ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-550/2017 от 11.05.2018 Макарьевского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-58/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2018 года г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Борисова А.С.,

с участием заместителя прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппова Н.М.,

при секретаре Малушковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области об обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности,

установил:

Прокурор Макарьевского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в срок не позднее 4 месяцев после вступления в законную силу решения суда принять комплекс мер по государственной регистрации прав на муниципальное имущество – водонапорную башню, артезианскую скважину, сеть водоснабжения, расположенные в с. Усть-Нея, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего учет и содержание муниципальной собственности, установлено, что в реестр муниципального имущества Макарьевского муниципального района включены следующие объекты водоснабжения: водонапорная башня, артезианская скважина, водоснабжение, расположенные в с. Усть-Нея. Указанные объекты недвижимости являются муниципальным имуществом и подлежат обязательной государственной регистрации. В нарушение требований действующего законодательства администрацией Макарьевского муниципального района государственная регистрация права собственности на указанные объекты водоснабжения не осуществлена, действенных мер к осуществлению государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества администрацией не принималось. По данному факту прокурором района 31.10.2017 главе Макарьевского муниципального района внесено представление об устранении нарушений гражданского законодательства, законодательства, регулирующего учет и содержание муниципальной собственности. Отсутствие регистрации прав на объекты муниципального недвижимого имущества может повлечь ненадлежащее содержание указанных объектов и, как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц – получателей коммунальных услуг, оказываемых с использованием данных объектов, на получение указанных услуг ненадлежащего качества, а также создает препятствие к организации надлежащего противопожарного водоснабжения населенных пунктов, и, следовательно, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории указанных населенных пунктов. Кроме того, выявленные нарушения могут привести к неэффективному использованию муниципального имущества, существенным недостаткам при его эксплуатации, в том числе посредством противоправных действий заинтересованных лиц, и в конечном итоге, к выбытию объектов недвижимости из состава муниципальной собственности.

В ходе судебного разбирательства прокурор неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в срок не позднее 1 года с момента вступления в законную силу решения суда принять комплекс мер по государственной регистрации прав на муниципальное имущество: Артезианскую скважину, расположенную по адресу: <...> года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 193092 руб.; водопровод, расположенный по адресу: Костромская область, Макарьевский район, с. Усть-Нея, балансовой стоимостью 885626 руб.; водонапорную башню, расположенную по адресу: Костромская область, Макарьевский район, с. Усть-Нея, балансовой стоимостью 155173 руб.

В судебном заседании заместитель прокурора Филиппов Н.М. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика, по доверенности, ФИО1 полагала, что требования прокурора основаны на нормах действующего законодательства.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п.1 ч.1, ст.6, ч.1 ст.9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Решение указанных вопросов местного значения до 01.04.2018 в соответствии с ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч.1 ст.3 Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения», решения Собрания депутатов Макарьевского муниципального района от 28.11.2017 №88 «О принятии и передаче на 2018 год Макарьевскому району части полномочий поселений Макарьевского района» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих сельских поселений Макарьевского муниципального района.

Согласно п.1 ст.130, ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В силу п.п. 1, 3 ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация).

В силу ч.5 ст.1 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу положений, предусмотренных ч.6 ст.1 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания имущества несет собственник.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В судебном заседании установлено, что в реестр муниципального имущества администрации Макарьевского муниципального района включены следующие объекты водоснабжения: водонапорная башня, артезианская скважина, водоснабжение, расположенные в с.Усть-Нея.

Из приведенных выше норм права следует, что право на указанное недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

Отсутствие регистрации прав на объекты муниципального недвижимого имущества может повлечь ненадлежащее содержание указанных объектов и, как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц – получателей коммунальных услуг, оказываемых с использованием данных объектов, на получение указанных услуг надлежащего качества, а также создает препятствия к организации надлежащего противопожарного водоснабжения населенных пунктов, и, следовательно, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории указанных населенных пунктов.

Кроме того, выявленные нарушения могут привести к неэффективному использованию муниципального имущества, существенным недостаткам при его эксплуатации, в том числе посредством противоправных действий заинтересованных лиц, и, в конечном итоге, к выбытию объектов недвижимости из состава муниципальной собственности.

Указанные в исковом заявлении доводы нашли свое полное подтверждение в судебном заседании и являются обоснованными.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо зарегистрировать право собственности на них, суд считает необходимым возложить на администрацию Макарьевского муниципального района <адрес> обязанность в течение 1 года со дня вступления настоящего решения в законную силу принять комплекс мер по государственной регистрации прав на объекты водоснабжения: водонапорная башня, артезианская скважина, водоснабжение, расположенные в <адрес>

Суд считает указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.

Обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в срок не позднее 1 года с момента вступления в законную силу решения суда принять комплекс мер по государственной регистрации прав на муниципальное имущество:

- Артезианскую скважину, расположенную по адресу: <...> года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 193092 руб.;

- Водопровод, расположенный по адресу: Костромская область, Макарьевский район, с.Усть-Нея, балансовой стоимостью 885626 руб.;

- Водонапорную башню, расположенную по адресу: Костромская область, Макарьевский район, с. Усть-Нея, балансовой стоимостью 155173 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.С.Борисов

В окончательной форме решение принято 16.05.2018