Дзержинский районный суд г. Перми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Дзержинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2- 550 -2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2012 г.
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Л. Л.
при секретаре Каменских О. Н.
с участием представителя ответчика, действующей по доверенности № от Дата Ощепковой И. К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Пермская пригородная компания» о признании приказа незаконным,
у с т а н о в и л:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Пермская пригородная компания» (далее ОАО «ППК») о признании незаконным приказа генерального директора ОАО «ППК» от Дата № «Об установлении комиссионного сбора», возложении на ответчика обязанности прекратить с момента вступления в силу решения суда взимание комиссионного сбора за оформление проездного документа с пассажиров, проезжающих с остановочных пунктов, оборудованных билетными кассами, до момента установления размера данного сбора Региональной энергетической комиссией Пермского края в установленном действующим законодательством порядке.
Исковые требования мотивирует тем, что основным видом деятельности ОАО «ППК» является оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. С Дата для ОАО «ППК» установлен предельный максимальный тариф на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере ... руб. за пассажиро –километр (постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 21. 12. 2010 г. №10).
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, как и связанные с ней операции по оформлению проездных документов (билетов), входят в осуществляемую в условиях естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок часть перевозочного процесса.
В нарушение ФЗ «О естественных монополиях», Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением правительства РФ от 05. 08. 2009 г. №643, приказом генерального директора ОАО «Пермская пригородная компания» № от Дата «Об установлении комиссионного сбора» самостоятельно, без обращения в установленном порядке в орган регулирования, установлен размер комиссионного сбора за оформление проездного документа, взимаемого с пассажиров, проезжающих с остановочных пунктов, оборудованных билетными кассами, в размере ... руб.
Пермский транспортный прокурор в суд не явился. Просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика ОАО «Пермская пригородная компания», Ощепкова И. К. с иском не согласна. Пояснила, что отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований.
Представитель 3- го лица Региональной энергетической комиссии Пермского края в суд не явился. О дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Судом установлено, что в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам России №115 –т от 06.04. 2011 г. «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ОАО «Пермская пригородная компания», осуществляющая деятельность в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории Удмуртия, Свердловской области, Пермского края, включена в реестр субъектов естественных монополий на транспорте», раздел 1 «Железнодорожные перевозки» под регистрационным №59/1/1.
Постановлением РЭК от 21. 12. 2010 г. №10 установлен предельный максимальный тариф на услуги ОАО «Пермская пригородная компания» по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Пермского края.
Согласно положениям заключенного между ОАО «Пермская пригородная компания» и Министерством градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, договора № об осуществлении в ... г. перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на условии предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением указанных перевозок от Дата ОАО «Пермская пригородная компания» обязалась осуществлять перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования пригородного сообщения на ... г. по тарифам, указанным в Приложении № к договору.
В целях установления ставок за дополнительно оказываемые пассажирам услуги приказом ОАО «Пермская пригородная компания», подписанным генеральным директором ФИО1 от Дата № «Об установлении комиссионного сбора» утвержден расчет суммы комиссионного сбора и установлен с Дата. размер комиссионного сбора за оформление проездного документа (билета), взимаемого с пассажиров, проезжающих с остановочных пунктов, оборудованных билетными кассами: в пригородных электропоездах (... –й нумерации) – ... рублей, в скоростных пригородных поездах (... -й нумерации) – ... рублей.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Услуга по оформлению билетов в вагоне электропоезда неразрывно связана с услугой железнодорожных перевозок, являясь ее составной частью, и оказывается хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом, в границах осуществления указанных перевозок.
В силу ст. 8 Федерального закона от 10. 01. 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17. 08. 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» и иными нормативными актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10. 01. 2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» сбор – не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.
Согласно ст. 82 Федерального закона от 10.01. 2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), при этом пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места (при условии оформления проездных документов на поезд с местами) в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения. Оформление проездных документов (заключение договоров перевозки) пассажиром производится в билетных кассах перед началом поездки. В соответствии с заключенным договором перевозки (оформленным проездным документом) перевозчик обязан перевести пассажира в пункт назначения.
В соответствии с п. 29 постановления правительства РФ от 02. 03. 2005 г. №111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» пассажир, осуществляющий поездку в поезде дальнего следования или пригородного сообщения без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету), считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, а также штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 156 приказа МПС России от 26.07. 2002 г. №30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» дополнительные услуги, оказываемые при продаже проездных документов (билетов) – доставка билета на дом, по месту работы или отдыха, оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде и иные, оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой.
Перечень услуг субъектов естественных монополий, утвержденный постановлением правительства Российской Федерации от 05.08.2009 г. №643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», сбор по оформлению проездных документов (билетов) непосредственно в вагоне электропоездов не включен. Таким образом, размер данного сбора определяется хозяйствующим субъектом и генеральный директор имел право приказом установить размер дополнительного комиссионного сбора за оформление проездного документа (билета), взимаемого с пассажиров, проезжающих с остановочных пунктов, оборудованных билетными кассами: в пригородных электропоездах (... –й нумерации) – ... руб., в скоростных пригородных поездах (... -й нумерации) – ... рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Пермская пригородная компания» о признании приказа незаконным, возложении обязанности прекратить незаконные действия оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Л. Л. Абрамова