ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5519/2021 от 22.10.2021 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Сочи 22 октября 2021 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Козловой К.В.,

с участием: помощника прокурора Центрального района г.Сочи Барахович С.В., представителя ответчика <адрес> регионального общественного фонда поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей»-Яхновец Е.Ф., представителя третьего лица государственного инспектора по пожарному надзору – старший инспектор ОНД ОПММ ОНД и ПР города Сочи Зайченко С.Э., представителя третьего лица Парешнева И.Н.Арзиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района города Сочи к Ленинградскому областному региональному общественному фонду поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей» о запрете деятельности,

установил:

Прокурор Центрального района города Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к Ленинградскому областному региональному общественному фонду поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей», Галстян Д. Н., Парешневу И. Н., Шабановой Л. Б. о запрете деятельности, в котором просит запретить Ленинградскому областному региональному общественному фонду поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей», зарегистрированному по адресу: <адрес>, д. Васкелово, <адрес>, Галстян Д. Н., зарегистрированной по адресу: <адрес>, массив Киссолово, участок 216, и иным лицам и организациям осуществлять деятельность по эксплуатации помещений, расположенным по адресам: г. Сочи, <адрес> В, пер. Рахманинова, <адрес>, принадлежащих Парешневу И. Н., зарегистрированному по адресу: г. Сочи, <адрес>В, и Шабановой Л. Б., зарегистрированной по адресу: <адрес>, на праве собственности, до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В обоснование исковых требований указал, что <адрес> совместно с ОНД и ПР Центрального района ОНД и ПР по г. Сочи и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности инвалидов на объектах с круглосуточным содержанием (домов престарелых) в подразделениях <адрес> регионального общественного фонда поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей» (далее - ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей»), расположенных по адресам: г. Сочи, <адрес>В, пер. Рахманинова, <адрес>.

В ходе осмотра эксплуатируемых ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» помещений, расположенных по адресам: г. Сочи, <адрес>В, пер. Рахманинова, <адрес>, выявлены грубые нарушения пожарной безопасности, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влекущие создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан.

Установлено, что в занимаемом помещении оборудован пансионат для оказания услуг по уходу за престарелыми людьми и инвалидами с обеспечением проживания.

Помещения по адресам: г. Сочи, <адрес> В, пер. Рахманинова, <адрес>, арендует Галстян Д.Н., являющаяся волонтером в ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. В обязанности Галстян Д.Н. входит выполнение работы администратора, а именно: помощь в организации деятельности пансионата, контроль за надлежащим уровнем питания и уборки помещений, прогулки с клиентами, участие в мероприятиях фонда и общение с клиентами. Галстян Д.Н. заключен договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. Сочи, <адрес> В с собственником Парешневым И.Н.Галстян Д.Н. заключен договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес> собственником Абдулхановой Н.П.

Согласно условиям договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель Галстян Д.Н. передает, а арендатор ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» принимает во временное владение и пользование индивидуальный жилой дом общей площадью 341,2 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>В, принадлежащий арендодателю на праве пользования на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с собственником Парешневым И.Н.

Согласно условиям договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель Галстян Д.Н. передает, а арендатор ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» принимает во временное владение и пользование ? индивидуального жилого дома, общей площадью 236,2 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес>, принадлежащего арендодателю на праве пользования на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с собственником Абдулхановой Н.П. В настоящее время собственником ? индивидуального жилого дома, общей площадью 236,2 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес>, является Шабанова Л.Б., достоверно знающая об осуществляемой ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» деятельности на объекте собственности, с которой ведутся переговоры о заключении договора аренды, что подтверждается объяснением Галстян М.Н., администратора в филиале ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время, пансионат, расположенный по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес>, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц филиалом ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» не является, правовых оснований для осуществления деятельности не имеет.

При использовании арендуемых помещений арендатор обязан соблюдать требования законодательства о пожарной безопасности.

