РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 февраля 2022 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: судьи: Закирова В.Ф., при секретаре: Евдокимовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-550/2022 по иску Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ИП Сергеев Михаил Николаевич о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, прекращении противоправных действий, УСТАНОВИЛ: ТОО ЗПП «ЩИТ» обратилась в Автозаводский районный суд г.Тольятти Самарской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Сергеев Михаил Николаевич о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ было проведено мероприятие общественного контроля торгового предприятия ИП Сергеев Михаил Николаевич, расположенного по адресу: <адрес> По результатам общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей и правил торгового обслуживания, а именно: 1. В реализации находились и были реализованы некачественные товары, товары для детей, с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре от изготовителя/производителя (маркировка), обеспечивающей возможность их правильного выбора, с нарушением требований, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей», ТР № «О безопасности игрушек», ТР № «О безопасности легкой промышленности»: - машинка турбо желтого цвета по цене 75 рублей, - кукла пупс с соской по цене 175 рублей. На данную продукцию, предназначенную для детей, отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - мочалка банная по цене 85 рублей, товар находится в ассортименте, без индивидуальной упаковки. На данную продукцию отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. В реализации с ценником на витрине находятся: - влажные салфетки в ассортименте, в упаковке по 15 штук, «с ароматом цветов», «с экстрактом ромашки», «с ароматом малины» по цене 15 рублей, производитель ООО «АКАМА» <адрес>, срок годности 2 года с даты изготовления, дата изготовления отсутствует. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. 2. Отсутствуют ценники на реализуемые товары, оформленные должным образом: с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара в рублях. 3. ККТ на торговой точке имеется. При расчете с потребителем ККТ не применялся. По просьбе потребителя продавцом был предоставлен товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем продукции с наименованием организации, реализовавшей вышеперечисленную продукцию. Факт выявленных нарушений оформлен актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей № от ДД.ММ.ГГГГ. Была осуществлена фото-, видеосъемка. В Книге отзывов и предложений представителями ТОО ЗПП «Щит» сделана запись. Мероприятие по общественному контролю проводилось в присутствии продавца на торговой точке ФИО3, у которой были запрошены кассовый чек о покупке, маркировка с информацией от изготовителя/ производителя на реализованные товары. Также продавцу были озвучены выявленные нарушения, товар был осмотрен в ее присутствии, продавцу было предложено ознакомиться с актом, поставить свою подпись, написать замечания, дополнения, возражения, если таковые имеются. Возврат некачественного товара и денежных средств продавцом произведен, копия акта продавцу предоставлена, что подтверждается подписью в акте № от ДД.ММ.ГГГГ представителей ТОО ЗПП «Щит»: ФИО4 и ФИО5, товарным чеком о возврате, видеозаписью от ДД.ММ.ГГГГ. В исковом заявлении истец просит суд: 1. Признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по факту: - реализации (продажи) некачественного товара (товаров для детей) с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре от изготовителя/производителя (маркировка/маркировочный ярлык), обеспечивающей возможность их правильного выбора, качество и безопасность, с нарушением требований, предусмотренных: ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 Закона РФ «О Защите прав потребителей», TP № «О безопасности игрушек», ст. 3, п. 1. ст. 9 TP №«О безопасности легкой промышленности»: - машинка турбо желтого цвета по цене 75 рублей, - кукла пупс с соской по цене 175 рублей. На данную продукцию, предназначенную для детей, отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - мочалка банная по цене 85 рублей, товар находится в ассортименте, без индивидуальной упаковки. На данную продукцию отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - влажные салфетки в ассортименте, в упаковке по 15 штук, «с ароматом цветов», «с экстрактом ромашки», «с ароматом малины» по цене 15 рублей, производитель ООО «АКАМА» <адрес>, срок годности 2 года с даты изготовления, дата изготовления отсутствует. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - отсутствия ценников на реализуемую продукцию, оформленных должным образом: с указанием наименования товара, цены в рублях, с нарушением требований, установленных п.3 «Правил продажи товаров по договору розничной купли- продажи», ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; - осуществления деятельности без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.9. «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи». 2. Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту: - реализации (продажи) некачественного товара (товаров для детей) с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре от изготовителя/производителя (маркировка/маркировочный ярлык), обеспечивающей возможность их правильного выбора, качество и безопасность, с нарушением требований, предусмотренных: ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 Закона РФ «О Защите прав потребителей», TP № «О безопасности игрушек», ст. 3, п. 1. ст. 9 TP №«О безопасности легкой промышленности»: - машинка турбо желтого цвета по цене 75 рублей, - кукла пупс с соской по цене 175 рублей. На данную продукцию, предназначенную для детей, отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - мочалка банная по цене 85 рублей, товар находится в ассортименте, без индивидуальной упаковки. На данную продукцию отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - влажные салфетки в ассортименте, в упаковке по 15 штук, «с ароматом цветов», «с экстрактом ромашки», «с ароматом малины» по цене 15 рублей, производитель ООО «АКАМА» <адрес>, срок годности 2 года с даты изготовления, дата изготовления отсутствует. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - отсутствия ценников на реализуемую продукцию, оформленных должным образом: с указанием наименования товара, цены в рублях, с нарушением требований, установленных п.3 «Правил продажи товаров по договору розничной купли- продажи», ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; - осуществления деятельности без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.9. «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи». 3. Обязать ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда, в полном объеме, в течение 10 дней, с момента вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста в печатном издании средств СМИ <адрес> и уведомить истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения). Предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: http://sudebnik-tlt.ru за счет ответчика, с взысканием с него убытков (расходов) в размере стоимости публикации, в случае неисполнения ответчиком решения суда. Представитель истца в судебное заседание не явилась, о причине неявки не сообщила, о дне и месте судебного заседания извещена. Ответчик ИП Сергеев М.Н. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Суд, выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает иск обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: - осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом, - обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). В силу п. 1 ст. 46 указанного Закона, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга лиц потребителей. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ№ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), имеющими статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), могут быть заявлены требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона). ТОО ЗПП «ЩИТ» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, о чем Министерством юстиции выдано соответствующее свидетельство. На основании ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Согласно ст. 4 закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуги), продавец (изготовитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. В целях защиты жизни и (или) здоровья человека; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защиты окружающей среды. Принят технический регламент TP № «О безопасности пищевой продукции», объектами регулирования которого являются пищевая продукция и связанные с требованиями к ней процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, специализированная пищевая продукция (пищевая продукция для детского питания, для диетического питания), тонизирующие напитки, БАДы. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей»потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о продавце (исполнителе, изготовителе) и реализуемых им товарах. Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей на русском языке способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей. Единые обязательные для применения и исполнения, а также для обеспечения свободного перемещения игрушек, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, требования к игрушкам устанавливает Технический регламент Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек» № от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями решениями Коллегии ЕЭК № и №, Советом ЕЭК №). Согласно п.3 ст. 1 регламента, эти требования установлены в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности. В соответствии со ст. 5 TP № «маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра, и для идентификации. Она должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости). В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки, включают: комплектность (для наборов), правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке. Маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, выполняются на русском языке». Согласно ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о реализуемых товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме на русском языке при заключении договора купли-продажи. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке», запрещается продажа на территории РФ импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Информация о таких товарах должна содержать следующие сведения на русском языке: наименование товара; наименование страны, фирмы-изготовителя; назначение (область использования), основные свойства и характеристики; правила и условия эффективного и безопасного использования; иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи и должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. В соответствии с п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, информация о наименовании товара, его сорте и цене, за вес или единицу товара доводится до потребителя на четко и единообразно оформленных ценниках. В пункте 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических липе. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации. Согласно п.15 Правил продажи отдельных видов товаров, «объем обязательной информации о товаре, его изготовителе и продавце, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, упаковке, этикетке, ярлыке), должен соответствовать требованиям федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации». В статье 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, транспортировки, хранения и реализации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными. Пункт 4 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям. Согласно п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1007, от ДД.ММ.ГГГГ N 1465). Согласно п. 1 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР №), принятого решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N 876, маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в результате выездной проверки по общественному контролю за соблюдением прав потребителей ИП Сергеев М.