ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5519/13 от 13.12.2013 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-5519/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи      13 декабря 2013 года   

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.

при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,

рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления, выразившегося в отказе издания распоряжения о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Центральный районный суд города Сочи с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления, выразившегося в отказе издания распоряжения о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания.

В заявлении ФИО1 просила: признать незаконным действия (бездействия) заинтересованного лица администрации города Сочи, выразившееся в отказе издания распоряжения о признании жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания; признать садовый дом литер А общей площадью 45,6 кв.м., расположенный по адресу: город Сочи, <адрес>, жилым строением пригодным для постоянного проживания.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала на то, что является собственником садового дома (назначение нежилое), общей площадью 45,6 кв.м., в котором она постоянно проживает, оплачивает налоги, сборы, коммунальные платежи. 13.12.2012 года ФИО1 подано заявление о признании садового дома пригодным для постоянного проживания с приложенными к нему необходимыми документами в городскую межведомственную комиссию по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования город-курорт Сочи заявителем. 12.08.2013 года департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи сообщил заявителю ФИО1, что заключением городская межведомственная комиссия по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования город-курорт Сочи садовый дом общей площадью 45,6 кв.м. в садоводческом товариществе «Труд-1» по улице Краснодонская в Центральном районе города Сочи признан пригодным для постоянного проживания. Однако правовое управление администрации города Сочи отклонило согласование проекта распоряжения о признании садового дома пригодным для проживания и администрация города Сочи не издала его, в связи с тем, что в свидетельстве о государственной регистрации права 23-АИ № назначение садового дома нежилое. Как указала в заявлении ФИО1, специалист департамента архитектуры пояснил ей, что нужно внести изменение в свидетельство о государственной регистрации права собственности и изменить назначение с «нежилого» на «жилое». Для этого нужно подать декларацию об объекте недвижимого имущества в управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Так как специалист управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отказался принять у ФИО1 декларацию об объекте недвижимого имущества для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации права, 16.09.2013 года заявитель ФИО1 подала в управление Федеральной службы заявление с просьбой разъяснить какие именно нужны документы для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации права на садовый дом с назначения «нежилое» на назначение «жилое». Как пояснила ФИО1 письмом № от 16.10.2013 года управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ей отказано в изменении свидетельства о государственной регистрации права на основании декларации об объекте недвижимого имущества, и разъяснена необходимость пройти процедуру предусмотренную Постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 29.12.2009 года № №. ФИО1 считает действия (бездействия) администрации города Сочи нарушают её законные права и интересы.

В порядке ст. 39 ГПК РФ, ФИО1 представила заявление об уточнении заявленных требований, в котором уточнила требования и просила: признать незаконным действия (бездействия) заинтересованного лица администрации города Сочи, выразившиеся в отказе издания распоряжения о признании жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания; обязать администрацию города Сочи Краснодарского края издать распоряжение о признании пригодным для постоянного проживания садового дома общей площадью 45,6 кв.м., расположенного в садовом товариществе «Труд-1» по <адрес> в Центральном районе города Сочи (регистрационный адрес: город Сочи, Центральный район, <адрес>), принадлежащий на праве собственности ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю).

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности № 23 № от 05.11.2013 года, поддержала доводы, изложенные в заявлении, просила заявленные требования с учетом уточнения, по основаниям, изложенным в заявлении, удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – администрации города Сочи – ФИО3, действующий на основании доверенности № 07-02-45/187 от 12.07.2013 года, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.

Заинтересованное лицо – Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края, о дне, месте и времени назначенного судебного заседания, извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, рассмотреть дело в его отсутствие не просило, представителя для участия в рассмотрении дела не направило.

Согласно ст. 257 ГПК РФ, заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

При таких обстоятельствах, в порядке ст. 257 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие заинтересованного лица – Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, в силу статьи 255 ГПК РФ, признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том, случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником садового дома, назначение: нежилое, общей площадью 45,6 кв.м., инвентарный номер: №, Литер А, расположенного по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ года.

Также в судебном заседании установлено, что ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 605 кв.м., расположенный по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>,), на котором находится принадлежащий ФИО1 садовый дом (свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок серии 23-АИ № от ДД.ММ.ГГГГ года).

Садовый дом № №, расположенный по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>, используется заявителем как жилое помещение.

