Дело №2-5502/2021
УИД: 03RS0017-01-2021-011200-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2021 года г.Стерлитамак РБ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кулясовой М.В.,
при секретаре Рыбакиной К.М.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ответчика администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан о признании незаконным отказа, восстановлении срока для включения в список, обязании включить в список,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, в котором просит с учетом уточненных требований признать незаконным заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением администрации ГО г.Стерлитамак РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; восстановить срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, и обязать межведомственную комиссию включить ФИО1 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма; признать незаконным постановление администрации ГО г.Стерлитамак РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; признать за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда; обязать администрацию ГО г.Стерлитамак РБ включить ФИО1 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма и поставить на учет в качестве нуждающегося.
Требования мотивированы тем, что родители ФИО1 были лишены родительских прав и на основании постановления администрации г.Стерлитамак РБ от ДД.ММ.ГГГГ он был определен в группу для детей - сирот школы-интерната №. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был определен в детский дом г.Стерлитамака РБ и находился на полном государственном обеспечении. Ввиду ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав органами опеки и попечительства, а также законным представителем, по независящим от него причинам ФИО1 до достижения возраста 23-х лет не был поставлен на учет. На основании п.3 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию ГО г.Стерлитамак РБ с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. После обращения в суд, во время ознакомления с материалами дела, он узнал, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия вынесла заключение об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, данное заключение до настоящего времени он на руки не получал.
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией ГО г.Стерлитамак РБ вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что ФИО1 является лицом, которое достигло возраста 23 лет и не имеет права как в соответствии с законодательством РФ на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, так и после ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На момент совершеннолетия, т.е. ДД.ММ.ГГГГ он не был включен в список по независящим от него причинам, а именно ввиду ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав органами опеки и попечительства, а также законным представителем. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, общая и жилая площадь помещения составляет <данные изъяты> кв.м., однако по данному адресу фактически не проживал по причине малометражности жилого помещения, полной антисанитарии, угрозы жизни. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данная квартира куплена им с супругой в долевую собственность за счет ипотечных кредитных средств и средств матери супруги. В связи с расторжением брачных отношений и разделом совместно нажитого имущества, между ним и супругой заключен брачный договор от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ФИО1 передал ей <данные изъяты> доли в квартире в счет компенсации задолженности по ипотеке, которая имелась на период расторжения брака. Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., следовательно, <данные изъяты> доля составляет <данные изъяты> кв.м., что меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, в связи с чем на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 также нуждался в жилом помещении, и не был им обеспечен. В настоящее время ФИО1 временно зарегистрирован в квартире своих знакомых по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., членами семьи они не являются.
Истец ФИО1 на судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, заявлением просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 на судебном заседании поддержала исковые требования, просит удовлетворить их по указанным в уточненном исковом заявлении основаниям.
Представитель администрации ГО <адрес> РБ по доверенности ФИО3 на судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска.
Третьи лица –Управление по опеке и попечительству администрации ГО <адрес> РБ, отдел по жилищной политике администрации ГО <адрес> РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ, ФИО4 на судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Представитель Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело без его участия с учетом доводов, изложенных в отзыве.
Суд, заслушав представителей сторон, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В судебном заседании установлено, что решением Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО6 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения передан на воспитание органу опеки и попечительства –отделу народного образования администрации г.Стерлитамак.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО5 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения передан на воспитание Отделу опеки и попечительства администрации городского округа г.Стерлитамак РБ.
Постановлением администрации ГО <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения определен в группу для детей-сирот школы-интерната №; на ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом <адрес> РБ и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в администрацию ГО г.Стерлитамак РБ с заявлением о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Заключением межведомственной комиссии, утвержденной постановлением администрации городского округа г.Стерлитамак РБ от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, учитывая, что заявитель не имел право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма на ДД.ММ.ГГГГ и право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений после ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации ГО г.Стерлитамак РБ ФИО1 отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что ФИО1 является лицом, достигшим возраста 23 лет и не имел прав как в соответствии с законодательством Российской Федерации на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, так и после ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого помещения.
Материалами дела установлено, что в закрепленном за несовершеннолетним ФИО1 постановлением администрации ГО г.Стерлитамак РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. жилом помещении по адресу: <адрес>ФИО1 был зарегистрирован в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также, по данному адресу в указанный период были зарегистрированы: ФИО6, ФИО8, ФИО9 Общая и жилая площадь помещения составляет <данные изъяты> кв.м.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО1 принадлежала <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данная квартира приобретена по договору купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной, на собственные средства супруги ФИО19 и кредитные средства, предоставленные по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условий брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между ФИО1 и ФИО4, ФИО1 передал право общей долевой собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>ФИО4(п.1.2.1.1 договора). По соглашению супругов, как в период брака, так и в случае его расторжения, приобретенная по ипотеке квартира по вышеуказанному адресу признается собственностью ФИО4(п.1.2.2). Обязанность по возврату вышеуказанного кредита является обязанностью ФИО4 (п.1.2.3).
