Дело № 2-550/13
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Лозовой Ж.А.,
при секретаре Сотниковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске «04» февраля 2013 года гражданское дело № 2-550/13 по иску Администрации города Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Омска обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ № с Администрации города Омска в пользу МРО УФССП России по Омской области взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. С данным постановлением истец не согласен, поскольку решением Центрального районного суда города Омска по делу № требования истцов об обязании Администрации города Омска провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> удовлетворены: на Администрацию города Омска возложена обязанность провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес>. Согласно ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. Утверждение бюджета города Омска и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции Омского городского Совета, соответственно, только после принятия бюджета города Омским городским Советом бюджет города Омска формируется и исполняется Администрацией города Омска в соответствии с действующим законодательством. Требование судебного пристава-исполнителя не только нарушает принципы самостоятельности и сбалансированности бюджета города Омска, но лишает муниципальное образование город Омск права определять результативное и эффективное использование бюджетных средств, что соответственно повлечет уменьшение расходных обязательств на иные социально направленные цели. Со стороны Администрации г. Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению судебного решения, в связи с чем просила освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель истца - Администрации города Омска не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика - Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласился, поскольку ДД.ММ.ГГГГ должнику направлено постановление о возбуждении исполнительного производства. Должник сообщил, что во исполнение требований исполнительного документа Администрацией города Омска разработан План мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, соответственно, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома будет осуществляться в соответствии со сроками, предусмотренными Планом мероприятий. В срок, установленный судом - до ДД.ММ.ГГГГ должник не исполнил требования исполнительного документа, содержащиеся в нём, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с п. 1,3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях. Доводы заявителя, изложенные в заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора, не относятся к вышеуказанным обстоятельствам. О рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
22.06.2011 года судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г. Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В постановлении судебного пристава-исполнителя указано, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чём немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, - последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере.
В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 5 000 руб. (л.д. 8).
Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ; его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, то есть штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.
Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве», срок добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований составляет 5 дней.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 руб., с должника-организации - 5000 руб.
В соответствии со ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении отвзыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 названного Закона, суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин своевременного неисполнения требования о проведении капитального ремонта в пятидневный срок.
Так, в соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование имеет собственный бюджет. При этом бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Согласно ст. 12 Устава города Омска утверждение бюджета города Омска и отчета о его исполнении относится к исключительно компетенции Омского городского Совета. В соответствии со ст. 44 Устава бюджет города Омска, изменения и дополнения в него принимаются Омским городским Советом в форме Решения в соответствии с действующим законодательством. Соответственно, для исполнения решения суда необходимо предусмотреть соответствующие бюджетные ассигнования в городском бюджете.
Согласно плану мероприятий по исполнению решения суда об обязании Администрации города Омска провести капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес>, утвержденному исполняющим обязанности Мэра города Омска, в него включены: подготовка Департаментом городского хозяйства (далее ДГХ) технического задания на проведение проектно-изыскательских работ (срок до ДД.ММ.ГГГГ), подготовка ДГХ сметной документации на проведение проектно-изыскательских работ (срок до ДД.ММ.ГГГГ), предоставление ДГХ на согласование в департамент финансов и контроля Администрации города Омска (далее ДФиК) сметной документации на проведение проектно-изыскательских работ (до ДД.ММ.ГГГГ), проверка и согласование сметной документации на проведение проектно-изыскательских работ ДФиК (срок до ДД.ММ.ГГГГ), подготовка ДГХ пакета документов для размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору проектной организации для проведения проектно-изыскательских работ (срок до ДД.ММ.ГГГГ), завершение управлением муниципального заказа и организации торгов процедуры проведения открытого аукциона в электронной форме (срок до ДД.ММ.ГГГГ), заключение ДГХ муниципального контракта с проектной организацией на проведение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), проведение проектной организацией проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), принятие и оплата ДГХ проектно-изыскательских работ (срок до ДД.ММ.ГГГГ), подготовка ДГХ технического задания на разработку проектно-сметной документации на проведение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), подготовка ДГХ сметной документации на разработку проектно-сметной документации на проведение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), предоставление ДГХ на согласование в ДФиК сметной документации на разработку проектно-сметной документации на проведение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), проверка и согласование ДФиК сметной документации (срок до ДД.ММ.ГГГГ), подготовка ДГХ пакета документов для размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору проектной организации для разработки проектно-сметной документации на проведение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), завершение управлением муниципального заказа и организации торгов процедуры проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору проектной организации для разработки проектно-сметной документации (срок до ДД.ММ.ГГГГ), заключение ДГХ муниципального контракта с проектной организацией на разработку проектно-сметной документации на проведение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), разработка проектной организацией проектно-сметной документации (срок до ДД.ММ.ГГГГ), принятие и оплата ДГХ работ по разработке проектно-сметной документации (срок до ДД.ММ.ГГГГ), представление ДГХ на согласование в ДФиК проектно-сметной документации (срок до ДД.ММ.ГГГГ), проверка и согласование ДФиК проектно-сметной документации (срок до ДД.ММ.ГГГГ), подготовка ДГХ пакета документов для размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору подрядной организации для проведения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), завершение управлением муниципального заказа и организации торгов процедуры проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору подрядной организации для проведения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), заключение ДГХ муниципального контракта с подрядной организацией на проведение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), составление ДГХ графика проведения работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), утверждение ДГХ графика проведения работ по капитальному ремонту (срок до ДД.ММ.ГГГГ), окончание работ (срок до ДД.ММ.ГГГГ).
Соответственно, с учетом объема работ по исполнению судебного решения, особенностей финансирования и установленного действующим законодательством порядка размещения заказов на выполнение работ для муниципальных нужд, реальная возможность исполнить требование судебного пристава-исполнителя в течение пяти дней у должника отсутствовала.
Таким образом, суд находит заявленные требований истца об освобождении Администрации г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. по исполнительному производству подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Омска удовлетворить.
Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 (Пяти тысяч) рублей по исполнительному производству №, возбужденному 22 июня 2011 года на основании исполнительного листа № от 27 мая 2011 года, выданного Центральным районным судом города Омска.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об его отмене в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, в случае, если его неявка в судебное заседание была вызвана уважительной причиной, о которой он не имел возможности своевременно сообщить.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Ж.А. Лозовая
Мотивированное заочное решение суда изготовлено 11 февраля 2013 года.
Судья
Ж.А. Лозовая