ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-54/2021 от 13.04.2021 Красноселькупского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-54/2021

УИД 89RS0009-01-2021-000017-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе: председательствующего судьи - Шанкиной Л.Т.

при секретаре судебного заседания - Лазаревой О.В.,

с участием прокуроров Камалтынова, Т.В., Колочева А.М.,

представителя ответчика Администрации МО Красноселькупский район - Фролова А.А.,

представителей ответчика Службы ветеринарии ЯНАО – Коробейникова П.П., Быкова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноселькупского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования Красноселькупский район и Службе ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа о понуждении организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования Толькинское,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Красноселькупского района в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Красноселькупский район и службе ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором, с учетом дополнений, просит:

1. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Красноселькупский район, выразившееся в непринятии мер по отлову безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское Красноселькупский район.

2. Обязать Администрацию муниципального образования Красноселькупский район организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающие в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

3. Обязать Службу ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечить финансирование мероприятий Администрации муниципального образования Красноселькупский район при реализации государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования Толькинское, в том числе финансирование мероприятий по строительству приюта для содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка в деятельности администрации муниципального образования Красноселькупский район, в ходе которой установлены нарушения требований законодательства при исполнении принятых полномочий по организации отлова и содержания безнадзорных животных.

Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплены цели государственной политики в отношении детей, в том числе направленные на защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно п. 32 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья.

Статьей 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 – ФЗ «Об основах охраны жизни и здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, атакже решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно ст.19 Федерального закона №131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно ч.2 указанной статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 закона ЯНАО от 23.12.2019 N 123-ЗАО (ред. от 29.06.2020) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными" (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 19.12.2019) органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - отдельные государственные полномочия).

Отдельные государственные полномочия включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч.7 ст.16 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п.2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Проведенный прокуратурой района анализ поступивших в медицинские учреждения несовершеннолетних детей, пострадавших от укусов безнадзорных животных, свидетельствует, что за период с июня по октябрь 2020 года за медицинской помощью в результате укусов безнадзорными животными обратилось три несовершеннолетних ребёнка, проживающих в с. <адрес>. При этом нападение на детей происходило в двух случаях на детских площадках. Проверкой установлено, что: 23.06.2020 ФИО1 был покусан безнадзорной собакой на детской площадке по <адрес> (укусы правого бедра); 16.08.2020 ФИО2 была покусана безнадзорной собакой на детской площадке по <адрес> (укусы левого предплечья); 04.09.2020 ФИО3 был покусан безнадзорной собакой на <адрес> у дома в <адрес> (верхняя треть правого бедра, верхняя треть правого плеча).

При этом, отлов безнадзорных животных на территории муниципального образования с. Толька и с. Ратта Администрацией Красноселькупского района не организован.

По вышеуказанным фактам к Администрации Красноселькупского района предъявлены иски о компенсации морального вреда в результате укуса несовершеннолетних детей безнадзорными животными.

Таким образом, с апреля 2020 года по настоящее время Администрацией Красноселькупского района нарушаются права граждан проживающих в муниципальном образовании Красноселькупский район, в том числе несовершеннолетних детей, что требует незамедлительного принятия мер направленных на надлежащие исполнение своих обязанностей.

Согласно ст.4 Закона №123-ЗАО, исполнительные органы государственной власти автономного округа при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны:

1) передавать органам местного самоуправления необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий финансовые средства и материальные ресурсы;

2) представлять органам местного самоуправления по их письменным запросам документы и материалы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий.

Постановлением Правительства ЯНАО от 21.04.2020 N 485-П утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, которым регламентирована процедура осуществления деятельности в сфере обращения с животными без владельцев уполномоченным органом.

Согласно указанной норме закона, финансирование органов местного самоуправления при передаче государственных полномочий должно осуществляться исполнительными органами государственной власти, которым является служба ветеринарии ЯНАО.

Из ответа администрации района следует, что денежные средства на постройку приюта и реализацию полномочий по отлову безнадзорных животных службой ветеринарии ЯНАО в органы местного самоуправления не предоставлено, в связи с чем, исполнение обязанностей органов местного самоуправления без достаточного финансирования со стороны органов государственной власти не представляется возможным.

