Дело № 2-550/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года город Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Зацепилиной Е.В.,
при секретаре Вепринцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний суда гражданское дело по иску финансового управляющего ФИО1 ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о возврате излишне оплаченных страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Финансовый управляющий ФИО1 (далее - ФИО1, истец) ФИО2 (далее - истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, Управление, ответчик) о возврате излишне оплаченных страховых взносов, указав, что ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем. В 2014 году он оплатил налог в сумме (информация скрыта) и страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Согласно декларации за 2014 год, его доход составил (информация скрыта), расход – (информация скрыта), выручка – (информация скрыта) С суммы выручки рассчитывается фиксированный платеж, поскольку сумма в размере (информация скрыта) взносом не облагается. Поскольку ФИО1 должен был оплатить страховые взносы в размере (информация скрыта), оплатил (информация скрыта), сумма излишне оплаченных страховых взносов составила (информация скрыта) Поскольку ответчик обращение истца о возврате излишне уплаченных страховых взносов не исполнил, истец просил обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области возвратить ФИО1 излишне уплаченные взносы в размере (информация скрыта)
В судебном заседании истец заявленный иск дополнил, и поскольку переплата страховых взносов произошла и в 2015 году в сумме (информация скрыта), просил обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области возвратить ФИО1 излишне уплаченные взносы в размере (информация скрыта), произведя из перечисление в безналичном порядке по банковским реквизитам ФИО1
В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО4 заявленные требования поддержали.
На рассмотрение дела финансовый управляющий ФИО1 ФИО2 не явился.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ФИО5 просил оказать в удовлетворении заявленного иска, поскольку страховые взносы за 2014-2015 годы были фактически оплачены, поэтому оснований для их возврата не имеется.
В судебном заседании представитель третьего лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Орловской области (далее МРИФНС (номер обезличен) по Орловской области) ФИО6 при вынесении решения полагалась на усмотрение суда, указав, что при принятии ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области решения о возврате излишне уплаченных взносов и предъявлении его в МРИФНС (номер обезличен) по Орловской области оно будет исполнено.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в период с (дата обезличена). по (дата обезличена). ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем.
Решением арбитражного суда Орловской области от (дата обезличена) ФИО1 признан банкротом, финансовым управляющим утвержден ФИО2
Согласно налоговой декларации за 2014 года сумма доходов ИП ФИО1 составила (информация скрыта)
Согласно налоговой декларации за 2015 год сумма доходов ИП ФИО1 составила (информация скрыта)
С указанных сумм доходов истцом исчислены и уплачены страховые взносы за 2014 год в размере (информация скрыта), за 2015 год в размере (информация скрыта), о чем ответчиком указано в письме от (дата обезличена). (номер обезличен).
25.09.2017г. ФИО1 обратился в ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, исчисленных с сумм доходов от предпринимательской деятельности без учета произведенных расходов.
Письмом от (дата обезличена)(номер обезличен) Управление отказало в возврате уплаченных страховых взносов, сославшись на разъяснения ПФ РФ от (дата обезличена) № НП-30-26/2055 «О применении положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен)-П», согласно которым перерасчет обязательств по уплате страховых взносов, сформированных до (дата обезличена), в случае исполнения их в полном объеме по состоянию на (дата обезличена), производится только в судебном порядке.
Не согласившись с отказом в возврате излишне уплаченных страховых взносов, выраженным в письме от (дата обезличена)(номер обезличен), истец обратился в суд.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от (дата обезличена) №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Федеральный закон от (дата обезличена) №212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой являются плательщиками страховых взносов (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от (дата обезличена) № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Часть 1.1 указанной статьи устанавливает, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает (информация скрыта), - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает (информация скрыта), - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего (информация скрыта) за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч.1.2 ст.14 Федерального закона от (дата обезличена) №212-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от (дата обезличена) №336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с (дата обезличена) составлял (информация скрыта), с (дата обезличена) – (информация скрыта)
В силу п.п.1, 2 ч.2 ст.12 Федерального закона от (дата обезличена) №212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных п.2.1 настоящей части.
Из изложенного следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
В силу ч.ч.1,2 ст.18 Федерального закона от (дата обезличена) №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В ч.1 ст.16 Федерального закона от (дата обезличена) № 212-ФЗ указано, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика 6 страховых взносов, превышающего (информация скрыта) за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч.2 ст.16 Федерального закона от (дата обезличена) №212-ФЗ).
