ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5519/2015 от 03.11.2015 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

дело № 2-5519/2015

Решение

Именем Российской Федерации

03 ноября 2015 г. г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Шенгель Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации г. Омска о понуждении к проведению личного приема мэром города Омска,

Установил:

ФИО2 обратился в суд с указанным выше иском, полагая нарушенными свои права на рассмотрение своего обращения по поводу наличия в <адрес>, которое он хотел донести на личном приеме Мэра г. Омска. Указывает, что между домами <адрес> перенесли мусорную площадку, загородили проезд между домами, построили капительные гаражи, земельный участок обнесли забором. Разрешительные документы на землю оформлены на улицу <адрес>, а фактически это <адрес>. Он был записан на личный прием к Мэру, но его принял заместитель Мэра ФИО1, который пояснил ему, что улица <адрес> в <адрес> есть. Со ссылкой на положения ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" просит обязать Мэра г. Омска провести личный прием для выяснения наличия либо отсутствия в г. Омске улицы <адрес>.

ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО4, действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал, представил письменный отзыв на иск. Дополнительно пояснил, что ФИО1 является заместителем Мэра г. Омска и курирует вопросы гражданской обороны, мобилизационной подготовки, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ содержало ряд вопросов, в том числе и нарушение правил пожарной безопасности в связи с переносом санитарной установки. С учетом распределения обязанностей и действующей структуры, рассмотрение обращения истца было поручено заместителю ФИО1, что не противоречит требованиям правовых актов, регулирующих порядок рассмотрения обращения граждан. По обращению истца ответ дан в установленные сроки и в полном объеме. Просит в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 ст. 9); указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5); ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10).

Срок рассмотрения письменных обращений граждан, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, предусмотрен ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ и составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Таким образом, порядок приема устанавливается регламентом органов государственной власти.

Постановлением Администрации города Омска от 07.02.2013 N 121-п утвержден Порядок организации работы с обращениями граждан в Администрации города Омска.

Согласно п. 3 Порядка, рассмотрению подлежат обращения, поступившие в администрацию города Омска в письменной форме или в форме электронного документа, а также устные обращения, в том числе доставленные гражданами лично; поступившие по почте; направленные по информационным системам общего пользования; принятые руководителями на встречах с населением, во время проведения личного приема граждан руководителями; принятые во время проведения телевизионных передач и радиопередач с участием руководителей; поступившие по "Телефону доверия мэра города Омска.

Обращения граждан рассматривают руководители администрации города Омска (мэр города Омска, первый заместитель и заместители мэра города Омска), руководители структурных подразделений (далее - руководитель). При этом в ходе рассмотрения обращения руководитель дает соответствующие поручения и определяет срок исполнения поручения; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает решения в соответствии с действующим законодательством о продлении срока рассмотрения обращения и списании обращения в дело; совершает иные действия в соответствии с действующим законодательством (п. 2, 4 Порядка).

В соответствии с положениями п. 42, 49 Порядка письменные обращения регистрируются в системе электронного документооборота и делопроизводства администрации города Омска (далее - СЭДД) в течение трех рабочих дней с даты их поступления. На письменное обращение после прочтения создается регистрационно-контрольная карточка, формулируются содержащиеся в обращении вопросы, определяется тематика и руководитель, к компетенции которого относится его рассмотрение. Регистрационно-контрольная карточка утверждается руководителем подразделения по работе с обращениями граждан.

Зарегистрированные обращения на бумажном носителе не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации обращений, передаются советнику (иному уполномоченному лицу) руководителя для организации последующих действий по рассмотрению обращений. Передача обращений осуществляется под роспись с фиксацией необходимых сведений в журнале рассылки обращений граждан руководителям, структурным подразделениям. Регистрационно-контрольная карточка, содержащая вопросы, относящиеся к компетенции нескольких руководителей, направляется на рассмотрение мэру города Омска (п. 53, 54 Порядка).

Вопросы организации и проведения личного приема граждан в администрации г. Омска регулируются п. 7 - 29 Порядка организации работы с обращениями граждан в Администрации г. Омска, согласно которым личный прием руководителя осуществляется в соответствии с графиком, который разрабатывается на предстоящий год управлением по работе с обращениями граждан, подразделением по работе с обращениями граждан (ответственным лицом) и представляется на утверждение мэру города Омска или соответствующему руководителю структурного подразделения до 31 декабря текущего года.

График на предстоящий год размещается в помещениях администрации города Омска, структурных подразделений в доступных для ознакомления местах и содержит следующие сведения: должность, фамилию, имя, отчество руководителя, периодичность, время и место (адрес) проведения приема.

