дело № 2-550/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Кравченко О.Е.,
при секретаре Краузе А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности; по иску ФИО2 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в предоставлении в аренду земельного участка и возложении обязанности;
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском (в уточненной редакции) к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным действий ответчика по отказу № Е-4170 от 18.04.2017г. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером У в собственность бесплатно, в том числе просит возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность принять решение о предоставлении ей в собственность бесплатно спорного земельного участка площадью 1282 кв.м. на основании поданного ею заявления от 06.03.2017г. № Е-4170. Требования мотивируют тем, что она является многодетной матерью, следовательно имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка под ИЖС согласно Закона Красноярского края от 04.12.2008г. №7-2542. Кроме того ранее она обращалась с подобного рода заявлением ей было отказано, в результате чего в судебном порядке отказ был признан незаконным и предложено повторно рассмотреть заявление.
При повторном обращении согласно ответу № Е-4170 от 18.04.2017г основой отказа послужило утверждение об отсутствии подъезда к участку, и наличии ограничений в его использовании, в том числе наличии на нем береговой полосы водного объекта. Указанные выводы объективно ничем не подтверждены, кроме того, указанное обстоятельство по закону не является основанием для отказа в предоставлении участка. В связи с чем, просит признать отказ незаконным и возложить на ДМИиЗО администрации г. Красноярска обязанность принять решение о предоставлении в собственность бесплатно спорного земельного участка.
Кроме того, ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № о-2703 от 14.03.2017 г. об отказе в предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером У с местоположением: г. Красноярск Октябрьский район (зона Ж1) для индивидуального жилищного строительства, с возложением на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду ФИО2 земельного участка с кадастровым номером У для индивидуального жилищного строительства площадью 1282 кв.м.
В судебном заседании истица ФИО1 и ее представитель ФИО3 заявленные требования в уточненной редакции поддержали пояснив, что у ФИО1 имеется преимущественное право как у ранее обратившегося лица на предоставление спорного участка нежели чем у ФИО2, каких-либо законных оснований для отказа в данном случае не усматривается.
Представитель ФИО2 – ФИО4 (по доверенности) поддержала заявленные требования, при этом возражала против удовлетворений требований ФИО1 в части предоставления ей участка поскольку у ФИО2 в рамках социальной поддержки инвалидов имеется преимущественное внеочередное право на предоставление в аренду в целях улучшения ее жилищных условий спорного участка, поддерживая доводы изложенные в отзыве, также указывая, что водного объекта на испрашиваемом участке не находится.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х, будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не явился о причинах неявки суд не уведомил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства.
Представители третьих лиц - администрации г. Красноярска, Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Кадастровой палаты Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представили.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора Енисейское бассейновое водное управление представило письменное заявление в котором просила рассмотреть дело в их отсутствие, при этом указывало что государственный водный реестр не содержит информации но водном объекте ручье на участке с кадастровым номером 24:50:0100451:3662.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 30.11.2017) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.
Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления выписки из Единого государственного реестра недвижимости на испрашиваемый земельный участок принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Копия решения о предоставлении земельного участка направляется заявителю в течение 7 дней со дня его принятия с приложением выписки из Единого государственного реестра недвижимости. В течение 7 дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка иным заявителям направляется отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ …;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка …;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
Согласно ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (п. 2 ч. 8);
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (ч. 16).
Судом установлено, ФИО1, является многодетной матерью, что не оспаривалось стороной ответчика.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № Е-4170 от 18.04.2017г. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:3662 в собственность бесплатно ФИО1 было отказано.
Проверяя законность и обоснованность принятого Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска решения об отказе истцу в предоставлении участка, суд исходит из того, что основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска, перечислены в п. 18 Административного регламента, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 19.07.2013 № 156-р. Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
В отказе в предоставлении земельного участка в собственность ФИО1 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ссылается на наличие в пределах испрашиваемого участка водного объекта (ручей )
Между тем, ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих это обстоятельство, кроме того, в рамках направленного судом запроса Енисейское бассейновое водное управление сообщило, что Государственный водный реестр не содержит информации о водном объекте (ручье) на земельном участке с кадастровым номером У. Иная информация из государственного кадастра недвижимости о наличии сведений о зонах с особыми условиями использования также не предоставлена.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд, или имеются иные предусмотренные п. 18 Административного регламента обстоятельства, исключающие возможность передачи земельного участка в собственность граждан, ответчиком также не представлено.
