Дело № 2-5502/2018
Изготовлено 24.11.2018.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.
при секретаре Лопотовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о защите пенсионных прав,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска (УПФР в Октябрьском АО г.Мурманска) о защите пенсионных прав.
Свои требования обосновала тем, что решением комиссии УПФР в Октябрьском АО г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении пенсии. Отказ мотивирован отсутствием необходимого стажа для назначения пенсии.
При этом комиссией необоснованно из подсчета страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севере исключены периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АОЗТ «ММСК «Пайлот», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КВЦ ОМП «Мурманскоблжилкомхоз».
Считает действия ответчика по отказу в назначении ей пенсии неправомерными, поскольку спорные периоды работы подтверждаются трудовыми соглашениями договорами подряда, просит обязать ответчика, с учетом спорных периодов работы, назначить ей пенсию с даты наступления 50-летнего возраста, - с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1 настаивала на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что работодатели прекратили свою деятельность. Правильности оформления трудовых отношений в свое время она не придала значения. Однако, ее пенсионные права не могут быть ограничены ввиду ненадлежащего оформления работодателями документов о ее трудовой деятельности, которую она фактически осуществляла. Возможность предоставления иных подтверждающих документов отсутствует. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отказе пенсионного органа в назначении ФИО1 пенсии.
Представитель третьего лица ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский Вестник» в судебное заседание суд не явился. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие данного лица в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав материалы пенсионного дела №ФИО1, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что дата регистрации ФИО1 в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в Октябрьском АО г.Мурманска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».
19.06.2018 решением комиссия УПФР в Октябрьском АО г.Мурманска № ей отказано в назначении страховой пенсии по заявленному основанию в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
На основании решения об отказе в установлении пенсии из подсчета страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего севера исключены следующие периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АОЗТ «ММСК «Пайлот», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КВЦ ОМП «Мурманскоблжилкомхоз», так как представленные в подтверждение документы о трудовой деятельности надлежащим образом не оформлены, сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в указанные периоды отсутствуют.
Документально подтвержденным на ДД.ММ.ГГГГ признан страховой стаж -21 год 08 месяцев 08 дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 01.01.2002г.) при требуемом не менее 20 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 14 лет 09 месяцев 05 дней, при требуемом не менее 15 лет.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (часть 2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 12 "О внесении изменений и дополнений в <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1029, <адрес> отнесена к районам Крайнего Севера.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 11 Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, с точки зрения приведенной правовой позиции, суд приходит к следующим выводам.
Суд признает обоснованным решение пенсионного органа в части исключения из подсчета страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера периодов работы в АОЗТ «ММСК «Пайлот» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как запись в трудовой книжке о периоде работы по трудовому соглашению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуетт, к договорам подряда не представлены акты о выполненных работах, договоры подряда от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ не заверены печатью организации. Иных доказательств, подтверждающих периоды работы в АОЗТ «ММСК «Пайлот», истцом суду не предъявлено.
Вместе с тем, суд не соглашается с позицией ответчика, исключившего из подсчета стажа периоды работы в КВЦ ОМП «Мурманскоблжилкомхоз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что спорные периоды работы ФИО1 на данном предприятии подтверждается договорами подряда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с актами приема-сдачи выполненных работ, заверенными подписью руководителя и печатью предприятия. Место нахождения предприятия – г.Мурманск подтверждается печатью предприятия и не оспаривается пенсионным органом.
Кроме того, по запросу суда получены сведения Акционерного общества «Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр», являющегося правопреемником КВЦ ОМП «Мурманскоблжилкомхоз» (№ от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что ФИО1 работала в КВЦ ОМП «Мурманскоблжилкомхоз» в должности <данные изъяты> в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За данный период работы ДД.ММ.ГГГГ ей выдана справка о заработной плате для исчисления пенсии на основании лицевых счетов за 1996-1999 годы.
Запрашиваемые судом документы: договоры подряда, заключенные между КВЦ ОМП «Мурманскоблжилкомхоз» в 1996-1997 годах, акты выполненных работ к указанным договорам, а также документы об оплате работ по указанным договорам подряда, АО «МРИВЦ» предоставить не может ввиду их списания по причине истечения срока хранения первичных документов. По договору подряда физические лица выполняют только конкретную работу, определенную договором. Работа подрядчиков оплачивается в соответствии с актом выполненных работ после его подписания сторонами. Соответственно, к трудовому договору, который заключается с основным работником, договор подряда не имеет отношения, и в карточку лицевого счета основного работника данные об оплате разовых работ по договору подряда, не включаются.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что: "Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет". В тот период действовал Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств, и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденный Главархивом ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, пунктами 310 и 337 которого, в разделе 4.2 «Бухгалтерский учет и отчетность», срок хранения первичных документов и приложений к ним, установлен в 3 года. Решением Госналогслужбы РФ, Росархива от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении сроков хранения документов бухгалтерского учета" минимальный срок хранения документов, обозначенных в статьях 310, 312, 316 - 320, 322, 324 - 326, 328, 336, 337 "Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения", увеличен до 5 лет, однако отдельного срока хранения для договоров подряда, в тот период, установлено не было.
Физическому лицу, с которым заключается договор подряда, второй экземпляр договора выдается на руки, поэтому ответственность за сохранность документа свыше пяти лет, полностью оставалась за физическим лицом.
Данные обстоятельства, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствуют в пользу доводов истца о включении указанных периодов работы в страховой стаж, а также в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из обстоятельств, установленных судом, признавшим необходимым включение спорных периодов в стаж работы истца в РКС, право на досрочное назначение пенсии по старости возникло у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о защите пенсионных прав удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы ФИО1 в КВЦ ОМП «Мурманскоблжилкомхоз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе г.Мурманска назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий__________________