетрудоспособных членов семьи, относящихся к какой-либо из указанных категорий, повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Таким образом, установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.

Нормативное содержание понятия "иждивение" раскрывается в части 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" применительно к определению круга лиц, имеющих право на назначение пенсии по случаю потери кормильца. Данное законоположение предусматривает, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Аналогичная правовая норма содержалась и в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Конституционный Суд Российской Федерации ранее указывал, что такое понятие иждивения предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, т.е. не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (Определение от 30 сентября 2010 года № 1260-О-О).

При этом признание нетрудоспособных членов семьи находящимися на иждивении умершего кормильца осуществляется с применением положений части 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающей презумпцию нахождения детей на иждивении своих родителей, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Это означает, что нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, на иждивении своих родителей не требует доказательств, в то время как в отношении детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет, факт нахождения на иждивении их родителей подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.

Данный общий подход распространяется, в том числе и на детей-инвалидов, а также лиц, достигших 18 лет и ставших инвалидами до достижения этого возраста (инвалидов с детства), которых федеральный законодатель хотя и относит к категории нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца, однако прямо не признает их априори состоящими на иждивении своих родителей.

Приведенное правовое регулирование - при отсутствии в законодательстве каких-либо специальных положений - подлежит применению и при рассмотрении вопроса о признании ребенка-инвалида или инвалида с детства находящимся на иждивении у его родителя, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, для определения наличия у данного родителя права на повышение фиксированной выплаты к соответствующей пенсии на основании части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсия".

Исходя из этого родитель, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, - в силу презумпции иждивенства, прямо установленной законом только в отношении несовершеннолетних детей, - имеет безусловное право на предусмотренное указанным законоположением повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности.

В случае же продолжения фактического осуществления таким родителем ухода за своим ребенком-инвалидом после достижения им совершеннолетия и отнесения его к категории "инвалид с детства" право на повышенную фиксированную выплату к установленной данному родителю страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности сохраняется за ним лишь при условии, что его совершеннолетний ребенок, признанный инвалидом с детства, по-прежнему находится на его иждивении. При этом сказанное актуально и в отношении родителя инвалида с детства, признанного судом недееспособным и нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре).

Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30 сентября 2010 года № 1260-О-О и Постановлении от 22 апреля 2020 года № 20-П.

Федеральным законом от 24.02.2021 № 18-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дата начала действия редакции - 24.02.2021) статья 17 изложена в новой редакции, согласно ч. 3.1 которой родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении), повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.

Таким образом, право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности имеют родители, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов при условии, что совершеннолетний ребенок, признанный инвалидом с детства, по-прежнему находится на иждивении у родителей, являющихся получателями пенсии по инвалидности.

Согласно свидетельству о <данные изъяты> июня 2001 года рождения, приходится сыном истца Евдокимов А.А.

Согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГЕ.О. является ребенком - инвалидом с детства I группы бессрочно.

10.11.2020 истец Евдокимов А.А. обратился с заявлением в УПФР в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонное) о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 8 ст. 18 ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением УПФР в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонное) № 95 от 16.11.2020 истцу отказано в связи с тем, что на момент достижения Е.О. возраста 18 лет уход за ним осуществляла мать Евдокимова Т.А., которая назначена его опекуном.

Истец Евдокимов А.А. является получателем пенсии по инвалидности II группы с 14.12.2018, в том числе до 01.07.2019 он являлся получателем повышенной фиксированной выплаты в связи с нахождением на его иждивении сына. Как следует из материалов дела, размер пенсии истца с 01.01.2019 составил <данные изъяты> копеек - страховая пенсия, <данные изъяты> копеек - фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом нетрудоспособного члена семьи Е.О.. С 01.07.2019 размер пенсии истца составил <данные изъяты> копейки, повышенная фиксированная выплата не выплачивается по причине достижения Е.О. 18 лет.

Сын истца Е.О. получает пенсию по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, размер которой с ДД.ММ.ГГГГ составляет - размер социальной песни по 1 группе инвалидности - размер ежемесячной денежной выплаты как инвалиду 1 группы, а также рублей - ежемесячная денежная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами с детства 1 группы. С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии составляет .

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ и копии паспортов, истец Евдокимов А.А., его сын Е.О, и супруга Евдокимова Т.А. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, <адрес>.

Оценив представленные сторонами доказательства, сопоставив доходы истца и его сына, исходя из вышеприведенного нормативно - правового регулирования, руководствуясь положениями Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта получения сыном истца Е.О., являющимся инвалидом детства, от истца помощи, которая являлась и является для него (сына истца) постоянным и основным источником средств к существованию.

Представленные истцом квитанции по оплате коммунальных услуг за период с 2019 по 2020 годы, в которых плательщиком указаны как Евдокимов А.А., так и Евдокимова Т.А., а также квитанций о приобретении товаров (телевизора, блендера, детской одежды, лекарственных средств), также не свидетельствуют о том, что истец Евдокимов А.А. оказывал сыну помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, так как не может быть признано иждивенцем лицо, которое получает от пенсионера помощь эпизодически, нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств существования, а также помощь, не относящуюся к источникам средств существования.

Вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом факт нахождения его сына Е.О.., находящимся на его полном содержании или получении от него помощи, которая для его сына является постоянным и основным источником средств к существованию, не доказан, поскольку его основным и постоянным источником средств к существованию является его пенсия.

Решением Мокшанского районного суда Пензенской области от 05 августа 2019 года, вступившим в законную силу 06.09.2019, Е.О. признан недееспособным. Постановлением администрации Мокшанского района Пензенской области от № 806 от 18.09.2019 на недееспособным Е.О. установлена опека, опекуном назначена Евдокимова Т.А.

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими (статья 36 ГК РФ).

Таким образом, после достижения Е.О, совершеннолетия и признания его недееспособным, его опекуном назначена его мать Евдокимова Т.А., которая в силу закона осуществляет фактический уход за сыном-инвалидом, доказательств того, что ребенок-инвалид Е.О. после достижения им 18 лет находится на иждивении истца Евдокимов А.А. суду не представлено, поэтому оснований для перерасчета размера с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в связи с нахождением у истца на иждивении ребенка-инвалида, назначении и выплаты ее с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поэтому решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера пенсии по инвалидности является законным, оснований для его отмены судом не установлено, в связи с чем, исковое заявление Евдокимов А.А. не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В соответствии с подпунктами 2, 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу; истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в удовлетворении исковых требований Евдокимов А.А. отказано в полном объеме, он освобожден от уплаты государственной пошлины, то судебные расходы с него взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Евдокимов А.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения № 95 от 16.11.2020 об отказе в перерасчете размера пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>