В судебном заседании прокуроры Камалтынов Т.В. и Колочев А.М. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО Красноселькупский район Фролов А.А. с исковыми требованиями согласился в части возложения на Администрацию района обязанности организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО Толькинское, с требованием прокурора признать незаконным бездействие Администрации не согласен. Возражений против дополнительных требований, заявленных к службе ветеринарии в части осуществления финансирования мероприятий по строительству приюта для содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское не имеет.

В обоснование своих возражений представитель указал, что в соответствии с Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными» полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ и соответственно к их расходным обязательствам. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 15.1 федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения в части осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории района,за органами местного самоуправления муниципальных районов не закреплено. Соответственно, в Уставе муниципального образования Красноселькупский район указанные полномочия отсутствуют и, следовательно, использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных району отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными они не вправе.

В соответствии с законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2019 года № 123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными», органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - отдельные государственные полномочия). В части второй статьи 1 Закона ЯНАО № 123-ЗАО перечислены переданные отдельные государственные полномочия.

В соответствии со статьей 5 Закона ЯНАО № 123-ЗАО финансовые средства на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций из окружного бюджета в объеме, устанавливаемом законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В 2020 году муниципальному образованию Красноселькупский район из окружного бюджета была предоставлена субвенция в размере 7 532 000 рублей на исполнение государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными. Размер предоставленных средств является явно недостаточным для организации отлова безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское, так как на территории поселения Толька отсутствуют приюты для животных, о чем неоднократно сообщалось в службу ветеринарии ЯНАО, а именно, об отсутствии автомобильного транспортного сообщения с приютом для животных, расположенным в селе Красноселькуп, что делает доставку животных на спецавтомобиле до приюта невыполнимым требованием.

Для исполнения переданных государственных полномочий, в полном объеме, на территории муниципальных образований района необходима сумма более 30 000 000 рублей (сумму складывается из расчетов согласно указанной методике).

Также Администрация района обращалась с ходатайством в службу ветеринарии ЯНАО о возможности рассмотрения вопроса о выделении средств бюджету района на строительство приюта для животных на территории поселения Толька. На сегодняшний день эти вопросы остаются нерешенными.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования Красноселькупский район наделены государственными полномочиями на осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, но при отсутствии достаточного финансирования и обеспечения материальными ресурсами исполнение переданных полномочий сводится к невозможности их осуществления, а в частности, осуществления отлова животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приют для животных на территории поселения Толька.

Из этого можно сделать вывод, что Администрация района может исполнять возложенные на нее отдельные государственные полномочия по отлову безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское лишь в том случае, если переданные ей отдельные государственные полномочия в полном объеме будут обеспечены финансовыми средствами и материальными ресурсами, т.е. будет осуществлено строительство приюта для животных на территории поселения Толька и обеспечено специальным автотранспортом для транспортировки отловленных животных до приюта.

Считает, что в связи с отдаленностью и отсутствием круглогодичного транспортного сообщения от с.Толька до с.Красноселькуп, осуществление транспортировки отловленных безнадзорных животных на территории с.Толька до приюта для содержания безнадзорных животных находящийся в с.Красноселькуп является практически не возможным.Для исполнения в полном объеме возложенных на Администрацию района отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования Красноселькупский район, строительство приюта для содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское является одним из необходимых условий.

На основании вышеизложенного представитель Администрации МО Красноселькупский район просит в части признания незаконным бездействия Администрации МО Красноселькупский район, выразившегося в непринятии мер по отлову безнадзорных животных на территории муниципального образования ТолькинскоеКрасноселькупского район, отказать.

В судебном заседании представители ответчика Службы ветеринарии ЯНАО с исковыми требованиями не согласились, представили письменные возражения, из которых следует, что в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой федерального закона принят Закон ЯНАО от 23.12.2019 №123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными» (далее - Закон №123-ЗАО).