Вместе с тем в ходе проверки с участием должностного лица ОНД и ПР Центрального района ОНД и ПР по г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ в помещении, эксплуатируемом ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» по адресу: г. Сочи, <адрес>В, зафиксированы нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, а именно:

1) Не представлен приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность (п. 4 ППР в РФ);

2) Не предоставлен документ о прохождении ответственного лица обучения мерам пожарной безопасности (п.3 ППР в РФ);

3) Не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 ППР в РФ);

4) В здании не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности. (п. 84 ППР в РФ);

5) Допущено хранение вещей под лестничным маршем (п.п. «к» п. 16 ППР в РФ);

6) Деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным покрытием (не предоставлены подтверждающие документы) (п. 13 ППР в РФ);

7) Ширина лестничного марша в свету составляет менее 1,35 м (ст. 6,4 № 123-ФЗ, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020);

8) Подъезд пожарных автомобилей к зданию класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. не обеспечен со всех сторон (ст. 6 №123-ФЗ), п.п. «в» п. 8.1 СП 4.13130.2013);

9) Каждый этаж здания не оборудован вторым эвакуационным выходом (ст. 6 №123-ФЗ, п. 4.2.9 СП 1 13130.2020);

10) Предел огнестойкости строительных конструкций (марш лестничной клетки) менее R60 (п. 2, ст. 87, ст. 6 № 123-ФЗ);

11) Допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п/п «н» п. 16 ППР в РФ);

12) Не предоставлен акт проведения проверки работоспособности указанных систем и средств, противопожарной защиты объекта (п. 54 ППР в РФ);

13) Не представлена исполнительная документация на систему противопожарной защиты (п. 54 ППР в РФ);

14) Отсутствует ограждение кровли (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 7.16 СП 4.13130.2013);

15) Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников (п. 7 ст. 83 № 123-ФЗ);

16) Имеющаяся система (средства) оповещения с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения не обеспечена (оснащена) дополнительным оборудованием системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (п. 12 ст. 84 № 123-ФЗ);

17) Здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (АУП) (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 4.9 СП 486.1311500.2020);

18) Допускается отделка потолка из горючего материала на третьем этаже (таб. 28 № 123-ФЗ);

19) Используется в поверхностных слоях конструкций здания, отделка и облицовка фасада из горючих материалов (не предоставлен сертификат) (ст. 4,6 № 123-ФЗ; п. 5.2.3 СП 2.13130.2020);

20) На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 6 ППР в РФ).

В ходе проверки с участием должностного лица ОНД и ПР Центрального района ОНД и ПР по г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ в помещении, эксплуатируемом ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес>, зафиксированы нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, а именно:

1) Не представлен приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность (п. 4 ППР в РФ);

2) Не предоставлен документ о прохождении ответственного лица обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР в РФ);

3) Не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 ППР в РФ);

4) В здании не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности (п. 84 ППР в РФ);

5) Допущено хранение вещей под лестничным маршем (п.п. к п. 16 ППР в РФ);

6) Допускается на каждом этаже размещение менее 2 огнетушителей (п. 400 ППР в РФ);

7) Деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным покрытием (не представлены подтверждающие документы) (п. 13 ППР в РФ);

8) Ширина лестничного марша в свету составляет менее 1,35 м (ст. 4, 6 № 123-ФЗ, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020);

9) Подъезд пожарных автомобилей к зданию класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. не обеспечен со всех сторон (ст. 6 №123-ФЗ), п.п. в п. 8.1 СП 4.13130.2013);

10) Каждый этаж здания не оборудован вторым эвакуационным выходом (ст. 6 №123-ФЗ, п. 4.2.9 СП 1 13130.2020).

11) На путях эвакуации допущено устройство забежных ступеней на лестничной клетке (ст. 4, 6 №123-ФЗ, п. 4.3.6 СП 1.13130.2020);

12) Предел огнестойкости строительных конструкций (марш лестничной клетки) менее R60 (п. 2, ст. 87, ст. 6 № 123-ФЗ);

13) Допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п/п «н» п. 16 ППР в РФ);

14) Не представлен акт проведения проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта (п. 54 ППР в РФ);

15) Не представлена исполнительная документация на систему противопожарной защиты (п. 54 ППР в РФ);

16) Отсутствует ограждение кровли (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 7.16 СП 4.13130.2013);

17) Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (п. 7 ст. 83 № 123-ФЗ);

18) Имеющаяся система (средства) оповещения с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения не обеспечена (оснащена) дополнительным оборудованием системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (п. 12 ст. 84 № 123-ФЗ);

19) Здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (АУП) (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 4.9 СП 486.1311500.2020);

20) На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 6 ППР в РФ).

