ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-550/18 от 27.09.2018 Бобровского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-550/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров

Воронежской области 27 сентября 2018 г.

Бобровский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего – судьи Майорова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Петриёвой Г.И.,

с участием

представителя истца ФИО1 – адвоката Братерской И.А., представившей удостоверение № 2059 и ордер № 17502 от 26 сентября 2018 г.,

представителя ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ по Бобровскому району Воронежской области, по доверенности от 04 июля 2018 г. – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) об оспаривании отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости и включении в специальный стаж периодов работы,

установил:

ФИО1 обратилась в Бутурлиновский районный суд Воронежской области с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области (далее – ГУ – УПФ РФ по Бутурлиновскому району) об оспаривании отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости и включении в специальный стаж периодов работы (л.д. 5-7об.).

В соответствии с определением Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 19 июля 2018 г. по гражданскому делу была произведена замена ненадлежащего ответчика, ГУ – УПФ РФ по Бутурлиновскому району, надлежащим, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) (далее–ГУ – УПФ РФ в Бобровскому району(межрайонное) (л.д. 43).

В соответствии с определением Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 19 июля 2018 г. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ – УПФ РФ в Бобровском районе (межрайонное) об оспаривании отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости и включении в специальный стаж периодов работы было передано по подсудности в Бобровский районный суд Воронежской области (л.д. 46-46об.).

Согласно иску, истец с 1988 года и по настоящее время, занимается педагогической деятельностью, работала в нескольких учебных заведениях, на разных должностях, в том числе на территории Республики Казахстан.

18 января 2018 года она обратилась в ГУ – УПФ РФ по Бутурлиновскому району с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии ГУ– УПФ по Бутурлиновскому району от 31 января 2018 г. № 89 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по тем основаниям, что у неё отсутствует требуемый стаж работы - 25 лет.

Комиссией были исключены из её специального стажа, в частности, следующие периоды работы:

с 12 ноября 1990 г. по 13 июля 1994 г. - в качестве заведующей методическим отделом культорганизатором в «Доме пионеров № 1», так как работа в должностях не предусмотрена Списком, а также в соответствие с Правилами № 781 работа в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 г. засчитывается в стаж работы по специальности при наличии одновременно следующих условий: - на 01 января 2001 г. у лица имеется стаж работы по специальности не тенее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 Списка;

с 27 июля 1996 г. по 18 августа 2003 г. - в качестве учителя физики, ИЗО и черчения в неполной средней школе № 61 им. Г. Титова, так как с 27 июля 1996 г. приостановлено действие закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 г. № 675-ХП «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан», а с 01 января 1998 г. пенсия за выслугу лет отменена, поэтому периоды работы в должности учителя на территории республики Казахстан могут рассматриваться при назначении досрочной пенсии по законодательству РФ до 27 июля 1996 г. при их надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан;

- а также два периода нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, и отпуск по уходу за ребенком с 14 июля 1994 г. по 30 октября 1995 г., как не предусмотренные пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

Специальный стаж на 18 января 2018 г., по мнению комиссии, составляет 14 лет 01 месяц 28 дней.

Исключение из её специального стажа периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы и по уходу за ребенком истец не оспаривает. В остальной части с решением комиссии ответчика она не согласна по следующим основаниям.

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 г., предусматривается назначение досрочной трудовой пенсии по старости за двадцатипятилетнюю педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Все оспариваемые ею периоды, в частности с 12 ноября 1990 г. по 13 июля 1994 г. и с 27 июля 1996 г. по 18 августа 2003 г., имели место на территории Республики Казахстан, входившей ранее в состав СССР.

Соглашением от 08 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, СССР прекратил своё существование 12 декабря 1991 г.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении. Узбекистана, Украины).

Согласно статьи 1 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г., для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.

