№2-54/2021
УИД 34RS0042-01-2020-001751-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2021 года г.Фролово
Фроловский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Власовой М.Н.,
при секретаре Кореньковой М.А.,
с участием истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения за получением родительского капитала, возложении обязанности по назначению выплаты родительского капитала,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» о восстановлении пропущенного срока для обращения за получением родительского капитала, возложении обязанности по назначению выплаты родительского капитала.
Указав в обоснование заявленных требований о том, что она является матерью троих несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В связи с рождением третьего ребенка у нее возникло право на меру социальной поддержки - родительский капитал, предоставляемый семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся после ДД.ММ.ГГГГ.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» в назначении выплаты ей было отказано на основании приказа комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении приказа предоставления мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее ДД.ММ.ГГГГ года» в связи с тем, что обращение ФИО4 последовало по истечении шести месяцев после достижения ребенком возраста трех лет.
Полагала, что срок обращения ею пропущен по уважительной причине, поскольку Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ введен на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ режим повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы <адрес> единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Данным постановлением приостановлено предоставление государственных и иных услуг в помещении многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг без предварительной записи. В связи с введенными мерами истец не могла сдать заявление в установленный срок, поскольку не могла записаться в МФЦ ввиду отсутствия талонов. Телефон горячей линии для записи был постоянно занят, после того как она дозвонилась специалист центра ей сообщил, о невозможности осуществить запись поскольку она расписана на две недели вперед, свободных талонов нет.
Просила восстановить срок обращения в ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» за назначением выплаты меры социальной поддержки-родительский капитал, право на назначение и выплату которой возникло в связи с рождением ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» назначить и произвести выплату меру социальной поддержки-родительский капитал.
Истец ФИО4 в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении полностью поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Указав, что обратившись по телефону в ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» она узнала о том, что подать заявление на получение мер социальной поддержки возможно только через МФЦ ввиду отсутствия личного приема в центре социальной защиты. О возможности подачи заявления по почте сотрудники ответчика в ходе телефонного разговора ей не сообщили.
Представитель ответчика ФИО6 действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО4 не признала в полном объеме, просила суд в иске отказать. По существу пояснила, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратилась в ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» за назначением мер социальной поддержки семьям с детьми: предоставления мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее ДД.ММ.ГГГГ - родительского капитала и ежемесячного пособия на ребенка из семей с тремя и более несовершеннолетними детьми на детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Для назначения и выплаты мер социальной поддержки - родительского капитала соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 246-0Д "Социальный кодекс <адрес>" Комитет социальной защиты населения <адрес> разработал и утвердил приказом от ДД.ММ.ГГГГг. № Порядок предоставления мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее ДД.ММ.ГГГГ (далее именуется -Порядок). Однако, истец обратилась за назначение мер социальной поддержки по истечении установленного законом срока, что послужило основанием к отказу. Полагала, что у истца ФИО4 имелась возможность направить заявление на предоставление мер социальной поддержки по почте или форме электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью.
В период действия ограничительных мер ГКУ «Центр занятости населения по <адрес> и <адрес>» вел прием граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки, по предварительной записи. (Приказы №-к от ДД.ММ.ГГГГ, №-к от ДД.ММ.ГГГГ, №-к от ДД.ММ.ГГГГ). В ГКУ «Центр занятости населения по <адрес> и <адрес>» был заведен Журнал учета сообщений граждан об их праве на региональные меры социальной поддержки и социальную помощь, куда регистрировались обращения граждан по телефону. Истец ФИО4 не воспользовалась предоставленным правом, не позвонила в Центр социальной защиты или другим способом не заявила о своем праве на родительский капитал.
Информация номерах телефонов ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» доступна на официальном сайте и на сайте госуслуг. Также ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» ведет онлайн консультирование через программу Skype, информация об этом также размещена на официальном сайте учреждения и публиковалась в газете «Вперед».
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД «Социальный кодекс <адрес>», семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее ДД.ММ.ГГГГ, однократно предоставляется единовременная денежная выплата при достижении ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей, возраста трех лет (далее - родительский капитал).
Для назначения и выплаты мер социальной поддержки - родительского капитала Комитет социальной защиты населения <адрес> разработал и утвердил приказом от ДД.ММ.ГГГГг. № Порядок предоставления мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее ДД.ММ.ГГГГ (далее именуется -Порядок)
В соответствии с подпунктом 1.4. Порядка право на родительский капитал имеет один из родителей (усыновителей) в семье.
