ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5504/2012 от 03.12.2012 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-5504/2012

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

03 декабря 2012 г.         

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гареевой Л.Ф.

при секретаре судебного заседания Фаризовой Г.И.

с участием прокурора г. Уфы РБ Шарафутдиновой Л.Р., представителей ответчика ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Открытому Акционерному Обществу «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за 2010-2011г.г.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому Акционерному Обществу «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за 2010-2011г.г., указав в обоснование иска, что Прокуратурой г. Уфы проведена проверка по обращению жителей г. Уфы о неправомерном установлении платы за вывоз твердых бытовых отходов. Установлено, что вывоз ТБО из многоквартирных домов, находящихся под управлением ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» осуществляет МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», объем выполненных работ и плата за вывоз ТБО из жилого сектора определяется исходя из нормы накопления отходов на 1 человека в год - 1,5 куб.м. Согласно информации ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» от < дата >. №... расчет годовой платы за вывоз ТБО определяется по норме накопления отходов на одного человека в год, установленной решением Совета городского округа г. Уфа от < дата >. №... - 1,5 куб.м. Проверка показала, что плата за вывоз ТБО взимается управляющей организацией в завышенном размере ввиду применения незаконно установленного норматива накопления отходов. В связи с выявленными нарушениями < дата >. прокуратурой города в адрес управляющей организации внесено представление, в удовлетворении которого отказано. Просят признать незаконными действия ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа», выраженные в начислении платы за содержание жилого дома жильцам многоквартирных домов, находящихся у управлении ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа», исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека 1,5 куб.м. в год, обязать ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» производить начисление платы за содержание жилого дома жильцам многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района г. Уфы», исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека 1 куб.м. в год, обязать ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» не позднее < дата >. произвести перерасчет платы за содержание жилого дома жильцам многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «Управление жилищного хозяйства Советского района г.Уфы», исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека 1 куб.м. в год за 2010-2011г.г.

         В дальнейшем Прокурор г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц уточнил исковые требования, просит признать незаконными действия ОАО «УЖХ Советского района г.Уфы», выразившиеся в расходовании платы за содержание и ремонт жилого помещения на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов, исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека 1,5 куб.м. в год, обязать ОАО «УЖХ Советского района г.Уфы» не позднее < дата >. произвести жильцам многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «УЖХ Советского района г.Уфы» перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека 1 куб.м. в год за 2010-2011г.г.

          В процессе рассмотрения дела, Прокурор г. Уфы Республики Башкортостан отказался от иска в части установления срока проведения перерасчета - «не позднее < дата >.» по п.2 просительной части искового заявления.

         Определением Советского районного суда г. Уфы от < дата >. принят частичный отказ от исковых требований Прокурора г. Уфы Республики Башкортостан в части установления срока проведения перерасчета - «не позднее < дата >.» по п.2 просительной части иска.

         Определением Советского районного суда г.Уфы к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан.

         В судебном заседании прокурор г. Уфы РБ Шарафутдинова Л.Р., исковые требования подержала, просила удовлетворить в полном объеме.