10.10.2012 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» дано экспертное заключение № по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Согласно выводам указанного экспертного заключения № от 10.10.2012 года, садовый дом, расположенный в городе Сочи, Центральный район, <адрес>, общей площадью дома – 45,6 кв.м., в том числе жилой площадью 28,1 кв.м. (жилые комнаты №№ 1, 3) соответствует требованиям санитарных норм и правил: СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности», и может быть переведен в разряд индивидуального жилого дома.

12.11.2012 года Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи дано заключение № Ц/75и-12 о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания. Согласно выводам заключения № Ц/75и-12 от 12.11.2012 года, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, рассмотрев представленные ФИО1 материалы и учитывая наличие положительных заключений заинтересованных организаций города, считает возможным признать жилое строение пригодным для постоянного проживания, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № в с/т «Труд-1», участок № (присвоен регистрационный адрес: Центральный, <адрес>, при условии оформления правовых документов в установленном законом порядке.

13.12.2012 года ФИО1 подано заявление о признании принадлежащего ей садового дома пригодным для постоянного проживания в городскую межведомственную комиссию по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования город-курорт Сочи заявителем.

12.08.2013 года Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи было сообщено заявителю ФИО1, что заключением городская межведомственная комиссия по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования город-курорт Сочи садовый дом общей площадью 45,6 кв.м. в садоводческом товариществе «Труд-1» по <адрес> в Центральном районе города Сочи признан пригодным для постоянного проживания. Однако, проекта распоряжения «О признании жилого строения в садоводческом товариществе «Труд-1», <адрес> в Центральном районе города Сочи пригодным для проживания» отклонен от согласования правовым управлением администрации города Сочи, в связи с тем, что в свидетельстве о государственной регистрации права на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ 23-АИ № 373042, назначение объекта права указано как - нежилое.

Вместе с тем, письмом № от 16.10.2013 года, Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю Центрального района города Сочи, в ответ на обращение, ФИО1 разъяснено следующее. Государственная регистрация права на дом проведена 30.05.2007 года на основании заполненной ФИО1 декларации об объекте недвижимого имущества. В декларации было указано назначение объекта - нежилое. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 года № 447 была утверждена новая форма декларации об объекте недвижимого имущества предназначенная для регистрации прав на объекты, не требующие получения разрешения на строительство. Новая форма декларации начала действовать с 26.01.2010 года. Таким образом, признание садового дома, принадлежащего ФИО1, пригодного для постоянного проживания возможно в соответствии с процедурой предусмотренной Постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление от 29.12.2009 года № 1185.

Распоряжением администрации города Сочи от 17.05.2010 года № 270-р (в редакции от 17.12.2012 года № № «О составе городской межведомственной комиссии по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования город-курорт Сочи» утвержден состав городской межведомственной комиссии по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания.

Как следует из материалов гражданского дела, всеми членами комиссии подписано заключение о признании садового дома, расположенного по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>, пригодным для проживания, в том числе и начальником правового управления администрации город Сочи.

В соответствии с п. 3.3 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 года № 1185 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания», процедура проведения оценки соответствия жилого строения установленным требованиям включает определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое строение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого строения.

Согласно п. 3.9. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 года № 1185 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания», на основании полученного заключения администрация города Сочи издает распоряжение о признании жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления, выразившегося в отказе издания распоряжения о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания является законным и обоснованным, а потому, подлежащим удовлетворению, поскольку в порядке, установленном Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 года № № «Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания», администрацией города Сочи не было издано распоряжение о признании садового дома, расположенного по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>, квартал застройки с/т «Труд-1», <адрес>, принадлежащего ФИО1, пригодным либо непригодным для постоянного проживания.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Однако, администрацией города Сочи не представлено суду доказательств законности оснований для отказа в издании распоряжения о признании садового дома, принадлежащего ФИО1, пригодным для постоянного проживания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления, выразившегося в отказе издания распоряжения о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания - удовлетворить.

Признать незаконным действия (бездействия) заинтересованного лица администрации города Сочи, выразившиеся в отказе издания распоряжения о признании жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Обязать администрацию города Сочи Краснодарского края издать распоряжение о признании пригодным для постоянного проживания садового дома общей площадью 45,6 кв.м., расположенного в садовом товариществе «Труд-1» по <адрес> в Центральном районе города Сочи (регистрационный адрес: город Сочи, Центральный район, <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права серии №, выданное 18.12.2010 года управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю).

На решение сторонами и лицами, участвовавшими в рассмотрении и разрешении дела, могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд города Сочи в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья     Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда составлено 18 декабря 2013 года.

«Согласовано»