Согласно Приложению 1 к Распоряжению Правления Пенсионного Фонда РФ от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» (в ред. распоряжения Правления ПФ РФ от 28 января 2005 г. № 11р), основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 01 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». По смыслу пункта 2 статьи 1 названных ФЗ, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора, в том числе Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

Пунктом 5 вышеуказанных Рекомендаций предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Согласно информации Пенсионного Фонда РФ по Воронежской области от 12 августа 2005 г. «Об особенностях назначения досрочных пенсий по старости гражданам, прибывшим в Россию из государств бывшего СССР» при назначении досрочных пенсий применяются соответствующие списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537, Правила исчисления специального стажа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, которыми в качестве обязательных предусмотрены условия полного рабочего дня, уплаты страховых взносов, правила суммирования льготного стажа и другие. В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются периоды работы при условии уплаты страховых взносов в ПФР. При этом к уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., единого социального налога и единого налога на вмененный доход.

Как указано в Информации ПФ РФ по Воронежской области от 12 августа 2005 г. «Особенности назначения досрочных пенсий по старости гражданам, прибывшим в Россию из государств бывшего СССР», периоды работы до 1 января 1991 г. засчитываются в стаж всем без исключения гражданам независимо от уплаты взносов. После 1 января 1991 г. имеет значение, из какого государства прибыл гражданин в Российскую Федерацию (является данное государство участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. или других соглашений или не является). Если гражданин прибыл в Россию из государства, являющегося участником Соглашения от 13 марта 1992 г., то в специальный стаж засчитываются периоды работы до 1 января 2002 г. без дополнительного подтверждения, а после этой даты - при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.

Таким образом, по мнению истца, из анализа вышеуказанных норм следует, что досрочная пенсия ей, как педагогическому работнику, должна назначаться по законодательству Российской Федерации, так как она проживает на территории данного государства. А потому ссылка ответчика на законодательство Республики Казахстан, где отменена досрочная пенсия педагогическим работникам, необоснованна.

Она считает, что в её случае периоды работы до 01 января 1991 г. засчитываются в стаж независимо от уплаты взносов; периоды работы до 01 января 2002 г. подлежат зачёту в специальный стаж без дополнительного подтверждения, поскольку она прибыла в Российскую Федерацию из государства Казахстан, являющегося участником Соглашения от 13 марта 1992 г.; периоды работы после 01 января 2002 г. - при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы Казахстана.

На основании изложенного, оспариваемый период её работы с 27 июля 1996 г. по 18 августа 2003 г. в качестве учителя физики, ИЗО и черчения в неполной средней школе № 61 им. Г. Титова подлежит включению в её специальный стаж следующим образом: с 27 июля 1996 г. по 31 декабря 2001 г. - без дополнительного подтверждения, с 01 января 2002 г. по 18 августа 2003 г.- при условии подтверждения уплаты страховых взносов.

Факт работы в должности учителя физики, ИЗО и черчения в неполной средней школе № 61 им. Г. Титова подтверждается записями в её трудовой книжке; копиями приказов о приёме и увольнении; справкой от 25 августа 2015 г. № 368 из КГУ ОСШ № 61 им. Г.Титова, запрошенной Пенсионным фондом. Согласно данной справке с 01 января 1997 г. неполная средняя школа № 61 им. Титова на основании постановления правительства Республики Казахстан от 27 сентября 1996 г. за № 1185 является самостоятельным юридическим лицом, а с 08 июля 2008 г. - переименована в КГУ ОСШ № 61 им. Г. Титова.

Несмотря на то, что данная школа является действующей, для подтверждения уплаты ею страховых взносов Пенсионным фондом был сделан запрос не в эту школу, а в ГУ «Сайрамский районный архив», откуда поступило письменное сообщение от 08 июля 2015 г. за № ЗП/133, согласно которому архив не может подтвердить факт уплаты страховых взносов, так как документы по личному составу ОСШ № 61 им. Титова на госхранение не сданы.

В связи с этим, после получения на руки письменного отказа ответчика, она вынуждена была в частном порядке сделать запрос непосредственно в данную школу для подтверждения уплаты страховых взносов. Согласно справке от 22 мая 2018 г. за № 265, поступившей на её запрос, в период с 01 января 2002 г. по 18 августа 2003 г. она работала преподавателем в школе, имела заработную плату и перечисления в пенсионный фонд Республики Казахстан.

Таким образом, весь оспариваемый период работы с 27 июля 1996 г. по 18 августа 2003 г. в качестве учителя физики, ИЗО и черчения в неполной средней школе № 61 им. Г. Титова, общей продолжительностью 07 лет 22 дня, подлежит включению в её специальный стаж.