В соответствии с п. 16 Порядка запись граждан на личный прием осуществляется управлением по работе с обращениями граждан, подразделением по работе с обращениями граждан (ответственным лицом) в соответствии с утвержденным на текущий год графиком и режимом работы. Решение о записи гражданина на личный прием принимается по согласованию с советником (иным уполномоченным лицом) руководителя (при необходимости) и по результатам рассмотрения письменных обращений граждан.

Список граждан на личный прием формируется управлением по работе с обращениями граждан, подразделением по работе с обращениями граждан (ответственным лицом), исходя из даты письменного или устного обращения гражданина о записи на личный прием, который не позднее трех рабочих дней до наступления даты проведения личного приема направляется руководителю (п. 19 Порядка).

Список содержит фамилию, имя, отчество и должность руководителя; место и время проведения личного приема; фамилию, имя, отчество граждан, внесенных в список, с указанием очередности каждого; сведения о месте жительства (почтовом адресе), номере телефона (при наличии) гражданина; содержание вопросов обращения.

В список включаются сведения о присутствующих и приглашенных на прием должностных лицах (фамилия, имя, отчество, должность), кандидатуры, которых определяет руководитель, организующий личный прием (п. 20 Порядка).

Согласно п. 23 Порядка приглашение граждан осуществляется специалистами управления по работе с обращениями граждан, подразделением по работе с обращениями граждан (ответственным лицом) по телефону, при этом сообщается дата, время и место проведения личного приема.

В соответствии с п. 24 Порядка в системе электронного документооборота и делопроизводства администрации города Омска создается регистрационно-контрольная карточка и распечатывается карточка личного приема на бумажном носителе

Личный прием осуществляется в порядке очередности и по предъявлению гражданами документа, удостоверяющего личность (п. 26 Порядка).

Распоряжением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 431-р "Об утверждении графика личного приема граждан руководителями Администрации города Омска на 2015 год" определено, что запись граждан на личный прием к руководителям Администрации города Омска производится ежедневно с 9 до 13 часов (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) по адресу: <адрес>. Личный прием граждан руководителями Администрации города Омска осуществляется по адресу: <адрес>. Данным распоряжением утвержден график личного приема граждан руководителями Администрации г. Омска, в частности время приема Мэра г. Омска определено как третий четверг каждого месяца с 15 до 18 часов, время приема заместителя Мэра города Омска, управляющий делами Администрации города Омска - третья среда каждого месяца с 15 до 18 часов.

Вопросы распределения обязанностей между Мэром города Омска, первыми заместителями Мэра города Омска и заместителями Мэра города Омска регламентируются распоряжением Администрации города Омска от 31.08.2012 N 308-р "О распределении обязанностей между Мэром города Омска, первыми заместителями Мэра города Омска и заместителями Мэра города Омска". ФИО1 - заместитель Мэра города Омска, управляющий делами Администрации города Омска - непосредственно исполняет полномочия, возложенные на управление делами Администрации города Омска, ведет в том числе вопросы гражданской обороны, мобилизационной подготовки, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к Мэру г. Омска обратился ФИО2, просил назначить личный прием для выяснения наличия или отсутствия в г. Омске улицы <адрес> (л.д. 47, 9). Из обращений также следует, что Министерство экономического развития России считает, что такой улицы в городе нет, но должностные лица нарушают права гражданина. В обращении заявитель выражает несогласие с переносом мусорной площадки, строительством капитальных гаражей.

Согласно регистрационно-контрольной карточки учета письменного обращения от ДД.ММ.ГГГГ обращению от ДД.ММ.ГГГГ присвоен регистрационный номер .

Согласно регистрационно-контрольной карточки учета письменного обращения от ДД.ММ.ГГГГ обращению от ДД.ММ.ГГГГ присвоен регистрационный номер . Дана резолюция записать заявителя на личный прием заместителя Мэра г. Омска, управляющего делами Администрации г. Омска ФИО1, проинформировать гражданина о записи на личный прием. Должностным лицам указано о подготовке необходимой информации.

В адрес ФИО1 для проведения личного приема по обращениям ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ соответствующими службами была направлена информация (л.д. 35-39), в частности о наличии в г. Омске улицы <адрес> в соответствии со справочником «Улицы города Омска», о том, что у <адрес> расположена контейнерная площадка для сбора мусора, обслуживанием которой занимается ООО «ЖКО Московка», места размещения контейнерных площадок определяются департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска по заявкам застройщиков территории и согласовываются с Управлением государственного пожарного надзора в Омской области, о наличии пожарных подъездов к жилым домам.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г. Омска в адрес ФИО2 указывается, что в соответствии с распределением обязанностей между руководителями Администрации г. Омска заявитель ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 час. по указанному в ответе адресу приглашен на личный прием заместителя Мэра г. Омска, управляющего делами Администрации г. Омска ФИО1.

