27GV0010-01-2021-000131-87
Гражданское дело № 2-54/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2021 года г. Хабаровск
Краснореченский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе:
председательствующего – Нехайчика И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Юрченко О.Л.,
с участием ФИО1, командира войсковой части ...<данные изъяты> ФИО2 и его представителя ФИО3, рассмотрел гражданское дело по иску вышеуказанного командира воинской части о привлечении бывшего военнослужащего данной воинской части <данные изъяты> ФИО1 к материальной ответственности,
установил:
в своём исковом заявлении с учетом уточнений командир войсковой части ... просит суд привлечь ФИО1 к материальной ответственности и взыскать с него денежные средства в размере 79100 рублей 60 копеек в пользу войсковой части ... через федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по ВВО») в счет возмещения материального ущерба.
Обосновывая вышеизложенные требования, командир войсковой части ... и его представитель в судебном заседании указали, что ФИО1 в 2018-2020 год являлся командиром автомобильного отделения в войсковой части .... В данный период исполнения этих обязанностей ФИО1 при расчетах норм списания ГСМ не применял понижающий коэффициент в размере 15%, а также не правильно рассчитывал протяженность маршрута движения в путевых листах в сторону увеличения пути, вследствие чего повлекло списание дизельного топлива в большем размере на сумму 79100 рублей 60 копеек.
В судебном заседании ФИО1 не признал требования истца, пояснил, что при расчетах норм списания ГСМ им не применялся понижающий коэффициент 15%, поскольку движение транспортных средств осуществлялась по смешанным типам дорог, то есть как по асфальтным, так и по грунтовым. В период с 2018 по 2020 год водительский состав войсковой части ... осуществлял перевозку плит ПАГ-14, которые не входил в габариты транспортных средств, машины были перегружены, вследствие чего по распоряжению командования части ... происходил объезд оживленных улиц г. Хабаровска, через различные населённые пункты Хабаровского района Хабаровского края, для повышения безопасности дорожного движения.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания начальник ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» в суд не прибыл. При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит иск командира войсковой части 51546 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ФИО1 на основании приказа командира войсковой части ... назначен на воинскую должность командира автомобильного отделения 783 базы снабжения и хранения вооружения с 30 декабря 2013 года, которую принял 1 февраля 2014 года, что подтверждается выписками из приказов командующего войсками Восточного военного округа от 30 декабря 2013 года №1045 и от 4 марта 2014 года №72.
Из копии акта №13/ВВО/2021 усматривается, что в войсковой части ... в период с 24 февраля по 26 марта 2021 года проводилась выездная проверка отдельных вопросов финансово – экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении войсковой части ... за период с 2016-2019 года Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу). В ходе названной проверки выявлено неправомерное списание материальных ценностей (горючего) при оформлении путевых листов и расчете расхода горючего в автомобильном отделении. Так как не учитывалась норма снижения расходов горючего на 15% при работе с автомобилем на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием, в путевых листах внесены некорректные данные по километрам (фактическом завышении) пройдённых машин в период с 2018-2020 год.
Условия и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности определены Федеральным законом от 12 июля 1999 года №161 – ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», в соответствии со статьями 2 и 3 которого военнослужащие несут материальную ответственность за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым понимается расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишне денежные выплаты, произведенные воинской частью.
В соответствии с абз. 2 ст. 5 данного Закона, военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества, либо производства финансовых расчетов.
На основании ч.1 ст. 7 этого Закона, по каждому факту причинения ущерба, а также с целью определения его размера, проводится административное расследование, назначенное командованием.
Согласно п. 56 Приказа Министра обороны РФ от 03.06.2014 N 333 "Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации" основными мероприятиями экономии, рационального расходования материальных ценностей в соединении (воинской части) являются в том числе, сокращение (сверх установленных норм естественной убыли) потерь материальных ценностей при их приеме, хранении и выдаче; качественное планирование и организация автомобильных перевозок, оптимальное использование грузоподъемности и пробега автомобильного транспорта, применение прицепов.
В соответствии с п.57 указанного Приказа основными источниками экономии материальных ценностей являются: приведение расхода моторесурсов в соответствие с установленным лимитом расхода горючего; сбор и сдача отработанных нефтепродуктов для регенерации; экономное расходование электро-и теплоэнергии, воды и топлива.
Согласно требованию статьи 158 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года №1495 командир отделения в мирное и военное время отвечает, в том числе за правильное использование и сбережение вооружения и военной техники, снаряжения и обмундирования и содержание их в порядке и исправности.
Из положения по 783 базе снабжения и хранения вооружения, войсковой части 51546, утверждённый командиром войсковой части 31929 от 12 марта 2010 года усматривается, что командир автомобильного отделения, в том числе обязан контролировать соответствие техническим требованиям ГСМ и правильность его применения.
Пунктами 162, 163 Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. N 300дсп установлено, что заправка техники горючим осуществляется, по раздаточной (сдаточной) ведомости материальных ценностей, которая оформляется на каждое подразделение и передается на исполнение начальнику склада (заправочного пункта) воинской части. Выданное количество (горючего, моторного масла) заносится в путевой лист. После проведения командиром подразделения сверок количества выданного горючего по раздаточным (сдаточным) ведомостям и полученного по путевым листам, раздаточные (сдаточные) ведомости проводят в книгах учета и заносятся на лицевой счет подразделения.