В период с 12 ноября 1990 г. по 13 июля 1994 г. она работала в качестве заведующей методическим отделом и культорганизатором в «Доме пионеров № 1». Ответчик не включил этот период, так как должности не предусмотрены Списком. Она не может с этим согласиться ввиду следующего.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П, введение Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» с 01 января 2002 г. нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В спорный период действовал Порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу с 01 октября 1993 г.).

Этим же Постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно пунктам 1, 2, 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа по специальности, в том числе во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.

Подпунктом «д» пункта 1 этого же Положения предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения методической, научно-методической и учебно-методической работы в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебнометодических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.

Номенклатурой внешкольных учреждений, утвержденной приказом Минпроса СССР от 14 ноября 1986 г. № 227, Примерным Перечнем внешкольных учреждений, утвержденным Приказом Государственного Комитета СССР по народному образованию от 23 апреля 1990 г. № 280, «Дом пионеров» относился к внешкольным учреждениям.

В соответствии с Типовым положением о Доме (Дворце) пионеров и школьников, утвержденных Приказом Министерства Просвещения СССР от 20 июля 1987 г. № 135, Дом (Дворец) пионеров - многопрофильное внешкольное учреждение, осуществляющее учебно-воспитательную работу с учащимися от 6 до 18 лет, которое наряду с другими функциями выполняет инструктивно-методическую работу с пионерами и пионерскими организациями.

Должность «Заведующий отделом внешкольного учреждения» и «Культорганизатор» согласно Постановлению Госкомитета Совмина СССР по труду и социальным вопросам от 07 января 1977 г. № 3 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений» является педагогической (то есть работой по специальности).

В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утверждённой приказом Министерства просвещения СССР № 94 от 16 мая 1985 г., работа в должности методиста во внешкольных учреждениях относилась к педагогической работе и являлась работой по специальности.

Её специальный стаж на момент обращения в пенсионный фонд, с учётом оспариваемого периода работы с 27 июля 1996 г. по 18 августа 2003 г., составляет 21 год 02 месяца 10 дней (14 лет 01 месяц 28 дней (включенный) + 07 лет 22 дня (оспариваемый период работы учителем в школе № 61 им. Г. Титова), то есть у неё есть 2/3 стажа от 25 лет (16 лет 08 месяцев). Поэтому период работы в «Доме пионеров» подлежит частичному включению в её специальный стаж до даты утраты силы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, то есть с 12 ноября 1990 г. по 30 сентября 1993 г., что составляет 02 года 10 месяцев 19 дней.

При этом ссылка ответчика на пункт 12 Правил № 781 (о необходимости наличия двух условий) необоснованна, так как наличие этих условий необходимо для зачёта в спецстаж периодов работы, имевших место с 01 января 2001 г., а в её случае речь идёт о периоде работы, имевшем место до указанной даты.

Кроме того, в её трудовой книжке есть запись (№4) о переводе её с 01 июня 1992 г. руководителем кружка «Прикладное искусство», и якобы она в этой должности отработала до перевода её в школу - до 30 октября 1995 г. Однако эта запись не соответствует действительности, так как после перевода её на должность культорганизатора, она работала в этой должности до перевода в школу. Данное обстоятельство подтверждается архивной справкой от 14 февраля 2015 г.

С учётом вышеуказанного оспариваемого периода её стаж по специальности на момент обращения в Пенсионный фонд составляет 24 года 29 дней (21 год 02 месяца 10 дней + 02 года 10 месяцев 19 дней), а не 14 лет 01 месяц 28 дней, как указал ответчик.

В связи с вышеизложенным истец считает отказ ответчика частично не законным и просит суд признать отказ ответчика в части невключения в её специальный стаж периодов работы с 12 ноября 1990 г. по 30 сентября 1993 г. - в качестве заведующей методическим отделом и культорганизатором в «Доме пионеров № 1», с 27 июля 1996 г. по 18 августа 2003 г. – в качестве учителя физики, ИЗО и черчения в неполной средней школе № 61 им. Г.Титова Республики Казахстан признать незаконным и обязать его включить в её специальный стаж указанные периоды работы, а также взыскать с ответчика в её пользу все понесённые ею судебные расходы (л.д. л.д. 5-7об.).