         В судебном заседании представители ответчика ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа РБ» ФИО3, ФИО2 (по доверенности от < дата >.), исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении, пояснили, что выводы прокурора о незаконности применения ответчиком нормы накопления твердых бытовых отходов на одного человека в размере 1,5 куб. метров в год не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку ответчиком в 2010-2011г.г. применялся норматив 1,5 куб. метров в год, исходя из положений п.6 Решения Совета ГО г. Уфы №... от < дата >., которое как нормативный правовой акт имело юридическую силу, вплоть до принятия Решения Советом ГО г. Уфа №... от < дата >., также в порядке ст. 253 ГПК РФ, данный нормативный правовой акт не был признан судом недействующим со дня его принятия или иного указанного судом времени. Аналогичная ситуация и с п. 2 Постановления главы Администрации г. Уфа №... от < дата >. об утверждении нормы накопления ТБО в размере 1,65 куб. метров в год, который также действовал вплоть до принятия Постановления №... от < дата >. Применение ответчиком в 2010-2011г.г. нормы накопления ТБО 1,5 куб.метров исходя из действовавшего в спорный период решения Совета г. Уфа №... от < дата >. было законным. Считают, что также нельзя признать обоснованными ссылки истца на ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 №158-ст) о применении нормы ТБО 1 куб. метр, поскольку ответчик был обязан применять положения действовавшего муниципального правового акта, при этом положения ГОСТ Р 51617-2000 лишь рекомендованы к применению. Считают, что прокурором неправильно истолкованы нормы материального права: не учитываются положения действующих в 2010-2011г.г. Постановлений главы Администрации ГО г. Уфы № 5828 от 26.11.2009г. и №6785 от 29.11.2010г. об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Указывают, что плата за содержание и ремонт жилого помещения собственниками самостоятельно не устанавливалась, в этой связи, учитывая положения ч. 7 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, п. 31 Правил №491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в г. Уфе с 01.01.2010г. установлен Постановлением Главы Администрации ГО г. Уфы №5828 от 26.11.2009г., с 01.01.2011г. - Постановлением главы Администрации ГО г. Уфы №6785 от 29.11.2010г. ЕРКЦ МУП УЖХ г. Уфы в выставляемых счетах-квитанциях за 2010-2011г.г. указывал те самые ставки платы за содержание и ремонт жилых помещений, которые были утверждены муниципалитетом: счет-квитанция за июнь 2010г. - содержание 9,98 руб. за 1 кв.м. площади, счет-квитанция за июнь 2011г. - содержание 10,78 руб. за 1 кв.м. площади. Однако, Прокурор г. Уфы просит обязать ОАО УЖХ Советского района г. Уфы перерасчитать жильцам плату за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из нормы накопления ТБО 1 куб. метр в год на 1 человека. Таким образом, истец не учитывает то, что жильцы оплачивали по счетам-квитанциям за 2010-2011г. фиксированный размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, исходя из установленных главой Администрации ГО г. Уфы ставок. Считают, что поскольку расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется, исходя из неоспоренных постановлений Администрации ГО г. Уфы №5828 и №6785 как произведение ставки на площадь жилого помещения и не включает в себя норму накопления ТБО (1,5 куб.м. или 1 куб.м.), то требование прокурора о перерасчете данной платы, исходя из нормы накопления ТБО 1 куб.м. в год на 1 человека необоснованны и не подлежат удовлетворению.

         Третье лицо, представитель Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что считают исковые требования Прокурора г. Уфы РБ о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за 2010-2011г.г. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

        Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

         Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

         Судом установлено, что Прокуратурой г. Уфы проведена проверка по обращению жителей г. Уфы о неправомерном установлении платы за вывоз твердых бытовых отходов.

         Установлено, что вывоз ТБО из многоквартирных домов, находящихся под управлением ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» осуществляет МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» (договоры №... от < дата >., №... от .... и др.).

         В соответствии с условиями договоров на планово-регулярное транспортирование и размещение отходов производства и потребления, заключенных с МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», объем выполненных работ и плата за вывоз ТБО из жилого сектора определяется, исходя из нормы накопления отходов на 1 человека в год - 1,5 куб.м.

         Согласно информации ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» от 26.04.2012г. №563 расчет годовой платы за вывоз ТБО определяется по норме накопления отходов на одного человека в год, установленной решением Совета городского округа г. Уфа от 03.12.2007г. №30/6 - 1,5 куб.м.

         Проверка прокуратуры г. Уфы показала, что плата за вывоз ТБО взимается управляющей организацией в завышенном размере, ввиду применения незаконно установленного норматива накопления отходов.

        В соответствии со ст. 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, Правительство РФ 13.08.2006г. №491 утвердило Правила содержания общего имущества собственников (далее Правила №491). Общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

        В силу п. 12 Правил №491, собственники вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ.