В соответствии с п.30 Порядка использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время (приказ МО РФ от 17 января 2018 года №10), именно командир подразделения проверяет правильность оформления путевого листа, заверяя результат проверки своей подписью и заносит сведения о расходе моторесурсов автомобильной техники, горючего и смазочных материалов в книгу учета работы машин, расхода горючего и смазочных материалов. При этом из путевых листов видно, что результаты проверки показаний спидометров данных автомобилей, а также правильность их оформления, заверены ФИО1
Согласно п. 2 примечания к п. 5 нормы 30 приложения N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 июля 1992 года N 65 "О введении в действие Норм расхода и Инструкции по нормированию и применению горючего, масел, смазок и специальных жидкостей при эксплуатации и ремонте вооружения и военной техники" при работе автомобиля на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием норма расхода снижается на 15%.
Анализ приведенных правовых норм в их взаимосвязи указывает на то, что ФИО1- командир автомобильного отделения войсковой части 51546 является материального ответственным лицом, в результате исполнения его должностных обязанностей допустил перерасход топлива на общую сумму 79100 рублей 60 копеек. Данное нарушение произошло в связи с неприменением понижающего коэффициента в 15 процентов при движении автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием, а также внесением в путевые листы некорректных данных по пройдённым машинами километрах.
Таким образом, исковое заявление командира войсковой части ... подлежит удовлетворению, по взысканию с ФИО1 в пользу войсковой части ... через ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» денежных средств в размере 79100 рублей 60 копеек в возмещение материального ущерба.
Довод ФИО1 о том, что период с 2018- 2020 года водительский состав войсковой части ... осуществлял перевозку плит ПАГ-14, которые не входили в габариты транспортных средств, машины были перегружены, по распоряжению командования части ... происходил объезд оживленных улиц г. Хабаровск, через различные населённые пункты Хабаровского района Хабаровского края, движение транспортных средств осуществлялась по смешанным типам дорог, коэффициент загруженности автотранспорта также не применялся, суд считает не состоятельным и отвергается объяснениями ФИО2 и ФИО3, нарядами от 10 июня 2016 года №27/3/31-П, от 19 июля 2016 года №27/3/42-П, от 19 августа 2016 года№27/3/56-П, от 14 сентября 2016 года№201/16, наряд от 29 августа 2016 года№186/16, накладной от 31 августа 2016 года №0006341, накладная от 12 сентября 2016 года№00006573, извещением №00001467/1072 от 31 августа 2016 года, из которых усматривается, что ФИО2 только предупреждал о техники безопасности, маршрут движения составляет командир автомобильного отделения, плиты ПАГ-14 перевозились только в 2016 году, при определение ущерба не брался весь маршрут движения, а бралось расстояние только при работе автомобиля на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием.
Мнение ФИО1 о том, что он не может быть привлечен к материальной ответственности, поскольку не был осведомлен об установленных Инструкцией нормативах расхода топлива, не освобождает его от материальной ответственности, поскольку в соответствии с ст. 82 Устава внутренней службы Вооруженных Силах Российской Федерации обязанность знать положения нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих права, свободы и обязанности военнослужащих, относится к общим обязанностям командира (начальников).
Иной довод ФИО1 о том, что он был ознакомлен с приказами в которых командиром прописанных нормы и дополнительные надбавки которые необходимо применять к расходу ГСМ, суд отвергает копиями приказов командира войсковой части ... от 20 ноября 2017 года №337 от 7 ноября 2018 года №286, от 25 ноября 2019 года №440 в которых предписано руководствоваться нормами, указанными в приказе №65 Министра обороны РФ. Кроме того, в данных приказах командир воинской части приказывал провести занятие командиру автомобильного отделения с водителями служебного транспорта о порядке применения дополнительных надбавок к основным нормам расхода горючего при эксплуатации техники в соответствии с приказом №65 Министра обороны РФ.
Утверждение ответчика, что в некоторых путевых листах стоит не его подпись, не освобождает его от материальной ответственности, поскольку из его объяснений в судебном заседании усматривается, что подпись ставил за него в некоторых путевых листах иной военнослужащий, так как он это допускал в связи со своей занятостью по иным служебным вопросам, и он знал, что при этом не применялся коэффициент 15% на снижение расхода топлива при работе автомобиля на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Поскольку к ФИО1 предъявлен иск ценой в 79 100 рублей 60 копеек, то суд считает необходимым взыскать с него, как с ответчика, в доход бюджета муниципального образования «город Хабаровск», государственную пошлину в сумме 2573 рубля.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, гарнизонный военный суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление командира войсковой части ... о привлечении военнослужащего данной воинской части майора ФИО1, к материальной ответственности, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1:
- в пользу войсковой части ... через федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по ВВО») денежные средства в размере 79100 рублей (семьдесят девять тысяч сто) рублей 60 копеек.
- в доход бюджета муниципального образования «город Хабаровск» государственную пошлину в размере 2573 (две тысячи пятьсот семьдесят три) рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию 1-го Восточного окружного военного суда через Краснореченский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 20 сентября 2021 года.
Председательствующий по делу
И.А. Нехайчик