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности являются существенными и непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также на возможность тушения пожара в начальной стадии. В случае возникновения пожара создается реальная, непосредственная угроза жизни и здоровью людей, что может привести к человеческим жертвам и причинению крупного ущерба.

В пансионах для пожилых людей по адресам: г. Сочи, <адрес> В, г. Сочи, <адрес>Н 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»:

На предприятиях общественного питания производится приготовление блюд на сырье (в холодильниках осуществляется хранение сырого мяса, сырых овощей, смесей для приготовления компотов), отсутствует цеховое деление, моечная для кухонной и столовой посуды, вспомогательные помещения; в помещении, которое используется для производства пищевой продукции, не обеспечивается поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а так же встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала; разделочный инвентарь для сырой и готовой продукции не имеет маркировки; посуда и столовые приборы не подвергаются дезинфекции; для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений отсутствует отдельный промаркированный инвентарь, отсутствуют личные медицинские книжки работников, не проводится производственный контроль; что является нарушением требований п.п. 2.1., 2,5, 2.9., 2.19., 2.21., 3.2., 3.10. СанПиН 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;

2. Не выполняются мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-19: персонал учреждения не обеспечен средствами индивидуальной защиты (масками); отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха, отсутствуют условия для обработки рук антисептиками, что является нарушением требований п. 4.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Таким образом, деятельность ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей», по адресам: г. Сочи, <адрес>В, пер. Рахманинова, <адрес>, на протяжении длительного времени осуществляется с грубыми нарушениями действующего законодательства, что создает условия для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья граждан.

С учетом того, что ненадлежащее обеспечение безопасности на объекте может повлечь за собой причинение вреда большому количеству людей, точное количество которых установить не представляется возможным, то указанные обстоятельства позволяют в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В ходе судебного разбирательства истцом заявлено ходатайство об изменении исковых требований, из которого следует, что предъявление исковых требований к Галстян Д.Н., Парешневу И.Н., Шабановой Д.Б. и привлечение их в качестве ответчиков по настоящему делу невозможно. Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, указанных лиц просит привлечь к участию у гражданском процессе в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований и запретить Ленинградскому областному региональному общественному фонду поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей», зарегистрированному по адресу: <адрес>, д. Васкелово, <адрес> (ИНН 4704470320, ОГРН: 1134700000731) и иным лицам и организациям осуществлять деятельность по оказанию услуг по уходу за престарелыми людьми и инвалидами с обеспечением проживания в помещениях, расположенных по адресам: г. Сочи, <адрес> В, пер. Рахманинова, <адрес>, принадлежащих Парешневу И. Н. и Шабановой Л. Б. на праве собственности, до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно в помещении, эксплуатируемом ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» по адресу: г. Сочи, <адрес>В:

1) Не представлен приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность (п. 4 ППР в РФ);

2) Не предоставлен документ о прохождении ответственного лица обучения мерам пожарной безопасности (п.3 ППР в РФ);

3) Не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 ППР в РФ);

4) В здании не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности. (п. 84 ППР в РФ);

5) Допущено хранение вещей под лестничным маршем (п.п. «к» п. 16 ППР в РФ);

6) Деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным покрытием (не предоставлены подтверждающие документы) (п. 13 ППР в РФ);

7) Ширина лестничного марша в свету составляет менее 1,35 м (ст. 6,4 № 123-ФЗ, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020);

8) Подъезд пожарных автомобилей к зданию класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. не обеспечен со всех сторон (ст. 6 №123-ФЗ), п.п. «в» п. 8.1 СП 4.13130.2013);

9) Каждый этаж здания не оборудован вторым эвакуационным выходом (ст. 6 №123-ФЗ, п. 4.2.9 СП 1 13130.2020);

10) Предел огнестойкости строительных конструкций (марш лестничной клетки) менее R60 (п. 2, ст. 87, ст. 6 № 123-ФЗ);

11) Допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п/п «н» п. 16 ППР в РФ);

12) Не предоставлен акт проведения проверки работоспособности указанных систем и средств, противопожарной защиты объекта (п. 54 ППР в РФ);

13) Не представлена исполнительная документация на систему противопожарной защиты (п. 54 ППР в РФ);

14) Отсутствует ограждение кровли (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 7.16 СП 4.13130.2013);

15) Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников (п. 7 ст. 83 № 123-ФЗ);

16) Имеющаяся система (средства) оповещения с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения не обеспечена (оснащена) дополнительным оборудованием системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (п. 12 ст. 84 № 123-ФЗ);

17) Здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (АУП) (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 4.9 СП 486.1311500.2020);

18) Допускается отделка потолка из горючего материала на третьем этаже (таб. 28 № 123-ФЗ);

19) Используется в поверхностных слоях конструкций здания, отделка и облицовка фасада из горючих материалов (не предоставлен сертификат) (ст. 4,6 № 123-ФЗ; п. 5.2.3 СП 2.13130.2020);

20) На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 6 ППР в РФ).

В помещении, эксплуатируемом ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес>:

1) Не представлен приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность (п. 4 ППР в РФ);

2) Не предоставлен документ о прохождении ответственного лица обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР в РФ);

3) Не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 ППР в РФ);

4) В здании не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности (п. 84 ППР в РФ);

5) Допущено хранение вещей под лестничным маршем (п.п. к п. 16 ППР в РФ);

6) Допускается на каждом этаже размещение менее 2 огнетушителей (п. 400 ППР в РФ);

7) Деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным покрытием (не представлены подтверждающие документы) (п. 13 ППР в РФ);

8) Ширина лестничного марша в свету составляет менее 1,35 м (ст. 4, 6 № 123-ФЗ, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020);

9) Подъезд пожарных автомобилей к зданию класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. не обеспечен со всех сторон (ст. 6 №123-ФЗ), п.п. в п. 8.1 СП 4.13130.2013);

10) Каждый этаж здания не оборудован вторым эвакуационным выходом (ст. 6 №123-ФЗ, п. 4.2.9 СП 1 13130.2020).

11) На путях эвакуации допущено устройство забежных ступеней на лестничной клетке (ст. 4, 6 №123-ФЗ, п. 4.3.6 СП 1.13130.2020);

12) Предел огнестойкости строительных конструкций (марш лестничной клетки) менее R60 (п. 2, ст. 87, ст. 6 № 123-ФЗ);

13) Допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п/п «н» п. 16 ППР в РФ);

14) Не представлен акт проведения проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта (п. 54 ППР в РФ);

15) Не представлена исполнительная документация на систему противопожарной защиты (п. 54 ППР в РФ);

16) Отсутствует ограждение кровли (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 7.16 СП 4.13130.2013);

17) Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (п. 7 ст. 83 № 123-ФЗ);

18) Имеющаяся система (средства) оповещения с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения не обеспечена (оснащена) дополнительным оборудованием системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (п. 12 ст. 84 № 123-ФЗ);

19) Здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (АУП) (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 4.9 СП 486.1311500.2020);

20) На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 6 ППР в РФ);

На предприятиях общественного питания производится приготовление блюд на сырье (в холодильниках осуществляется хранение сырого мяса, сырых овощей, смесей для приготовления компотов), отсутствует цеховое деление, моечная для кухонной и столовой посуды, вспомогательные помещения; в помещении, которое используется для производства пищевой продукции, не обеспечивается поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а так же встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала; разделочный инвентарь для сырой и готовой продукции не имеет маркировки; посуда и столовые приборы не подвергаются дезинфекции; для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений отсутствует отдельный промаркированный инвентарь, отсутствуют личные медицинские книжки работников, не проводится производственный контроль; что является нарушением требований п.п. 2.1., 2,5, 2.9., 2.19., 2.21., 3.2., 3.10. СанПиН 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;

22) Не выполняются мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-19: персонал учреждения не обеспечен средствами индивидуальной защиты (масками); отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха, отсутствуют условия для обработки рук антисептиками, что является нарушением требований п. 4.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Сочи Барахович С.В. уточненные исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении требований.