Финансовые средства на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций из окружного бюджета в объеме, устанавливаемом законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов в автономном округе из окружного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий являющейся приложением к Закону №123-ЗАО, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, предусмотрены в Законе автономного округа от 21 ноября 2019 года № 81-ЗАО «Об окружном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Закон автономного округа от 21 ноября 2019 года № 81-ЗАО) в форме субвенций. Распределение субвенций из окружного бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий на 2020 год установлено приложением № 21 к Закону автономного округа от 21 ноября 2019 года № 81-ЗАО.

Так, муниципальному образованию Красноселькупский район в 2020 году определена субвенция на исполнение полномочий в сумме <данные изъяты> тыс. руб.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 ноября 2020 года № 125-ЗАО «Об окружном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» муниципальному образованию Красноселькупский район на исполнение отдельных государственных полномочий в области обращения с животными в 2021 году предусмотрено <данные изъяты> тыс. рублей.

Уведомлением по расчетам между бюджетами от 13 февраля 2020 года,во исполнение Закона автономного округа от 21 ноября 2019 года № 81-ЗАО, службой ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа Администрации муниципального образования Красноселькупский район доведено <данные изъяты> тыс. руб.

Платежным поручением от 02 ноября 2020 года Администрации муниципального образования Красноселькупский район перечислена субвенция на исполнение отдельных государственных полномочий в области обращения с животными на ноябрь 2020 года в размере <данные изъяты> тыс. руб.

Более того, платежным поручением от 11 ноября 2020 года Администрации муниципального образования Красноселькупский район перечислена иная дотация на финансовое обеспечение содержания имущественных комплексов приютов для животных и на компенсацию расходов местных бюджетов на указанные виды расходов в размере <данные изъяты> тыс. рублей.

Вместе с тем, Администрацией муниципального образования Красноселькупский район платёжными поручениями от 24 ноября 2020 года и от 28 декабря 2020 года осуществлён возврат неиспользованной субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий за 2020 год в общей сумме <данные изъяты> рублей.

Таким образом, служба ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа добросовестно исполняет обязанность по передаче органам местного самоуправления муниципального образования Красноселькупский район, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, финансовых средств.

Служба ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа не согласна с выводами истца о бездействии Администрации муниципального образования Красноселькупский район, выразившемся в непринятии мер по отлову безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское, в связи с нижеследующим.

Исковое заявление основано на предположении, что укусы животными несовершеннолетних, проживающих вс. Толька, являются следствием того, что отлов животных без владельцев на территории с. Толька Администрацией Красноселькупского района не осуществлялся. Данное предположение является ошибочным.

В соответствии со ст. 1 Закона №123-ЗАО органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделены отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Переданные отдельные государственные полномочия включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона об ответственном обращении с животными;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В автономном округе при осуществлении мероприятий по обращению с животными без владельцев применяется установленный статьёй 18 Федерального закона принцип «отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск» (далее – ОСВВ).

Все отловленные животные подвергаются стерилизации (лишение способности к размножению путем искусственного прекращения репродуктивной функции), вакцинации, мечению (установка подкожного чипа) и постановке на учёт.

Животные, не проявляющие немотивированной агрессии, возвращаются в места их отлова либо передаются новым владельцам.

Принцип ОСВВ признан многими странами мира и обоснован биологически. При полном изъятии животных без владельцев их место будут занимать новые, а также дикие хищники, обитающие поблизости от населённых пунктов, что гораздо опаснее для граждан и может стать причиной распространения опасных болезней. Применение принципа ОСВВ со временем будет способствовать «старению» популяции и естественному снижению её численности.

Таким образом, изъятые при отлове животные должны быть возвращены на место отлова после проведения ветеринарных манипуляций.

Федеральный закон фактически определил населенные пункты средой обитания животных без владельцев, при этом установив (статья 4 Федерального закона), что обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Не подлежат возврату в места отлова только животные, переданные новым владельцам и животные, проявляющие немотивированную агрессивность.

Мотивированная агрессивность отличается от немотивированной. Ситуации, когда собаки вынуждены проявлять агрессию в отношении людей – обусловлены инстинктами, помогающими выживать. Мотивированная агрессия собаки - это инстинкт, который помогает животным защищать себя, территорию и потомство. Не имеющие владельца собаки потенциально могут быть опасны, но зачастую человек сам провоцирует нападение, из-за испуга или по незнанию совершая абсолютно неправильные, необдуманные действия.