Факт проведения личного приема заместителя Мэра г. Омска, управляющего делами Администрации г. Омска ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 час. истцом по существу не оспаривается.

В адрес Мэра г. Омска ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение ФИО2 (л.д. 32). Согласно обращению он обращался с просьбой о личном приеме, но кто то ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации провел с ним личный прием и сообщил, что улица <адрес> в г. Омске есть. Однако, согласно данным сайта Администрации г. Омска в понедельник личный прием никто из должностных лиц не ведет.

Согласно регистрационно-контрольной карточки учета письменного обращения от -ДД.ММ.ГГГГ вышеназванному обращению присвоен регистрационный номер ОГ-АГ/10990.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г. Омска в адрес ФИО2 указывается, что ДД.ММ.ГГГГ в кабинете 145 здания Администрации г. Омска заявитель присутствовал на личном приеме граждан руководителями Администрации г. Омска. Прием проводил ФИО1 заместитель Мэра г. Омска, управляющий делами Администрации г. Омска. Согласно утвержденному графику личного приема граждан руководителями Администрации г. Омска на 2015 год прием ФИО1 проводится в третью среду каждого месяца с 15 до 18 часов. В июле 2015 года прием состоялся 15 числа. Поскольку ФИО2 обратился в администрацию позже, то было принято решение принять его вне графика. Во время приема заявителю была дана информация, в частности о наличии в <...> в соответствии со справочником «Улицы города Омска», о наличии пожарных подъездов к жилым домам, о наличии разрешения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска и договора аренды, заключенного между ГПК «Мотор 125» и департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска на строительство капитальных гаражей.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Омска в адрес ФИО2 также дан ответ о том, что рассмотрено обращение ФИО2, поступившее на телефон доверия по вопросу процедуры записи на личный прием к руководителям Администрации г. Омска и причинах записи на личный прием к заместителю Мэра г. Омска ФИО1 Указано, что личный прием осуществляется в соответствии с положениями ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", постановлением Администрации г. Омска от 07.02.2013 №121-п «Об утверждении порядка организации работы с обращениями граждан в Администрации г. Омска. Запись на личный прием руководителей осуществляется по результатам рассмотрения письменных обращений граждан, а также при личном обращении гражданина, при этом гражданин должен четко сформулировать вопрос, подлежащий обсуждению в ходе личного приема. Обращения ФИО2 были рассмотрены, по поручению Мэра г. Омска заявитель был приглашен на личный прием заместителя Мэра г. Омска, управляющего делами Администрации г. Омска ФИО1, прием состоялся ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 час. в здании Администрации г. Омска.

Указанные обстоятельства истцом не оспаривались. Вместе с тем, истец полагает, что нарушены его права, поскольку личный прием Мэра г. Омска не состоялся, а он желал довести до сведения необходимую информацию и услышать от Мэра г. Омска ответ на поставленные вопросы.

Из представленных в материалы дела документов, а также объяснений сторон, следует, что процедура и сроки рассмотрения обращений ФИО2 администрацией г. Омска были соблюдены.

Таким образом, обращения истца рассмотрены в соответствии с законом в пределах полномочий администрации г. Омска, на все поставленные вопросы ФИО2 даны мотивированные и понятные ответы.

Доказательства нарушения прав либо свобод ФИО2 при проведении личного приема по вопросам, изложенным в обращении от ДД.ММ.ГГГГ в материалы дела не представлено. То обстоятельство, что личный прием заявителя проведен заместителем Мэра г. Омска, управляющего делами Администрации г. Омска ФИО1 также не свидетельствует о нарушении прав либо свобод истца. Проанализировав данную ситуацию, суд приходит к выводу, что ФИО2 была дана возможность изложить суть своего обращения в ходе личного приема заместителя Мэра г. Омска, управляющего делами Администрации г. Омска ФИО1, который состоялся ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 час. в здании Администрации г. Омска. Помимо того, ФИО2 направлены ответы по существу обращения.

Доводы истца о том, что перенесена мусорная площадка, ведется строительство гаражей на придомовой территории не могут быть проверены в рамках избранного заявителем способа защиты права. В такой ситуации ФИО2 не лишен возможности защищать свои права, гарантированные нормами Жилищного кодекса РФ, путем предъявления соответствующего иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО2 к Администрации г. Омска о понуждении к проведению личного приема Мэра города Омска по вопросу наличия в городе Омске улицы <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца.

Судья О.Н. Ретуева

Мотивированное решение изготовлено 09.11.2015.