К делу № <......>
УИД <......>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Брюховецкая 09 июня 2020 года.
Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Сыроватской Л.Н.,
секретаря судебного заседания Короткой Г.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокуратуры Брюховецкого района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Брюховецкого районного суда Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Культурно-досуговый центр «Радуга»» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействия коррупции,
У С Т А Н О В И Л:
Истец прокурор Брюховецкого района обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику, муниципальному бюджетному учреждению «Культурно-досуговый центр «Радуга»», указывая, что в ходе проведения проверки установлено, что в муниципальном бюджетном учреждении «Культурно - досуговый центр «Радуга»» (далее - МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»») ненадлежащим образом проводятся мероприятия по профилактике коррупции. В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые должны включать в себя следующие мероприятия: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Не принята рекомендуемая Методическими рекомендациями (раздел IV) антикоррупционная политика (положение об антикоррупционной деятельности либо положение о профилактике коррупции), которая представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. В нарушение ст. 57 ТК РФ, ст. 13.3 Федерального закона № 273 - ФЗ, Методических рекомендаций МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» не закреплены в трудовых договорах и должностных инструкциях работников обязанности по предупреждению и противодействию коррупции, в связи с чем, не определены конкретные лица, ответственные за профилактику коррупции в организации. В нарушение ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, Методических рекомендаций МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации. Проверкой установлено, что в нарушение ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, Методических рекомендаций МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» не утверждено положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в организации. Вопреки требованиям статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, Методических рекомендаций в организации отсутствует порядок уведомления работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений.
В нарушение статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, Методических рекомендаций в организации не урегулирован порядок сотрудничества работников с правоохранительными органами.
Кроме того, работники организации не информируются о формах взаимодействия с правоохранительными органами.
По указанным фактам прокуратурой района в адрес и.о. директора МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» внесено представление от 29.04.2020 № <......> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения, указанные в представлении прокуратуры района, не устранены.
На основании изложенного, представитель истца просит суд обязать муниципальное бюджетное учреждение «Культурно - досуговый центр «Радуга»» устранить в полном объёме допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции путём осуществления организационных мер по предупреждению коррупции, а именно:
-разработать и принять антикоррупционную политику (положение об антикоррупционной деятельности либо положение о профилактике коррупции) в организации;
определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
-разработать и утвердить положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в организации;
-разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации;
-разработать и принять порядок уведомления работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;
урегулировать порядок сотрудничества работников с правоохранительными органами;
-провести обучение и информирование работников муниципального бюджетного учреждения посредством ознакомления работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации, проведения обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции, организации индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
Представитель истца старший помощник прокуратуры Брюховецкого района ФИО1, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик директор муниципального бюджетного учреждения «Культурно - досуговый центр «Радуга»» ФИО2, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о согласии с исковыми требованиями и просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, а именно: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу пп. «а» и. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ профилактика коррупции определяется как деятельность по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения таких мер, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Статья 2 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 № 1798-КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае» предусматривает, что одним из основных направлений антикоррупционной политики является принятие законодательных и иных мер, направленных на активное участие граждан в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые должны включать в себя следующие мероприятия: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Также, примерный перечень антикоррупционных мероприятий установлен в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, размещенных на сайте Министерства труда и социальной защиты <......>
Вместе с тем, несмотря на придаваемую государством значимость проведения антикоррупционной работы, в МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» не организовано исполнение вышеназванных требований законодательства о противодействии коррупции.
На момент проверки не принята рекомендуемая Методическими рекомендациями (раздел IV) антикоррупционная политика (положение об антикоррупционной деятельности либо положение о профилактике коррупции), которая представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
Исходя из положений статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
В нарушение ст. 57 ТК РФ, ст. 13.3 Федерального закона № 273 - ФЗ, Методических рекомендаций МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» не закреплены в трудовых договорах и должностных инструкциях работников обязанности по предупреждению и противодействию коррупции, в связи с чем, не определены конкретные лица, ответственные за профилактику коррупции в организации.
В нарушение ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, Методических рекомендаций МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации.
Проверкой установлено, что в нарушение ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, Методических рекомендаций МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» не утверждено положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в организации.
Вопреки требованиям статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, Методических рекомендаций в организации отсутствует порядок уведомления работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений.
В нарушение статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, Методических рекомендаций в организации не урегулирован порядок сотрудничества работников с правоохранительными органами.
Кроме того, работники организации не информируются о формах взаимодействия с правоохранительными органами.
В ходе проверки МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» установлено, что не проводится консультирование и обучение работников организации антикоррупционным мероприятиям (в том числе по вопросам получения подарков, правилам служебного поведения при осуществлении проверок контролирующими (надзорными) органами; работникам не разъясняется уголовная ответственность по преступлениям в данной сфере (ст.ст. 159, 159.4, 201, 204 Уголовного кодекса РФ и т.д.).
Также, Методическими рекомендациями предусмотрены следующие формы обучения и информирования работников: ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации; проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции; организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» является администрация Новосельского сельского поселения Брюховецкого района. Основными и дополнительными видами деятельности учреждения являются деятельность библиотек и архивов, деятельность по чистке и уборке, деятельность органов местного самоуправления, организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
В силу ч.ч. 3, 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальное учреждение осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания и финансируется за счет субсидий, предоставляемых из бюджета.
Таким образом, МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» осуществляет свою деятельность за счет предоставляемых бюджетных средств и средств, получаемых от оказания платных услуг, что вызывает высокие коррупционные риски и требует обязательного принятия организационных мер по их предупреждению.
По указанным фактам прокуратурой района в адрес и.о. директора МБУ «Культурно - досуговый центр «Радуга»» внесено представление от 29.04.2020 № <......> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения, указанные в представлении прокуратуры района, не устранены.
Таким образом, доводы истца полностью подтверждаются надлежаще оформленными и предоставленными в суд письменными доказательствами.
При этом суд также принимает признание иска ответчиком, которое соответствует закону и не нарушает права и законные интересы других лиц; требования истца обоснованы, указанные им обстоятельства нашли подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения иска полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Культурно-досуговый центр «Радуга»» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействия коррупции, удовлетворить полностью.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Культурно - досуговый центр «Радуга»» устранить в полном объёме допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции путём осуществления организационных мер по предупреждению коррупции, а именно:
-разработать и принять антикоррупционную политику (положение об антикоррупционной деятельности либо положение о профилактике коррупции) в организации;
определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
-разработать и утвердить положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в организации;
-разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации;
-разработать и принять порядок уведомления работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;
урегулировать порядок сотрудничества работников с правоохранительными органами;
-провести обучение и информирование работников муниципального бюджетного учреждения посредством ознакомления работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации, проведения обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции, организации индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.06.2020 года.
Судья: Л.Н.Сыроватская