Психологически здоровая собака никогда не рассматривает человека как свою добычу. Немотивированная агрессия собаки в большинстве случаев обуславливается наличием психологического или инфекционного заболевания (бешенство).

С учётом изложенного подавляющее большинство отловленных животных без владельцев после обязательной вакцинации и стерилизации возвращаются на прежние места их обитания – на улицы населённых пунктов, где они были отловлены.

Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия с животными без владельцев в пределах принципа ОСВВ.

Собаки, возвращённые на прежние места обитания, не утрачивают способности проявлять мотивированную, обусловленную инстинктом, агрессивность и наносить укусы.

Таким образом, отлов животных без владельцев на территории с. Толька Красноселькупского района не окажет значительного влияния на количество покусов животными людей.

По вопросу невозможности проведения отлова животных без владельцев в с. Толька, в связи с отсутствием транспортного сообщения между с. Толька и приютом для животных без владельцев (с. Красноселькуп), пояснили следующее.

Согласно отчета органов местного самоуправления Красноселькупский район об осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными за 1 квартал 2020 года в с. Толька Красноселькупского района отловлено 9 животных без владельцев (письмо Заместителя Главы Администрации района по экономике и финансам от 13.04.2020 ).

Исходя из изложенного в 1-ом квартале 2020 года препятствия для отлова животных без владельцев в с. Толька Красноселькупского района отсутствовали.

Законодательство в области обращения с животными не содержит ограничения по обязательности передачи животных, отловленных в с. Толька, в приют для животных без владельцев, находящийся в районном центре (с. Красноселькуп). Так, животное, отловленное в с. Толька, может быть передано в любой приют для животных без владельцев, при наличии соответствующего соглашения между приютом и организацией, производящей отлов.

Вопросы организации отлова животных без владельцев в Ямало-Ненецком автономном округе регулируются Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждённым постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2020 (далее – Порядок).

В настоящее время службой ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного круга подготовлены изменения в Порядок, расширяющие виды транспортных средств (в том числе водных), используемых для транспортировки отловленных животных без владельцев. Данные изменения согласованы Администрацией муниципального образования Красноселькупский район (письмо от 04.03.2021 ).

В части удалённых сельских населенных пунктов отмечают следующее.

До вступления в силу Федерального закона в муниципальных образованиях в автономном округе, как и в ряде других субъектов Российской Федерации, мероприятия по сокращению популяции животных без владельцев включали следующие этапы: отлов, транспортировка животных в пункты временной передержки, возврат отловленного животного по заявлению владельца (или передача его новому владельцу), эвтаназия и уничтожение трупа. Основная часть отловленных в удалённых населённых пунктах животных возвращалась владельцам. Остальные подвергались эвтаназии по истечении пяти дней после проведения отлова. Увеличение популяции животных отсутствовало в связи с удалённостью населенных пунктов друг от друга на расстояние, превышающее ареал обитания собак.

В настоящее время, в связи с ликвидацией бесхозяйной популяции собак до вступления в силу Федерального закона, в удалённых сельских населенных пунктах большая часть животных имеет владельцев и находится на самовыгуле на территории населённого пункта.

Самовыгул собак противоречит общим требованиям к содержанию домашних животных, установленных статьёй 13 Федерального закона № 498-ФЗ, но административная ответственность для владельцев животных за нарушение требований к содержанию и выгулу домашних животных, в настоящее время отсутствует.

Мероприятия, направленные на установление владельцев собак, укусивших несовершеннолетних на территории муниципального образования с. Толька Красноселькупского района, в целях привлечения владельцев к гражданско-правовой ответственности, не проводились.

Вопросы организации отлова животных без владельцев в Ямало-Ненецком автономном округе регулируются Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждённым постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2020 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется плановый и вынужденный отлов животных без владельцев.

Плановый отлов животных без владельцев осуществляется на основании графика отлова животных на территории муниципальных образований.

Вынужденный отлов животных без владельцев осуществляется по заявкам граждан и юридических лиц на отлов животных без владельцев.