В судебное заседание ФИО1 не явилась, имеется её заявление, в соответствии с которым она просит суд рассмотреть дело по её иску в её отсутствие с участием её представителя, исковые требования просит удовлетворить в полном объёме (л.д. 66).

В судебном заседании представитель истца иск поддержала в полном объёме, просила суд удовлетворить исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Согласно поступивших от ответчика возражений на исковое заявление истца, ГУ–УПФ РФ по Бобровскому району(межрайонное) заявленные требования считает незаконными и возражает против их удовлетворения по следующим основаниям.

Решением ГУ-Управления ПФР по Бутурлиновскому району от 31 января 2018 г. № 39680/18 ФИО1 было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 18 января 2018 г. в связи с педагогической деятельностью по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ из-за отсутствия двадцатипятилетнего педагогического стажа.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста не менее двадцати пяти лет.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Соответствующие Списки и Правила определены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии педагогическим работникам применяется:

Список должностей и учреждений, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 применяемый за весь период трудовой деятельности.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (далее – Содружества) в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., Правительства государств - участников настоящего Соглашения (в том числе Республики Казахстан) руководствуясь нормами этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о нижеследующем:

Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 указанного Соглашения, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно статьи 10 Соглашения Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Согласно сообщения Республиканского Государственного Учреждения «Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Костанайской области» от 02 июля 2018 г. № 07-ЗТ-Ф-бЗЗ на досрочную пенсию имели право отдельные категории педагогических работников до 27 июля 1996 г.

Согласно изложенного, не подлежат зачету в специальный стаж в соответствии со Списком должностей и учреждений, Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, следующие периоды работы:

с 12 ноября 1990 г. по 13 июля 1994 г. - в должности заведующей методическим отделом, культорганизатора в «Доме пионеров №1», так как данные должности и организация не предусмотрены вышеуказанным Списком;

- с 27 июля 1996 г. по 18 августа 2003 г. - в качестве учителя физики, ИЗО и черчения, в неполной средней школе № 61 имени Г.Титова, так как лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в Республике Казахстан, утратили право на досрочное пенсионное обеспечение с 27 июля 1996 г. и пользуются правом на пенсию на общих основаниях. Периоды педагогической деятельности на территории Респу блики Казахстан с 27 июля 1996 г. не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с нормами Соглашения гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

Специальный стаж ФИО1 по состоянию на 18 января 2018 г. составляет 14 лет 01 месяц 28 дней, что является недостаточным для досрочного назначения страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г., необходимо не менее двадцати пяти лет (л.д. 59-61).

Представитель ГУ–УПФ РФ по Бобровскому району(межрайонное) в судебном заседании с иском не согласилась и просил суд отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям указанным в возражениях.

Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального Кодекса РФ (далее - ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

18 января 2018 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ГУ-УПФ РФ по Бутурлиновскому району № 89 от 31 января 2018 г. ФИО1 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как ей не были засчитаны в специальный педагогический стаж следующие периоды:

- с 12 ноября 1990 г. по 13 июля 1994 г. – работа в качестве заведующей методическим отделом, культорганизатором в «Доме пионеров № 1»,

- с 27 июля 1996 г. по 18 августа 2003 г. – работа в качестве учителя физики, ИЗО и черчения в неполной средней школе № 61 имени Г.Титова (л.д. 10-11).

В бесспорном порядке ФИО1 в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г., ответчиком зачтено 14 лет 01 месяц 28 дней.

Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 (л.д. 14-18), архивной справки ГУ «Сайрамский районный архив» Южно-Казахстанской области от 14 февраля 2015 г. (л.д. 22-25), она в период с 31 октября 1995 г. по 18 августа 2003 г. работала в качестве учителя физики, ИЗО и черчения, в неполной средней школе № 61 имени Г.Титова расположенной в Республике Казахстан.

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.

В силу положений статьи 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР. Согласно этим рекомендациям при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Как следует из Решения Экономического Суда СНГ от 07 апреля 2005 г. № 01-1/6-04, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств - участников Соглашения; трудовой стаж, приобретённый гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

В соответствии со статьёй 37 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 г. № 675-XII «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе, - при стаже указанной работы не менее двадцати пяти лет.