Н. в торговом предприятии, принадлежащим ИП Сергеев М.Н., расположенном по адресу: <адрес>, членами ТОО ЗПП «ЩИТ» были выявлены нарушения прав потребителей в сфере торговли и услуг. Проверка деятельности ИП Сергеев М.Н. была проведена на основании поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного работникам ТОО ЗПП «ЩИТ» председателем правления ФИО7 В силу ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», при осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) лишь представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом. Указанный запрет является единственным законодательно закрепленным при совершении общественными объединениями действий по контролю за соблюдением прав потребителей. Между тем, осуществление общественного контроля в совокупности с законодательными полномочиями истца по обращению в суд с исками о признании действий изготовителя (продавца) противоправными и о прекращении таких действий, предполагает необходимость оформления результатов общественного контроля (проверки) итоговым документом – актом, информационным листом, фиксирующим содержание мероприятия общественного контроля и выявленные нарушения (результаты). В качестве такого документа истцом представлен акт о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей, в соответствии с которым были выявлены следующие нарушения: 1. В реализации находились, и были реализованы некачественные товары, товары для детей с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре от изготовителя/производителя (маркировка), обеспечивающей возможность их правильного выбора: - машинка турбо желтого цвета по цене 75 рублей, - кукла пупс с соской по цене 175 рублей. На данную продукцию, предназначенную для детей, отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - мочалка банная по цене 85 рублей, товар находится в ассортименте, без индивидуальной упаковки. На данную продукцию отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. В реализации с ценником на витрине находятся: - влажные салфетки в ассортименте, в упаковке по 15 штук, «с ароматом цветов», «с экстрактом ромашки», «с ароматом малины» по цене 15 рублей, производитель ООО «АКАМА» <адрес>, срок годности 2 года с даты изготовления, дата изготовления отсутствует. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. 2. Отсутствие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара в рублях. 3. ККТ на торговой точке имеется. При расчете с потребителем ККТ не применялся. По просьбе потребителя продавцом был предоставлен товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем продукции с наименованием организации, реализовавшей вышеперечисленную продукцию. Акт составлен в присутствии продавца магазина ФИО3, которая от подписи отказалась. Указанные нарушения также подтверждаются фото- и видеоматериалами. Согласно п. 11 Постановления правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителя, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать все сведения о товаре. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. Таким образом, суд приходит к выводу о том, ответчик допустил нарушение ст.ст. 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей», запрещающей продажу товаров по истечении срока годности, обязывающих продавца предоставить информацию о наименовании товара, полную и достоверную информацию о товаре, его наименовании и документ, удостоверяющий качество и безопасность детского товара: наименование товара, в связи с чем, данные требования подлежат удовлетворению. Пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. Пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» предусмотрено, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом. В силу пункта 2 названной статьи при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты). Согласно п. 2, 6 ст. 1.2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона), в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 1, 3, 6 ст. 4.7 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, содержат с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи следующие обязательные реквизиты: наименование документа; порядковый номер за смену; дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях – адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах – наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети «Интернет» - адрес сайта пользователя); наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя – пользователя; идентификационный номер налогоплательщика пользователя; применяемая при расчете система налогообложения; признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) – приход. возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) – расход. получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода); наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость); сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость); форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке; должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет»); регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа; адрес сайта уполномоченного органа в сети «Интернет», на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака; абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети «Интернет», на котором такой документ может быть получен; адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме; порядковый номер фискального документа; номер смены; фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных); QR-код. Учитывая вышеизложенное, суд считает, требования истца об обязании ответчика прекратить противоправные действия по вышеперечисленным нарушениям подлежащими удовлетворению. Статья 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что при удовлетворении иска общественной организации суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Закон в данном случае не конкретизирует способ доведения решения суда до сведения потребителей, а исходя из