При этом, в первую очередь отлову подлежат, в том числе животные проявляющие агрессию к людям и другим животным, а также находящиеся на территориях учреждений образования, здравоохранения, спортивных сооружений, предприятий торговли, детских и спортивных дворовых площадок, зон отдыха, парков, памятных мест.

Включение населенного пункта в график отлова должно осуществляться на основании имеющихся повторных заявок на вынужденный отлов при условии, что первичная заявка на вынужденный отлов исполнена. Также включение населенного пункта в график отлова может быть осуществлено в случае обнаружения на месте отлова животных без владельцев, не предусмотренных заявкой, но имеющих признаки, свидетельствующие о необходимости отлова и не отловленных бригадой по отлову животных при выполнении заявки.

Данный способ формирования графика планового отлова позволяет установить необходимость осуществления планового отлова в населённом пункте.

Факт обращения в медицинскую организацию в целях оказания медицинской помощи при укусе животным не является самостоятельным основанием для включения населённого пункта в график планового отлова.

Кроме того, вынужденный отлов животного, укусившего человека, необходим в целях установления владельца животного (наличие подкожного чипа и меток), а также в целях проверки животного на заболевания, общие для человека и животных, прежде всего на бешенство.

Между тем, в материалах дела отсутствует информация о заявках на вынужденный отлов собак, укусившихнесовершеннолетних (как от законных представителей несовершеннолетних, так и от правоохранительных органов).

Таким образом, факты, подтверждающие необходимость проведения планового отлова животных без владельцев на территории с. Толька Красноселькупского района, отсутствуют.

В части увеличенных исковых требований прокуратуры Красноселькупского района по финансированию службой ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа мероприятий по строительству приюта для содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское сообщают следующее.

Понятия «животное без владельца» и «безнадзорное животное» не являются тождественными.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен. При этом, положения Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.

Понятие же безнадзорного животного закреплено в статье 230 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учётом уточненных исковых требований, строительство приюта для содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское должно осуществляться органами местного самоуправления.

Дополнительно, по вопросу создания приютов для животных без владельцев на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, считают необходимым пояснить следующее.

В настоящее время в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона в Российской Федерации могут быть образованы следующие виды приютов: государственные, муниципальные и частные.

Часть 2 статьи 7 Федерального закона устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Федерации. При этом в соответствии с положениями пунктом 82 части 2 статьи. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, толкование норм Федерального закона и Закона № 184-ФЗ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что наряду с закрепленным полномочием субъектов Российской Федерации по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание приютов все же является их правом, а не обязанностью, что предполагает возможность выбора различных форм реализации соответствующего полномочия: это могут быть только государственные приюты, только частные, государственные и муниципальные приюты или государственные и частные приюты.

Протокольными решениями заседания Совета Глав при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июля 2019 года закреплена необходимость создания 13 приютов для животных в районных центрах и городских округах автономного округа.

Создание государственных приютов для животных в сельских населенных пунктахЯмало-Ненецкого автономного округа, за исключением районных центров, признано нецелесообразным, в том числе по причине финансового обеспечения транспортировки отловленных в сельских населенных пунктах животных в приют для животных в районный центр.

При этом, в с. Толька могут быть созданы муниципальный и (или) частный приюты для животных.

В связи с изложенным, представители просят в исковых требованиях к службе ветеринарии Ямало-Ненецкого по обеспечению финансирования мероприятий Администрации муниципального образования Красноселькупского района при реализации государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования Толькинское Красноселькупского района, в том числе финансированию мероприятий по строительству приюта для содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское, отказать.

Выслушав доводы сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом № 498-ФЗ от 27.12.2018 "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулированы отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Согласно статье 2 указанного Закона, отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 7 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; а также иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 8 указанного Закона полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2019 №123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными» (вступил в законную силу 01.01.2020) (далее по тексту - Закон №123-3AO).

В соответствии со ст.1 закона ЯНАО №123-ЗАО органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделяются отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Отдельные государственные полномочия включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч.7 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п.2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В ходе судебного разбирательства установлено, что во исполнение решения Совета Глав при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июля 2019 года № 2 на территории муниципального образования Красноселькупский район за счет средств окружного бюджета создан один приют для животных, расположенный в райцентре - с. Красноселькуп.