Представитель ответчика <адрес> региональный общественный фонд поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей»-Яхновец Е.Ф. возражал против удовлетворения требований.

Представитель третьего лица государственного инспектора по пожарному надзору – старший инспектор ОНД ОПММ ОНД и ПР города Сочи Зайченко С.Э. поддержал требования прокурора.

Представитель третьего лица Парешнева И.Н.Арзина И.А. требования прокурора оставил на усмотрение суда.

Третьи лица Галстян Д.Н., Парешнев И.Н., Шабанова Л.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины их неявки суду неизвестны.

При данных обстоятельствах, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав доводы истца, возражения ответчика, мнение представителей третьих лиц, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст. 45 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее – организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами) определены и регулируются Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ), при этом, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ являются системой обеспечения пожарной безопасности, при этом, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, принят Федеральный закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ). При этом, положения данного Федерального закона обязательны для исполнения при капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации объектов защиты, которыми в соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ являются продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты в соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ определяется обязанностью иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и, в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Правила противопожарного режима, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» (далее – ППР в РФ).

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден и введен в действие СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение и распространение пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден и введен в действие СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Из сути данных актов следует, что руководитель организации обязан знать и соблюдать требования норм и правил законодательства о пожарной безопасности.

Судом установлено, что <адрес> совместно с ОНД и ПР Центрального района ОНД и ПР по г. Сочи и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности инвалидов на объектах с круглосуточным содержанием (домов престарелых) в подразделениях <адрес> регионального общественного фонда поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей» (далее - ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей»), расположенных по адресам: г. Сочи, <адрес>В, пер. Рахманинова, <адрес>.

В ходе осмотра эксплуатируемых ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» помещений, расположенных по адресам: г. Сочи, <адрес>В и пер. Рахманинова, <адрес>, выявлены грубые нарушения пожарной безопасности, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влекущие создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан.

Установлено, что в занимаемом помещении оборудован пансионат для оказания услуг по уходу за престарелыми людьми и инвалидами с обеспечением проживания.

Также установлено, что помещения по адресам: г. Сочи, <адрес> В и пер. Рахманинова, <адрес>, арендует Галстян Д.Н., являющаяся волонтером в ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно условиям договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель Галстян Д.Н. передает, а арендатор ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» принимает во временное владение и пользование индивидуальный жилой дом общей площадью 341,2 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>В, принадлежащий арендодателю на праве пользования на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с собственником Парешневым И.Н.

Согласно условиям договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель Галстян Д.Н. передает, а арендатор ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» принимает во временное владение и пользование ? индивидуального жилого дома, общей площадью 236,2 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес>, принадлежащего арендодателю на праве пользования на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с собственником Абдулхановой Н.П.

В настоящее время собственником ? индивидуального жилого дома, общей площадью 236,2 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес>, является Шабанова Л.Б., достоверно знающая об осуществляемой ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» деятельности на объекте собственности, с которой ведутся переговоры о заключении договора аренды, что подтверждается объяснением Галстян М.Н., администратора в филиале ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время, пансионат, расположенный по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес>, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц филиалом ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» не является, правовых оснований для осуществления деятельности не имеет.

В ходе проверки с участием должностного лица ОНД и ПР Центрального района ОНД и ПР по г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ в помещении, эксплуатируемом ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» по адресу: г. Сочи, <адрес>В, зафиксированы нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, а именно:

1) Не представлен приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность (п. 4 ППР в РФ);

2) Не предоставлен документ о прохождении ответственного лица обучения мерам пожарной безопасности (п.3 ППР в РФ);

3) Не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 ППР в РФ);

4) В здании не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности. (п. 84 ППР в РФ);

5) Допущено хранение вещей под лестничным маршем (п.п. «к» п. 16 ППР в РФ);

6) Деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным покрытием (не предоставлены подтверждающие документы) (п. 13 ППР в РФ);

7) Ширина лестничного марша в свету составляет менее 1,35 м (ст. 6,4 № 123-ФЗ, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020);