Статьями 2, 5 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1996 г. № 32-I «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской СССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской СССР» действие статьи 37 вышеуказанного Закона Республики Казахстан было приостановлено с 27 июля 1996 г. до 01 января 2001 г. С 01 января 1998 г. институт досрочной пенсии педагогическим работникам в Республике Казахстан отменён в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. № 136-1.

Принимая во внимание, что условия досрочного назначения пенсий по старости в Республике Казахстан как в государстве - участнике Соглашения, до 27 июля 1996 г. были аналогичны условиям, предусмотренным пенсионным законодательством Российской Федерации, стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, приобретённый ею только до 27 июля 1996 г. подлежит учёту при разрешении вопроса о признании права на такую пенсию по законодательству Российской Федерации.

С учётом изложенного, оснований для удовлетворения требований истца в части включения в специальный стаж периода работы в Республике Казахстан с 27 июля 1996 г. по 18 августа 2003 г. не имеется.

Кроме того, согласно записям в трудовой книжке ФИО1 (л.д. 14-18), архивной справки ГУ «Сайрамский районный архив» Южно-Казахстанской области от 14 февраля 2015 г. (л.д. 22-25), она в период с 12 ноября 1990 г. по 30 сентября 1993 г. работала в качестве заведующей методическим отделом в Доме пионеров № 1 и культорганизатором.

Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, не предусматривалось в отношении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, право на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов деятельности в должностях «заведующий методическим отделом» и «культорганизатор».

При этом Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 также не закрепляло права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в перечисленных должностях.

Такие должности, как «заведующий методическим отделом» и «культорганизатор», фигурируют самостоятельно и характеризуются индивидуально-определенными трудовыми функциями (обязанностями). Доказательств того, что работодателем неправильно поименованы указанные должности, истцом не представлено.

Кроме того следует отметить, что Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" утвержденного Постановлением Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Постановлением Государственного комитета Совета министров СССР по труду и социальным вопросам от 07 января 1977 г. № 3 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений», Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 апреля 1990 г. № 280 «Об утверждении примерного перечня внешкольных учреждений и примерного положения о внешкольном учреждении», предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения, методической, научно-методической и учебно-методической работы в станциях и бюро. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 указанного выше Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Между тем, истец не имеет требуемого специального стажа.

С учётом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований ФИО1 в части включения периода работы истца с 12 ноября 1990 г. по 30 сентября 1993 г. в качестве заведующей методическим отделом в Доме пионеров № 1 и культорганизатором.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что отказ ответчика включить спорные периоды работы истца в специальный стаж соответствует требованиям пенсионного законодательства, право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО1 ни на момент обращения в пенсионный орган, ни на момент рассмотрения дела не имела.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьёй 98 ГПК РФ понесённые истцом по делу судебные расходы взысканию с ответчика не подлежат.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 произвела оплату госпошлины по чеку-ордеру от 21 июня 2018 г. на счёт УФК России по Воронежской области (Межрайонная ИФНС России № 2 по Воронежской области), вместе с тем, учитывая положения пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина должна быть зачислена УФК России по Воронежской области (Межрайонная ИФНС России № 14 по Воронежской области).

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать ФИО1 в удовлетворении иска о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) в части не включения в специальный стаж периодов её работы с 12 ноября 1990 г. по 30 сентября 1993 г. и с 27 июля 1996 г. по 18 августа 2003 г. и обязании Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) включить в её специальный стаж указанные периоды работы.

Произвести зачёт государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, уплаченной ФИО1 по чеку-ордеру от 21 июня 2018 г. получателю УФК России по Воронежской области (Межрайонная ИФНС России № 2 по Воронежской области), получателю УФК России по Воронежской области (Межрайонная ИФНС России № 14 по Воронежской области) КПП: 365201001, ИНН <***>, счет 40101810500000010004, в ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области г. Воронеж, БИК 042007001, КБК 18210803010011000110, ОКТМО 20604101.

Решение, в части зачёта уплаченной государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, направить в Межрайонную ИФНС России № 2 по Воронежской области.

Копию решения направить лицам, участвующим в деле, не присутствовавшим в судебном заседании.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд, через Бобровский районный суд Воронежской области, в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Д.А. Майоров

Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2018 г.

Судья Д.А. Майоров