Часть 9 статьи 14 Федерального закона от (дата обезличена) №212-ФЗ устанавливает обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч.11 ст.14 Федерального закона от (дата обезличена) №212-ФЗ).
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен)-П взаимосвязанные положения п.1 ч.8 ст.14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст.227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в 7 соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен)-П вступило в силу (дата обезличена) (день официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru) и действует непосредственно.
В соответствии с п.2 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст.225 НК РФ.
В силу п.3 ст.210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Статьей 221 НК РФ предусмотрено, что при исчислении налоговой базы в соответствии с п.3 ст.210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют, в частности, налогоплательщики, указанные в п.1 ст.227 НК РФ - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций».
Согласно налоговой декларации по налогу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014 год общая сумма дохода истца составила (информация скрыта), сумма произведенных расходов – (информация скрыта), сумма полученных доходов – (информация скрыта)
Из налоговой декларации по налогу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год усматривается, что общая сумма дохода индивидуального предпринимателя составила (информация скрыта), сумма произведенных расходов – (информация скрыта), сумма полученных доходов – (информация скрыта)
Сумма страховых взносов исчислена и уплачена с доходов без учета произведенных заявителем расходов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление от (дата обезличена)(номер обезличен)-П.
В частности, базой для исчисления налога за 2014 году будет являться сумма в размере (информация скрыта) ((информация скрыта) – (информация скрыта)) х 1% = (информация скрыта)
Поскольку ИП ФИО1 оплачено (информация скрыта), переплата за 2014 год составит (информация скрыта) ((информация скрыта) – (информация скрыта))
В частности, базой для исчисления налога за 2015 году будет являться сумма в размере (информация скрыта) ((информация скрыта) – (информация скрыта)) х 1% = (информация скрыта)
Поскольку ИП ФИО1 оплачено (информация скрыта), переплата за 2015 год составит (информация скрыта) ((информация скрыта) – (информация скрыта))
Определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов за 2014, 2015 годы в завышенном размере и излишней их уплате в сумме (информация скрыта)
Математический расчет суммы страховых взносов в размере (информация скрыта) ответчиком и третьим лицом не оспаривался.
Суд полагает, что в рамках настоящего дела ответчик не доказал правомерность своих действий по невозврату излишне уплаченных страховых взносов, поскольку законодательно установленных ограничений для возврата излишне взысканных сумм в рассматриваемом случае не имеется.
В п.3 ч.1 ст.28 Федерального закона от (дата обезличена) № 212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно п.5 ч.3 ст.29 Федерального закона от (дата обезличена) № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Части 2, 3 статьи 27 Федерального закона от (дата обезличена) № 212-ФЗ предусматривают, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со ст.26 Федерального закона от (дата обезличена) № 212-ФЗ.
Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
Федеральный закон от (дата обезличена) № 212-ФЗ утратил силу с (дата обезличена) в связи с принятием Федерального закона от (дата обезличена) №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на 9 обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон от (дата обезличена) № 250-ФЗ).
Согласно ст. 20 Федерального закона от (дата обезличена) №250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до (дата обезличена), осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от (дата обезличена) №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до (дата обезличена), принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона от (дата обезличена) №250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из изложенного следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между территориальными органами ПФ и налоговыми органами произведено по дате - (дата обезличена), в законе не предусмотрена возможность споров между ПФ и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Таким образом, поскольку спорные страховые взносы уплачены за 2014, 2015 годы, то ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области обязано принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов и передать его в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по Орловской области, которая обязана его исполнить.
Ввиду изложенного, суд считает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2014-2015 годы в размере (информация скрыта) в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016г. (номер обезличен)- ФЗ и направить его в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по Орловской области.
Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере (информация скрыта)
Поскольку заявленный истцом иск удовлетворен, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в общей сумме (информация скрыта)
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования финансового управляющего ФИО1 ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о возврате излишне оплаченных страховых взносов – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в течение 10 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2014-2015 годы в размере (информация скрыта) по заявлению ФИО1 в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016г. № 250- ФЗ и направить его в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по Орловской области.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу финансового управляющего ФИО1 ФИО2 судебные расходы в сумме (информация скрыта).
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 19 мая 2018 года.
Судья Е.В. Зацепилина