Согласно пункта 2.1. Порядка родительский капитал назначается и выплачивается однократно семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее ДД.ММ.ГГГГ, имеющим среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по <адрес>, действующего на дату обращения за мерами социальной поддержки, при достижении ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на родительский капитал, возраста трех лет.
В случае обращения за назначением родительского капитала одновременно двух родителей (усыновителей), не состоящих в браке, право на родительский капитал имеет родитель, фактически проживающий с ребенком.
Родительский капитал назначается, в случае если обращение за его назначением последовало в течение шести месяцев со дня достижения ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение родительского капитала, возраста трех лет.
При определении права на родительский капитал учитываются дети, рожденные (усыновленные) матерью этого ребенка.
Родительский капитал назначается на основании заявления одного из родителей (усыновителей) либо его представителя о предоставлении родительского капитала (далее именуется - заявление), (пункт 2.6. Порядка)
Пунктом 2.7. Порядка предусмотрено, что заявление подается в центр социальной защиты населения либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (пребывания) заявителя.
Согласно пункта 2.9. Порядка «документы представляются в подлинниках или надлежащим образом заверенных копиях.
В случае представления подлинников документов специалист, осуществляющий прием документов, изготавливает и заверяет копии с подлинников документов. Подлинники документов возвращаются гражданину (представителю).
Согласно п. 2.2. Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее ДД.ММ.ГГГГ, утверждённого Приказом комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № государственную услугу предоставляют Центры по месту жительства (пребывания) заявителя. Документы, необходимые для назначения данной меры социальной поддержки в силу п. 2.8 Административного регламента могут быть направлены в Центр по почте. В этом случае они должны быть надлежащим образом заверены. Кроме того, документы могут быть представлены в Центр в форме электронных документов в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 201г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Документы могут быть представлены в Центр через МФЦ.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО4 имеет 3-х несовершеннолетних детей: ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ<адрес> обстоятельства подтверждены представленными суду свидетельствами о рождении детей /ДД.ММ.ГГГГ
В связи с рождением истцом 3-го ребенка истец приобрела право на получение мер социальной поддержки в виде родительского капитала.
Учитывая, что 3-ий ребенок родился у ФИО4ДД.ММ.ГГГГг., обращение за получением меры социальной поддержки могло быть реализовано до ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно представленному ответчиком личному делу №ФИО4 обратилась в ГКУ «Центр занятости населения по <адрес> и <адрес>» с заявлением о назначении мер социальной поддержки в виде родительского капитала и ежемесячного пособия на ребенка из семей с 3 и более несовершеннолетними детьми ДД.ММ.ГГГГ<адрес> заявление зарегистрировано за №,142952.
При подаче заявления истцом представлены: документы о рождении детей, копия трудовой книжки, сведения о доходах.
ДД.ММ.ГГГГг. ГКУ «Центр занятости населения по <адрес> и <адрес>» было вынесено решение об отказе в назначении выплаты родительского капитала на основании пункта 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги "предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее ДД.ММ.ГГГГ", утвержденного приказом комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 658, выплата не положена по причине: обращение за назначением родительского капитала по истечении шести месяцев со дня достижения ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение родительского капитала, возраста трех лет /л.д.6/.
В обоснование заявленных требований о восстановлении срока на подачу заявления ФИО4 указано, что она была лишена возможности своевременно подать заявление о предоставлении мер социальной поддержки в связи с введением ограничений в работе государственных социальных учреждений из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" установлены с 30 марта по ДД.ММ.ГГГГ нерабочие дни.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации дни с 04 по ДД.ММ.ГГГГ включительно установлены нерабочими днями.
Впоследствии названные меры Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 294 и от ДД.ММ.ГГГГ N 316 были продлены.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ введен режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы <адрес> единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования (далее именуется режим повышенной готовности).
Пункт 14.3 Постановления предусматривает запрет на предоставление государственных и иных услуг в помещениях многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг без предварительной записи.
Пункт 16 Постановления, предусматривает необходимость ГКУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в период действия режима повышенной готовности обеспечить предоставление услуг в очной форме исключительно по предварительной записи.
Истец ФИО4 указала, что предварительная запись в МФЦ являлась затруднительной. Она звонила по телефону в МФЦ, а также обращалась лично по вопросу предварительной записи. Однако, не смогла записаться на прием. Подать документы в Центр социальной защиты населения она также не могла, т.к. позвонив в Центр социальной защиты по телефону <***> она узнала, что документы нужно подавать исключительно через МФЦ, личный прием граждан Центр социальной защиты не осуществляет. О возможности направить документы по почте ей в ходе телефонного разговора сообщено не было. Интернет у неё отсутствует, в связи с чем ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте Центра социальной защиты либо подать заявление в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи у неё также не имелось технической возможности.