ДД.ММ.ГГГГ. брак между ФИО1 и ФИО4 расторгнут.
В соответствии с решением Совета ГО г.Стерлитамак РБ от 03.10.2006г. №10/15-з учетная норма жилья по г.Стерлитамак составляет 12 кв.м. общей площади жилья на человека.
Общая площадь квартиры по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., следовательно доля истца ФИО1<данные изъяты> составляла <данные изъяты> кв.м., что менее учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по г.Стерлитамак РБ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был временно зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Совместно с ним в данной квартире зарегистрированы ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и ФИО14, при этом ФИО1 членом семьи не является.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
С 01 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020г.) при рассмотрении вопроса о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью вне очереди, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, следует выяснять, являются ли уважительными причины, в силу которых заявитель своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.ч.4, 5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из анализа федерального и регионального законодательства следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, по смыслу ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Удовлетворяя исковые требования истца в части восстановления срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением; признания незаконным постановления администрации ГО г.Стерлитамак РБ № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию ГО г.Стерлитамак РБ включить ФИО1 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма и поставить на учет в качестве нуждающегося; признания за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда; обязать администрацию ГО г.Стерлитамак РБ включить ФИО1 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма и поставить на учет в качестве нуждающегося суд исходит из следующего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
До достижения ФИО1 совершеннолетия (до ДД.ММ.ГГГГ.), в период нахождения его на полном государственном обеспечении, отдел опеки и попечительства, имея сведения о том, что в закрепленном за истцом по постановлению администрации г.Стерлитамак РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. жилом помещении по адресу: <адрес> проживает лишенная в отношении него родительских прав мать ФИО6, в связи с чем проживание ФИО1 в данном жилом помещении не представлялось возможным, не предпринял конкретных действий по своевременной постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Кроме того, общая площадь закрепленного за истцом жилого помещения по адресу: <адрес> составляла <данные изъяты> кв.м., следовательно, приходящаяся на одно лицо проживающего в данном жилом помещении площадь (4 человека) была менее учетной нормы, установленной в г.Стерлитамак РБ (менее 12 кв.м.).
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что права истца ФИО1 были нарушены вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав этого лиц уполномоченными на то органом и лицами, в тот период, когда он был несовершеннолетним, и поэтому по обстоятельствам, не зависящим от истца, он был лишен возможности реализовать предоставленное данным законом право на обеспечение жильем.
Из представленных документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года истец ФИО1 проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил РФ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 пояснила, что несвоевременное обращение истца ФИО1 с заявлением о предоставлении жилого помещения связано с тем, что органами опеки и попечительства ему не были разъяснены права на получение от государства жилого помещения до достижения им возраста 23 лет. Кроме того, на основании постановления администрации ГО г.Стерлитамак РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. его сестре ФИО9, № года рождения, в отношении которой его мать ФИО6 лишена родительских прав, предоставлено жилое помещение по типовому договору найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также, на основании постановления администрации ГО г.Стерлитамак РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. его сестре ФИО8, № года рождения, в отношении которой его мать ФИО6 лишена родительских прав, предоставлено жилое помещение по типовому договору социального найма жилого помещения.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших ФИО1 своевременно реализовать свое право на социальную поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный законом срок.
При данных обстоятельствах, достижение ФИО1 возраста 23 лет на момент подачи заявления не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату им права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Принимая во внимание, что ФИО1 собственником жилого помещения не является, принадлежащая ему <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> передана супруге ФИО4 в связи с его тяжелым материальным положением и невозможностью исполнять кредитные обязательства, а также нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ оснований для признания истца ФИО1 нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о признании незаконным постановления администрации ГО <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении ФИО1 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании за ФИО1 права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого помещения и обязании ответчика устранить допущенное нарушение.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и обязать межведомственную комиссию включить ФИО1 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма суд считает необходимым отказать, поскольку межведомственная комиссия создана для межведомственной координации деятельности государственных органов исполнительной власти, отработки механизмов исполнения и контроля за выполнением законодательства по реализации прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение и для органов местного самоуправления решения комиссии носят рекомендательный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан о признании незаконным отказа, восстановлении срока для включения в список, обязании включить в список – удовлетворить частично.
Восстановить срок для включения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Признать незаконным отказ администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ во включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать администрацию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья М.В. Кулясова