        Согласно п.11 Правил №491 содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

        Пунктом 16 Правил №491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается в том числе и путем заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с ч.5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.

        Согласно ч.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

         Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 установлено, что разъяснения о применении правил, утвержденных этим постановлением, дает Министерство регионального и экономического развития Российской Федерации.

        Таким образом, Минрегион России является государственным органом, уполномоченным давать официальные разъяснения по рассматриваемым вопросам.

        Как указано в письме Минрегиона России от 06.03.2009г. №6177-АД/14, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 13,14 Жилищного кодекса РФ не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов.

        Минрегионразвитие РФ в письме от 06.03.2009г. №6177-АД/14 даны разъяснения, что сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с п. «д» п. 11 Правил №491 являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п.2 ч.3 ст. 162 ЖК РФ).

         Из смысла данного разъяснения, а также в соответствии с ч.10 ст. 156 ЖК РФ и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 следует, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указана цена договора, определенная путем суммирования стоимости работ и услуг (согласно перечню, утвержденному на собрании собственниками), рассчитанной исходя из объема работ(услуг) и цены (тарифа) за единицу работы (услуги). То есть размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (в руб. на 1 кв.м. в месяц) для каждого многоквартирного дома определяется путем деления цены договора управления многоквартирным домом на общую площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и количество месяцев в году.

Соответственно стоимость услуг по сбору и вывозу твердых и жидких отходов на 1 кв.м. в месяц как составной части платы за содержание и ремонт жилого помещения будет определена делением стоимости услуг по сбору и вывозу твердых и жидких отходов в соответствии с договором, заключаемым управляющей организацией со специализированной организацией на общую площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и количество месяцев в году.

Стоимость услуг по сбору и вывозу твердых и жидких отходов будет зависеть от объема твердых и жидких бытовых отходов и стоимости услуги за единицу объема.

Таким образом, в договоре управления многоквартирным домом должны быть прописаны цена договора, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (в руб. на 1 кв.м.) и стоимость каждой составной части размера платы за содержание и ремонт жилого помещения согласно утвержденному перечню в руб. на 1кв.м.

Управляющая организация ежегодно в течении первого квартала текущего года или в сроки, установленные договором управления многоквартирным домом обязана представить собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом за предыдущий год (ч.11 ст. 162 ЖК РФ). По результатам рассмотрения такого отчета собственники помещений принимают решения о направлении использования неизрасходованных управляющей организацией при выполнении договора управления денежных средств (начисленная жителям дома плата за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома, в том числе вправе принять решение о возврате денежных средств посредством перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения).

В случае установления факта выполнения или оказания услуг или выполнения работ, по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) перерывами, превышающими установленную продолжительность, выполнение которых предусмотрено договором управления, Управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.

Установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами в соответствии Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отнесено к полномочиям федеральных органов. К полномочиям органов местного управления отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Минрегионразвития РФ в письме от 06.03.2009г. №6177-АД/14 также указал, на недопустимость установления нормативов образования (накопления) бытовых отходов и тарифов (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов. Из чего следует, что объем собираемого и вывозимых твердых и жидких бытовых отходов может быть определен собственниками помещений на общем собрании исходя из нормативов, установленных уполномоченными органами.

Применение ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» при определении объема собираемых и вывозимых твердых бытовых отходов без согласования с собственниками в одностороннем порядке норм накопления твердых бытовых отходов, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007г. №30/6, постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.11.2011г. №1775 противоречат федеральному законодательству. Из чего следует, что объем собираемого и вывозимых твердых и жидких бытовых отходов может быть определен собственниками помещений на общем собрании исходя из нормативов, установленных уполномоченными органам, в том числе установленного ГОСТОМ Р51617-2000.     