Таким образом, отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска необоснован, в связи с чем, требование о признании его незаконным подлежит удовлетворению с возложением обязанности рассмотреть заявление истца повторно.
Кроме того, как следует из материалов дела, за предоставлением спорного земельного участка с кадастровым номером У помимо ФИО1 также обратилась ФИО2, являющаяся инвалидом 3 группы, нуждающейся в улучшении жилищный условий согласно данным Администрации Железнодорожного района, в соответствии с гарантиями представленными абз.14 пункта 17 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно ответу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО2 № О-2703 от 20.04.2017г. в предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером в аренду без проведения торгов также было отказано по причине нахождения в пределах испрашиваемого участка водного объекта (ручей ), при этом факт сам нуждаемости ФИО2 и соответствия как субъекта в соответствии с гарантиями представленными абз.14 пункта 17 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» был проверен ответчиком посредством направления межведомственного запроса и указанное обстоятельство до настоящего времени не оспаривалось.
Дав оценку оспариваемому решению, суд также находит отказ незаконным, по изложенным ранее основаниям, принимая во внимание, что обстоятельства изложенные ответчиком в ответе № О-2703 от 20.04.2017г. об отказе в предоставлении ФИО2 земельного участка с кадастровым номером У в аренду объективного подтверждения не нашли, опровергнуты сведениями из ГВР, доказательств своих доводов со стороны ответчик вопреки положений ст.56 ГПК РФ, в суд на момент рассмотрения дела по существу, не представил, из заключения кадастрового инженера ИП ФИО5 представленного в материалах дела следует, что земельный участок свободен от застройки, в связи с отсутствием иных обстоятельств для отказа в его предоставлении ФИО2, учитывая преимущественное внеочередное право на улучшение жилищных условий инвалидов, суд полагает ее исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах учитывая, что отказ ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 20.04.2017г. является незаконным, в силу чего в порядке восстановления нарушенного права ФИО2 на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном положениями действующего земельного законодательства, без проведения торгов.
Вместе с тем, суд также полагает необходимым указать, что в качестве восстановления нарушенного права ФИО1 на ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть ее заявление от 06.03.2017г. № Е-4170, поскольку порядок предоставления многодетным гражданам регламентированный главой 3.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предусматривает необходимость проверки очередности многодетных граждан поставленных на учет перед разрешением вопроса о предоставлении земельного участка прошедшего кадастровый учет, а на момент рассмотрения дела со стороны ФИО1 сведений о ее номере очереди и отсутствии иных претендующих многодетных граждан ранее обратившихся с аналогичным заявлением к ответчику, не приведено, следовательно, суд в данной части не имеет возможности достоверно определить наличие у истца первоочередного права на предоставление данного участка среди многодетных граждан, книга регистрации и формирование очередности представлений является обязанностью ответчика, в том числе необходимо дополнительно при повторном рассмотрении заявления ФИО1 проверить наличие (отсутствие) оснований, предусмотренных ст.29.6 Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 ( "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (подписан Губернатором Красноярского края 19.12.2008), в частности согласно которого может быть отказано в предоставлении испрашиваемого участка, если в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в случаях, установленных в статьях 29.3 - 29.5 настоящего Закона, подано заявление о предоставлении многодетным гражданином, поставленным на очередь на предоставление земельного участка ранее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 192-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № Е-4170 от 18.04.2017г. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером У в собственность бесплатно, возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 06.03.2017г. № Е-4170.
Исковые требования ФИО2 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в предоставлении в аренду земельного участка и возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № О-2703 от 20.04.2017г. об отказе в предоставлении ФИО2 земельного участка с кадастровым номером У в аренду.
Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению ФИО2 за №О-4989 о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Сторона, не присутствовавшая в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об его отмене в течение 7 дней со дня вручения копии указанного решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий: (подпись).
Копия верна.
Судья Кравченко О.Е.