Изложенные истцом доводы о невозможности своевременного обращения за получением мер социальной поддержки подтверждены показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО7
Свидетель ФИО7 суду пояснила, что по просьбе ФИО4 она ходила вместе с ней в МФЦ в июле 2020 года для подачи заявления в ГКУ «ЦСЗН по <адрес> и <адрес>» на получение меры социальной поддержки - родительский капитал. Дверь в МФЦ была закрыта, открывали дверь только предварительной записи, электронной записи в МФЦ не было. Также ей известно со слов ФИО4, что она неоднократно звонила в ГКУ «ЦСЗН по <адрес> и <адрес>», где ей сообщили об отсутствии личного приема граждан и необходимости обращения в МФЦ.
Свидетель ФИО8 пояснила, что вместе с ФИО4 в августе 2020 года она ходила в МФЦ. ФИО4 хотела оформить пособие (родительский капитал), а она оформляла пособие на сына. На сайте МФЦ записи не было. При ней ФИО4 звонила в ГКУ «ЦСЗН по <адрес> и <адрес>» с целью записаться на прием, однако там говорили, что личный прием граждан не осуществляет, документы необходимо подавать в МФЦ.
Не верить показаниям свидетелей у суда нет оснований, они предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, не имеют заинтересованности в исходе дела, их показания согласуются с иными доказательствами по делу.
Помимо показаний свидетелей изложенные истцом доводы о принятии мер к тому, чтобы подать документы на меры социальной поддержки подтверждаются обозренным судом сотовым телефоном Redmi 5 Plus, принадлежащем истцу, где в журнале вызовов зафиксирован исходящий вызов на номер телефона <***> ДД.ММ.ГГГГг. в 10 часов 06 минут продолжительностью 3 минуты 20 секунд, а также исходящий вызов без ответа в 16 часов 47 минут.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 подтвердила, что данный номер телефона является городским номером телефона приемной Центра социальной защиты населения. Аудиозапись разговоров Центром не ведется. Чтобы записаться на прием ФИО4 следовало позвонить на другой номер телефона специалистам, осуществляющим прием документов. В случае невозможности осуществления предварительной записи на прием и истечения времени для подачи документов специалисты группы приема документов записывают данные звонивших в журнал учета.
При обозрении журнала учета сведений об обращении ФИО4 по телефону за получением мер социальной поддержки не зафиксировано.
Согласно Приказам №-к от ДД.ММ.ГГГГ, №-к от ДД.ММ.ГГГГ, №-к от 10.04.2020г. в период действия ограничительных мер ГКУ «Центр занятости населения по <адрес> и <адрес>» вел прием граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки по предварительной записи.
Однако, данные приказы не опровергают доводы истца о невозможности реализации своего права на обращением с заявлением о получении мер социальной поддержки.
Исследованными судом доказательствами установлено, что ФИО4 из-за введенных ограничений в режиме работы государственных учреждений не имела возможности своевременно обратиться в МФЦ, а также в Центр социальной защиты населения, где получила недостоверную информацию о невозможности подачи документов непосредственно в Центр, а также направления документов по почте.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении ФИО4 своими правами при обращении за мерами социальной поддержки, судом не установлено.
Суд приходит к выводу о том, что ФИО4 представила достаточные доказательства того, что, действуя разумно и добросовестно, она столкнулась с обстоятельствами, объективно препятствующими обращению в ГКУ «Центр занятости населения по <адрес> и <адрес>» в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах требования ФИО4 к ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» о восстановлении пропущенного срока для обращения за получением родительского капитала, возложении обязанности по назначению выплаты родительского капитала подлежат удовлетворению.
Основанием к отказу в назначении ФИО4 мер социальной поддержки послужил исключительно пропуск срока обращения за её получением. Иных оснований в решении ответчиком не изложено и об их наличии в судебном заседании не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО4 к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» о восстановлении пропущенного срока для обращения за получением родительского капитала, возложении обязанности по назначению выплаты родительского капитала – удовлетворить.
Восстановить ФИО4 срок обращения в государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» за назначением выплаты меры социальной поддержки – родительский капитал, право на назначение и выплату которого возникло в связи с рождением ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не ранее ДД.ММ.ГГГГг.
Обязать государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и <адрес>» назначить ФИО4 меру социальной поддержки - родительский капитал.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд.
Мотивированное решение судом изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.Н. Власова