8) Подъезд пожарных автомобилей к зданию класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. не обеспечен со всех сторон (ст. 6 №123-ФЗ), п.п. «в» п. 8.1 СП 4.13130.2013);

9) Каждый этаж здания не оборудован вторым эвакуационным выходом (ст. 6 №123-ФЗ, п. 4.2.9 СП 1 13130.2020);

10) Предел огнестойкости строительных конструкций (марш лестничной клетки) менее R60 (п. 2, ст. 87, ст. 6 № 123-ФЗ);

11) Допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п/п «н» п. 16 ППР в РФ);

12) Не предоставлен акт проведения проверки работоспособности указанных систем и средств, противопожарной защиты объекта (п. 54 ППР в РФ);

13) Не представлена исполнительная документация на систему противопожарной защиты (п. 54 ППР в РФ);

14) Отсутствует ограждение кровли (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 7.16 СП 4.13130.2013);

15) Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников (п. 7 ст. 83 № 123-ФЗ);

16) Имеющаяся система (средства) оповещения с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения не обеспечена (оснащена) дополнительным оборудованием системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (п. 12 ст. 84 № 123-ФЗ);

17) Здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (АУП) (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 4.9 СП 486.1311500.2020);

18) Допускается отделка потолка из горючего материала на третьем этаже (таб. 28 № 123-ФЗ);

19) Используется в поверхностных слоях конструкций здания, отделка и облицовка фасада из горючих материалов (не предоставлен сертификат) (ст. 4,6 № 123-ФЗ; п. 5.2.3 СП 2.13130.2020);

20) На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 6 ППР в РФ).

В ходе проверки с участием должностного лица ОНД и ПР Центрального района ОНД и ПР по г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ в помещении, эксплуатируемом ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес>, зафиксированы нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, а именно:

1) Не представлен приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность (п. 4 ППР в РФ);

2) Не предоставлен документ о прохождении ответственного лица обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР в РФ);

3) Не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 ППР в РФ);

4) В здании не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности (п. 84 ППР в РФ);

5) Допущено хранение вещей под лестничным маршем (п.п. к п. 16 ППР в РФ);

6) Допускается на каждом этаже размещение менее 2 огнетушителей (п. 400 ППР в РФ);

7) Деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным покрытием (не представлены подтверждающие документы) (п. 13 ППР в РФ);

8) Ширина лестничного марша в свету составляет менее 1,35 м (ст. 4, 6 № 123-ФЗ, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020);

9) Подъезд пожарных автомобилей к зданию класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. не обеспечен со всех сторон (ст. 6 №123-ФЗ), п.п. в п. 8.1 СП 4.13130.2013);

10) Каждый этаж здания не оборудован вторым эвакуационным выходом (ст. 6 №123-ФЗ, п. 4.2.9 СП 1 13130.2020).

11) На путях эвакуации допущено устройство забежных ступеней на лестничной клетке (ст. 4, 6 №123-ФЗ, п. 4.3.6 СП 1.13130.2020);

12) Предел огнестойкости строительных конструкций (марш лестничной клетки) менее R60 (п. 2, ст. 87, ст. 6 № 123-ФЗ);

13) Допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п/п «н» п. 16 ППР в РФ);

14) Не представлен акт проведения проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта (п. 54 ППР в РФ);

15) Не представлена исполнительная документация на систему противопожарной защиты (п. 54 ППР в РФ);

16) Отсутствует ограждение кровли (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 7.16 СП 4.13130.2013);

17) Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (п. 7 ст. 83 № 123-ФЗ);

18) Имеющаяся система (средства) оповещения с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения не обеспечена (оснащена) дополнительным оборудованием системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (п. 12 ст. 84 № 123-ФЗ);

19) Здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (АУП) (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 4.9 СП 486.1311500.2020);

20) На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 6 ППР в РФ);

Вместе с тем пожарная безопасность объекта защиты согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

При этом, обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, а также незамедлительно сообщать в пожарную охрану о неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты установлена ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ.

Таким образом, выявленные нарушения требований пожарной безопасности являются существенными и непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также на возможность тушения пожара в начальной стадии. В случае возникновения пожара создается реальная, непосредственная угроза жизни и здоровью людей, что может привести к человеческим жертвам и причинению крупного ущерба.