Для осуществления полномочий, возложенных на орган местного самоуправления (Администрацию района) законом ЯНАО №123-ЗАО, в муниципальном образовании Красноселькупский район создано ООО «Межмуниципальное хозяйственное предприятие Красноселькупского района», финансирование деятельности которого осуществляется субвенциями из средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, рассчитываемыми в соответствии с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов в автономном округе из окружного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий, являющейся приложением к Закону №123-ЗАО.

В самом названии специализированной организации определена территория его деятельности - межмуниципальное предприятие Красноселькупского района, из чего следует, что Общество должно осуществлять свою деятельность на территории всего Красноселькупского района.

В соответствии с законом автономного округа от 21.11.2019 № 81-ЗАО «Об окружном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию Красноселькупский район выделено на осуществление государственных полномочий в области обращения с животными (содержание приютов): в 2020 году –7532 тыс.руб.; в 2021 году 9792 тыс. руб. (приложение № 21 к закону № 81-ЗАО). При этом субвенция рассчитана с учетом всех муниципальных образований Красноселькупского района.

Имеющимися в материалах дела платежными документами подтверждается факт перечисления Администрации МО Красноселькупский район указанной субвенции в 2020 году.

Однако, как установлено в судебном заседании, в селах Толька и Ратта Красноселькупского района отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка, немедленная передача в приюты для животных, их содержание и возврат владельцам специально созданной для этих целей организацией - ООО «МХП Красноселькупского района» не осуществляется.

Основным доводом представителя Администрации района является отсутствие автомобильного сообщения между райцентром и селом Толька, а также отсутствие специализированного автотранспорта для перевозки животных.

Между тем, является общеизвестным фактом наличие зимней автодороги по маршруту с. Толька – п. Коротчаево (Пуровский район) – с. Красноселькуп, а также наличие водного транспортного сообщения летом – перевозка автомобилей баржей по реке из с. Толька до с. Красноселькуп и обратно.

Отсутствие у ООО «МХП» спецавтотранспорта не является уважительной причиной для неисполнения возложенных на него функций, а для Администрации района – неисполнения возложенных на орган местного самоуправления государственных полномочий.

Кроме того, судом установлено, что заявок о необходимости приобретения спецавтотранспорта либо о перераспределении полученных в 2020 году субвенций от администрации района в адрес службы ветеринарии ЯНАО не поступало.

При изложенных обстоятельствах суд считает обоснованными доводы прокурора о незаконном бездействии Администрации муниципального образования Красноселькупский район, выразившемся в непринятии мер по отлову безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское, при том, что заявки на отлов животных от администрации поселения Толькинское поступали, случаи укусов безнадзорными животными несовершеннолетних детей подтверждены материалами дела.

Поскольку обязанность органа местного самоуправления района организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев закреплена в статье 1 Закона № 123-ЗАО, то у суда отсутствуют основания в судебном решении дублировать требования закона. Указанные прокурором исковые требования органы местного самоуправления обязаны исполнять в силу закона, а не на основании исполнительного документа, выданного судом, при таких обстоятельствах исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования прокурора к службе ветеринарии ЯНАО, суд исходит из следующего.

Поскольку федеральным законом предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, то суд лишен возможности обязать данный орган обеспечить финансирование мероприятий по строительству приюта для содержания безнадзорных животных на территории муниципального образования Толькинское.

Финансирование мероприятий Администрации муниципального образования Красноселькупский район при реализации государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев Службой ветеринарии ЯНАО осуществляется в полном объеме в рамках, установленных Законом ЯНАО от 21.11.2019 № 81-ЗАО «Об окружном бюджете на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов», что подтверждено в судебном заседании ответчиками и следует из письменных доказательств: платежных поручений.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования прокурора к службе ветеринарии ЯНАО являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Красноселькупский район, выразившееся в непринятии мер по отлову безнадзорных животных на территории муниципального образования ТолькинскоеКрасноселькупского района.

В удовлетворении остальных требований прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или представления прокурором через Красноселькупский районный суд.

Судья Л.Т.Шанкина

Решение в окончательной форме принято 20 апреля 2021 года.