      С учетом приведенных положений законодательства, Решение Совета городского округа г. Уфа №30/6 от 03.12.2007г. в части утверждения нормы накопления твердых бытовых отходов является незаконным, в связи с чем на незаконную норму решения прокуратурой города Уфа принесен протест.

       По результатам рассмотрения протеста прокурора города решением Совета городского округа город Уфа от 04.07.2012г. №6/21 п.6 решения Совета городского округа г. Уфа №30/6 от 03.12.2007 в части утверждения нормы накопления твердых бытовых отходов признан утратившим силу.

       В силу ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

        Применение нормы накопления твердых бытовых отходов 1,5 куб.м. является незаконным также по тем основаниям, что согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги», принятому постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст, норматив накопления твердо-бытовых отходов на 1 человека в год составляет 225 кг (1 куб.м.).

       Положения ГОСТа о возможности установления органами местного самоуправления иных норм накопления отходов противоречат действующему законодательству и применению не подлежат.

        В судебном заседании свидетель ФИО4 показала, что она является председателем совета многоквартирного жилого дома по ...). На вопрос прокурора ответила, что с жильцами дома они решили выяснить из чего состоят коммунальные платежи, по ТБО у них возникли вопросы, поскольку суммы были завышены, сумма переплаты по их дому составила 67 000 руб. за 2008-2011г.г. Считают, что ОАО «УЖХ Советского района г.Уфы» являясь коммерческой организацией работает с целью извлечения прибыли.

        Суд считает показания допрошенного свидетеля достоверными, поскольку они даны непосредственно собственником многоквартирного дома, в котором завышена плата за содержание жилого дома, в частности за вывоз ТБО, не имеющего негативного отношения к истцу и ответчику.

       Решением Уфимского городского Совета БАССР от 04.12.1981 №3/35 установлена норма накопления ТБО на одного жителя в год в размере 1 куб. м.

      Как следует из данного решения норма накопления утверждена с учетом пищевых отходов, макулатуры, вторсырья, строительного мусора после ремонта квартир, опавших листьев, уличного смета. То есть данная норма является укрупненной, поскольку предусматривает учет всевозможных отходов.

       С момента принятия Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 22.05.1998г. полномочия по установлению государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами отнесены к компетенции Российской Федерации.

       С данного времени органы местного самоуправления утрачивают возможность устанавливать какие либо нормативы связанные с накоплением отходов.

       Довод ответчика о том, что УЖХ Советского района г. Уфы действовало на основании действующего нормативного правового акта, который был отменен лишь 04.12.2012г. является необоснованным и не может быть принят судом во внимание.

       Отмена незаконного нормативного правового акта не решает вопроса о восстановлении субъективных прав граждан, нарушенных неправомерными действиями ответчика, который при исполнении договора по вывозу мусора не соблюдал требования нормативных актов, имеющих высшую юридическую силу.

       Кроме того, в соответствии с п.8 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 №155, условия договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. При этом возникшие в результате исполнения такого договора убытки, понесенные потребителем, подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

       Таким образом, суд приходит к выводу, что действиями управляющей организации нарушаются права неопределенного круга жильцов многоквартирных домов Советского района г. Уфы, следовательно, исковые требования Прокурора г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Открытому Акционерному Обществу «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за 2010-2011г.г. подлежат удовлетворению.

       Руководствуясь ст.194, ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Открытому Акционерному Обществу «УЖХ Советского района городского округа город Уфа» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за 2010-2011г.г. - удовлетворить.

          Признать незаконными действия ОАО «УЖХ Советского района г.Уфы», выразившиеся в расходовании платы за содержание и ремонт жилого помещения на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов, исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека 1,5 куб.м. в год.

         Обязать ОАО «УЖХ Советского района г.Уфы» произвести жильцам многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «УЖХ Советского района г.Уфы» перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека 1 куб.м. в год за 2010-2011г.г.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Советский районный суд г. Уфы.

    Судья                             Л.Ф.Гареева.