Кроме того, в пансионах для пожилых людей по адресам: г. Сочи, <адрес> В, г. Сочи, <адрес>Н 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»:

1. На предприятиях общественного питания производится приготовление блюд на сырье (в холодильниках осуществляется хранение сырого мяса, сырых овощей, смесей для приготовления компотов), отсутствует цеховое деление, моечная для кухонной и столовой посуды, вспомогательные помещения; в помещении, которое используется для производства пищевой продукции, не обеспечивается поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а так же встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала; разделочный инвентарь для сырой и готовой продукции не имеет маркировки; посуда и столовые приборы не подвергаются дезинфекции; для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений отсутствует отдельный промаркированный инвентарь, отсутствуют личные медицинские книжки работников, не проводится производственный контроль; что является нарушением требований п.п. 2.1., 2,5, 2.9., 2.19., 2.21., 3.2., 3.10. СанПиН 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;

2. Не выполняются мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-19: персонал учреждения не обеспечен средствами индивидуальной защиты (масками); отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха, отсутствуют условия для обработки рук антисептиками, что является нарушением требований п. 4.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Таким образом, деятельность ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей», по адресам: г. Сочи, <адрес>В, пер. Рахманинова, <адрес>, на протяжении длительного времени осуществляется с грубыми нарушениями действующего законодательства, что создает условия для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья граждан.

Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием па правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с требованием истца, о необходимости введения запрета Ленинградскому областному региональному общественному фонду поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей» и иным лицам и организациям осуществлять деятельность по оказанию услуг по уходу за престарелыми людьми и инвалидами с обеспечением проживания в помещениях, в целях предупреждения нарушения прав граждан, добросовестных приобретателей жилых помещений, и требований градостроительного законодательства.

Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты права называет пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В связи с установленными обстоятельствами, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Центрального района города Сочи к Ленинградскому областному региональному общественному фонду поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей» о запрете деятельности, удовлетворить.

Запретить Ленинградскому областному региональному общественному фонду поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей», зарегистрированному по адресу: <адрес>, д. Васкелово, <адрес> (ИНН 4704470320, ОГРН: 1134700000731) и иным лицам и организациям осуществлять деятельность по оказанию услуг по уходу за престарелыми людьми и инвалидами с обеспечением проживания в помещениях, расположенных по адресам: г. Сочи, <адрес> В, пер. Рахманинова, <адрес>, принадлежащих Парешневу И. Н. и Шабановой Л. Б. на праве собственности, до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно в помещении, эксплуатируемом ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» по адресу: г. Сочи, <адрес>В:

1) Не представлен приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность (п. 4 ППР в РФ);

2) Не предоставлен документ о прохождении ответственного лица обучения мерам пожарной безопасности (п.3 ППР в РФ);

3) Не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 ППР в РФ);

4) В здании не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности. (п. 84 ППР в РФ);

5) Допущено хранение вещей под лестничным маршем (п.п. «к» п. 16 ППР в РФ);

6) Деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным покрытием (не предоставлены подтверждающие документы) (п. 13 ППР в РФ);

7) Ширина лестничного марша в свету составляет менее 1,35 м (ст. 6,4 № 123-ФЗ, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020);

8) Подъезд пожарных автомобилей к зданию класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. не обеспечен со всех сторон (ст. 6 №123-ФЗ), п.п. «в» п. 8.1 СП 4.13130.2013);

9) Каждый этаж здания не оборудован вторым эвакуационным выходом (ст. 6 №123-ФЗ, п. 4.2.9 СП 1 13130.2020);

10) Предел огнестойкости строительных конструкций (марш лестничной клетки) менее R60 (п. 2, ст. 87, ст. 6 № 123-ФЗ);

11) Допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п/п «н» п. 16 ППР в РФ);

12) Не предоставлен акт проведения проверки работоспособности указанных систем и средств, противопожарной защиты объекта (п. 54 ППР в РФ);

13) Не представлена исполнительная документация на систему противопожарной защиты (п. 54 ППР в РФ);

14) Отсутствует ограждение кровли (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 7.16 СП 4.13130.2013);

15) Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников (п. 7 ст. 83 № 123-ФЗ);

16) Имеющаяся система (средства) оповещения с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения не обеспечена (оснащена) дополнительным оборудованием системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (п. 12 ст. 84 № 123-ФЗ);

17) Здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (АУП) (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 4.9 СП 486.1311500.2020);

18) Допускается отделка потолка из горючего материала на третьем этаже (таб. 28 № 123-ФЗ);

19) Используется в поверхностных слоях конструкций здания, отделка и облицовка фасада из горючих материалов (не предоставлен сертификат) (ст. 4,6 № 123-ФЗ; п. 5.2.3 СП 2.13130.2020);

20) На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 6 ППР в РФ).

В помещении, эксплуатируемом ЛОРОФ «Пансион для пожилых людей» по адресу: г. Сочи, пер. Рахманинова, <адрес>:

1) Не представлен приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность (п. 4 ППР в РФ);

2) Не предоставлен документ о прохождении ответственного лица обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР в РФ);

3) Не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 ППР в РФ);

4) В здании не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности (п. 84 ППР в РФ);

5) Допущено хранение вещей под лестничным маршем (п.п. к п. 16 ППР в РФ);

6) Допускается на каждом этаже размещение менее 2 огнетушителей (п. 400 ППР в РФ);

7) Деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным покрытием (не представлены подтверждающие документы) (п. 13 ППР в РФ);

8) Ширина лестничного марша в свету составляет менее 1,35 м (ст. 4, 6 № 123-ФЗ, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020);

9) Подъезд пожарных автомобилей к зданию класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. не обеспечен со всех сторон (ст. 6 №123-ФЗ), п.п. в п. 8.1 СП 4.13130.2013);

10) Каждый этаж здания не оборудован вторым эвакуационным выходом (ст. 6 №123-ФЗ, п. 4.2.9 СП 1 13130.2020).

11) На путях эвакуации допущено устройство забежных ступеней на лестничной клетке (ст. 4, 6 №123-ФЗ, п. 4.3.6 СП 1.13130.2020);

12) Предел огнестойкости строительных конструкций (марш лестничной клетки) менее R60 (п. 2, ст. 87, ст. 6 № 123-ФЗ);

13) Допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п/п «н» п. 16 ППР в РФ);

14) Не представлен акт проведения проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта (п. 54 ППР в РФ);

15) Не представлена исполнительная документация на систему противопожарной защиты (п. 54 ППР в РФ);

16) Отсутствует ограждение кровли (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 7.16 СП 4.13130.2013);

17) Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (п. 7 ст. 83 № 123-ФЗ);

18) Имеющаяся система (средства) оповещения с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения не обеспечена (оснащена) дополнительным оборудованием системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (п. 12 ст. 84 №123-ФЗ);

19) Здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (АУП) (ст. 4, 6 № 123-ФЗ; п. 4.9 СП 486.1311500.2020);

20) На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 6 ППР в РФ);

На предприятиях общественного питания производится приготовление блюд на сырье (в холодильниках осуществляется хранение сырого мяса, сырых овощей, смесей для приготовления компотов), отсутствует цеховое деление, моечная для кухонной и столовой посуды, вспомогательные помещения; в помещении, которое используется для производства пищевой продукции, не обеспечивается поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а так же встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала; разделочный инвентарь для сырой и готовой продукции не имеет маркировки; посуда и столовые приборы не подвергаются дезинфекции; для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений отсутствует отдельный промаркированный инвентарь, отсутствуют личные медицинские книжки работников, не проводится производственный контроль; что является нарушением требований п.п. 2.1., 2,5, 2.9., 2.19., 2.21., 3.2., 3.10. СанПиН 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;

22) Не выполняются мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-19: персонал учреждения не обеспечен средствами индивидуальной защиты (масками); отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха, отсутствуют условия для обработки рук антисептиками, что является нарушением требований п. 4.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Взыскать с <адрес> регионального общественного фонда поддержки инициатив по созданию комфортных условий существований и обеспечению социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов «Пансион для пожилых людей» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Сочи.

Судья Центрального

районного суда г.Сочи Н.А. Круглов