гражданское дело № 2-550/2020
24RS0014-01-2020-000262-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2020 года город Енисейск
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Антоненко К.Г.,
с участием истца Петуховой Л.А.,
при секретаре Чудиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петуховой Лидии Алексеевны к администрации города Енисейска Красноярского края об установлении факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям,
УСТАНОВИЛ:
Петухова Л.А. обратилась в суд с иском администрации города Енисейска Красноярского края об установлении факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя требования тем, что с момента рождения длительное время до ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, однако документально подтвердить факт проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, поскольку домовые и похозяйственные книги до ДД.ММ.ГГГГ не сохранились в связи с пожаром. Однако истец фактически проживала в спорный период в <адрес>, работала там в магазине №, что подтверждается записями в трудовой книжке, а также соответствующей справкой из архива. Установление факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям необходим истцу для постановки на учет в администрации г. Енисейска в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (л.д. 3).
Истец – Петухова Л.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик – администрация города Енисейска Красноярского края, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется соответствующее заявление от представителя Стыжных Л.Г. о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений относительно заявленных требований не представлено (л.д. 50).
Третье лицо – администрация Чалбышевского сельсовета Енисейского района Красноярского края, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило. От главы сельсовета Бродникова А.В. в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Чалбышевского сельсовета Енисейского района Красноярского края, возражений относительно заявленных требований не представлено (л.д. 52).
С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) и мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения Петуховой Л.А., показания допрошенных свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с пунктом 9 главы II указанного Положения (в редакции, действующей на дату постановки истцов на учет) для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению № 1; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) справку о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; д) справку об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Петухова Л.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, и с момента рождения до ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала в указанном населенном пункте, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ проживала с супругом и детьми в <адрес>, затем вновь вернулась в <адрес>, где проживала до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства следует из пояснения истца, а также подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО7 и ФИО8, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, оснований не доверять которым у суда не имеется. Кроме того, в материалы дела представлены письменные показания указанных свидетелей, которые удостоверены специалистом администрации Чалбышевского сельсовета (л.д. 35,36).
Из дела также усматривается, что домовые и похозяйственные книги до ДД.ММ.ГГГГ в администрации Чалбышевского сельсовета <адрес> не сохранились, в связи с пожарами в сельской администрации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
По сведениям МКУ «Архив города Енисейска», Петухова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята заведующей магазином в магазин № д. <адрес> (л.д. 16), что также подтверждается записями в трудовой книжке на имя истца (л.д. 14-15).
Из представленных в материалы дела адресных справок следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> где фактически проживает до настоящего времени.
Как пояснила Петухова Л.А. в судебном заседании, в с <адрес> она проживала до ДД.ММ.ГГГГ, затем с семьей переехала для постоянного проживания в <адрес>.
Таким образом, судом достоверно установлено, что Петухова Л.А. в заявленный истцом период фактически проживала и осуществляла свою трудовую деятельность в <адрес>. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, в связи с чем вышеприведенные обстоятельства следует считать установленными.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12 Енисейский район Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно <адрес> входит в состав муниципального образования Енисейский район, а, следовательно, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для установления факта проживания Петуховой Л.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а именно в <адрес>, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петуховой Лидии Алексеевны удовлетворить.
Установить факт проживания Петуховой Лидии Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а именно в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Судья К.Г. Антоненко