смысла вышеуказанной нормы, ее целью является доведение сведений о факте нарушения со стороны торгующей организации до максимально широкого круга потребителей, суд считает возможным обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу любым общедоступным способом на его усмотрение и уведомить ТОО ЗПП «ЩИТ»о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения), поскольку данный способ доведения информации до потребителя о выявленном нарушении и принятом по нему решению суда, по мнению суда, будет наиболее действенным для нарушителя с целью устранения нарушений в дальнейшем и соответствует требованиям ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей». В то же время, исковые требования истца о предоставлении ТОО ЗПП «ЩИТ» права довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: http://sudebnik-tlt/.ru/ за счет ответчика, с взысканием с него убытков (расходов) в размере стоимости публикации, по мнению суда, удовлетворению не подлежат. Так, со стороны истца не представлено суду доказательств, обосновывающих размер расходов, которые могут быть возложены на ответчика в этом случае, а, следовательно, суду не представляется возможным установить их соразмерность, в целях недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения другой стороны. Учитывая то обстоятельство, что в силу требований ст. 89 ГПК РФ, ч. 3 ст. 17 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», ст. 33336 НК РФ, истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, то возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела должно осуществляться по правилам ст. 103 ГПК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд – Решил: Исковые требованияТольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ИП Сергеев Михаил Николаевич о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, прекращении противоправных действий – удовлетворить частично. 1. Признать противоправными действия ИП Сергеев Михаил Николаевич в отношении неопределенного круга потребителей по факту: - реализации (продажи) некачественного товара (товаров для детей) с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре от изготовителя/производителя (маркировка/маркировочный ярлык), обеспечивающей возможность их правильного выбора, качество и безопасность, с нарушением требований, предусмотренных: ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 Закона РФ «О Защите прав потребителей», TP № «О безопасности игрушек», ст. 3, п. 1. ст. 9 TP №«О безопасности легкой промышленности»: - машинка турбо желтого цвета по цене 75 рублей, - кукла пупс с соской по цене 175 рублей. На данную продукцию, предназначенную для детей, отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - мочалка банная по цене 85 рублей, товар находится в ассортименте, без индивидуальной упаковки. На данную продукцию отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - влажные салфетки в ассортименте, в упаковке по 15 штук, «с ароматом цветов», «с экстрактом ромашки», «с ароматом малины» по цене 15 рублей, производитель ООО «АКАМА» <адрес>, срок годности 2 года с даты изготовления, дата изготовления отсутствует. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - отсутствия ценников на реализуемую продукцию, оформленных должным образом: с указанием наименования товара, цены в рублях, с нарушением требований, установленных п.3 «Правил продажи товаров по договору розничной купли- продажи», ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; - осуществления деятельности без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.9. «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи». 2. Обязать ИП Сергеев Михаил Николаевич прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту: - реализации (продажи) некачественного товара (товаров для детей) с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре от изготовителя/производителя (маркировка/маркировочный ярлык), обеспечивающей возможность их правильного выбора, качество и безопасность, с нарушением требований, предусмотренных: ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 Закона РФ «О Защите прав потребителей», TP № «О безопасности игрушек», ст. 3, п. 1. ст. 9 TP №«О безопасности легкой промышленности»: - машинка турбо желтого цвета по цене 75 рублей, - кукла пупс с соской по цене 175 рублей. На данную продукцию, предназначенную для детей, отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - мочалка банная по цене 85 рублей, товар находится в ассортименте, без индивидуальной упаковки. На данную продукцию отсутствует и не предоставлена маркировка/маркировочный ярлык от изготовителя с обязательной информацией: страна изготовления, наименование фирмы изготовителя и юридический адрес, состав, возрастная категория, знак ЕАС, срок годности/срок службы, дата изготовления. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - влажные салфетки в ассортименте, в упаковке по 15 штук, «с ароматом цветов», «с экстрактом ромашки», «с ароматом малины» по цене 15 рублей, производитель ООО «АКАМА» <адрес>, срок годности 2 года с даты изготовления, дата изготовления отсутствует. В связи с отсутствием данной информации невозможно установить конечный срок реализации. - отсутствия ценников на реализуемую продукцию, оформленных должным образом: с указанием наименования товара, цены в рублях, с нарушением требований, установленных п.3 «Правил продажи товаров по договору розничной купли- продажи», ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; - осуществления деятельности без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.9. «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи». 3. Обязать ИП Сергеев Михаил Николаевич довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста через средства массовой информации или иным общедоступным способом на его усмотрение. В остальной части исковых требований – отказать. Взыскать с ИП Сергеев Михаил Николаевич в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области. Мотивированное решение изготовлено – 08.02.2022 года, является подлинным.
|