ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-551/19 от 18.01.2019 Кировского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-74/2020

25RS0018-01-2019-000796-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Кировский 13 февраля 2020 г.

Кировский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Щербелева А.Ю.,

при секретаре Рудневой О.А., с участием помощника прокурора Кировского района Приморского края Катановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кировская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения по Приморскому краю о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кировская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения по Приморскому краю о возложении обязанности по приведению пандуса КГБУЗ «Кировская ЦРБ» в соответствие с действующим законодательством, указав о том, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Кировского района в ноябре 2019 года проверено исполнение законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения, а именно, пандус у входа в поликлинику КГБУЗ «Кировская ЦРБ», расположенную по адресу: <адрес>, не соответствует установленным требованиям, в том числе, поверхность имеет неровности, перепады и сколы покрытия, что затрудняет вход в учреждение здравоохранения для маломобильных групп населения. В связи с чем, прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц просит суд возложить обязанность на Департамент здравоохранения по Приморскому краю произвести финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства по социальной защите и социальном обслуживании инвалидов КГБУЗ «Кировская ЦРБ», а именно привести пандус в соответствие с действующим законодательством; возложить на КГБУЗ «Кировская ЦРБ» обязанность в течение 6 месяцев после поступления финансирования обеспечить фактическое устранение нарушений.

Прокурор Катанова Е.В. в судебном заседании заявленные требования уточнила и пояснила, что поскольку в настоящее время обязанность КГБУЗ «Кировская ЦРБ» по приведению пандуса в соответствии с действующим законодательством не выполнена, просила возложить обязанность на КГБУЗ «Кировская ЦРБ» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести пандус, расположенный у центрального входа в здание поликлинники КГБУЗ «Кировская ЦРБ» по адресу: <адрес>, в соответствие с действующим законодательством. От заявленных требований к Департаменту (ныне Министерству) здравоохранения Приморского края отказывается, поскольку обязанность по финансированию мероприятий в рамках данного дела, ответчиком на данный момент исполнена.

Представитель ответчика КГБУЗ «Кировская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя КГБУЗ «Кировская ЦРБ», а также представил возражение на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований к КГБУЗ «Кировская ЦРБ» отказать в полном объеме, поскольку ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт с ООО «Олимп», победителем электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений детского поликлинического отделения КГБУЗ «Кировская ЦРБ». По условиям контракта срок выполнения работ в течение трёх месяцев со дня заключения контракта. Оплата за выполнение работы должна быть произведена в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ. В сметный расчет входит установка крыльца и пандуса. Срок исполнения контракта на дату судебного заседания не истек.

Представитель ответчика Министерства (Департамента) здравоохранения по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске к Министерству здравоохранения Приморского края отказать в полном объеме, поскольку Министерство самостоятельно не осуществляет финансирование, а лишь подает заявки на финансирование на очередной финансовый год и плановый период. И только после согласования данной заявки и доведения Министерством финансов Приморского края лимитов бюджетных обязательств Министерству здравоохранения Приморского края, осуществляется доведение утвержденных лимитов бюджетных обязательств подведомственным лечебным учреждениям. При этом на основании поданных Министерством в проект краевого бюджета предложений на представление КГБУЗ «Кировская ЦРБ» бюджетных ассигнований на мероприятия по устранению выявленных в КГБУЗ «Кировская ЦРБ» нарушений выделены бюджетные ассигнования на 2020 год в размере 337 000 руб. В связи с чем, возложенная на Министерство обязанность в настоящее время исполнена надлежащем образом. Лечебное учреждение, являющееся ответчиком по данному делу, вправе самостоятельно распоряжаться своими средствами и самостоятельно нести ответственность по своим обязательствам. Вопрос о непосредственном соблюдении законодательно предусмотренных требований, в том числе требований по социальной защите инвалидов, находится в компетенции КГБУЗ «Кировская ЦРБ», а не в компетенции Министерства.

Изучив материалы дела, выслушав мнение участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона N 181 "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995г. организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В силу п. "а" ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов", чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены действующим с 01.01.2013г. Сводом правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП-59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011г. N 605.

Согласно п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности (пункт 4.1.16);

В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника.

Обязанность по несению бремени содержания имущества включает обязанность по обеспечению доступности здания для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения и возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры. При этом исполнение данной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе, в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям, включая временную передачу объекта недвижимости учреждению образования на праве безвозмездного пользования или оперативного управления.

Несение бремени содержания имущества означает, что финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, несет собственник здания, что согласуется с позицией Конституционного Суда РФ (Определение от 13 мая 2010 года №689-О), согласно которой публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов возлагается на собственников зданий, если нормативно не установлено иное.

Согласно п. 1.5 Устава КГБУЗ «Кировская ЦРБ» является юридическим лицом.

В соответствии с п. 1.8 Уставом учреждение КГБУЗ «Кировская ЦРБ» находится в ведении Департамента здравоохранения по Приморскому краю.

В результате прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов в КГБУЗ «Кировская ЦРБ» установлено, что пандус у входа в поликлинику КГБУЗ «Кировская ЦРБ», расположенную по адресу: <адрес>, не соответствует установленным требованиям, в том числе, поверхность пандуса имеет неровности, перепады и сколы покрытия, то есть не созданы условия для посещения медицинской организации маломобильными группами населения.

В судебном заседании установлено, что Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ-И о порядке и условиях предоставления из краевого бюджета государственному бюджетному (автономному) учреждению субсидии на иные цели, КГБУЗ «Кировская ЦРБ» была предоставлена субсидия на проведение организационно-планировочных решений внутренних пространств детских поликлиник в размере 5 725 000 рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был проведен электронный аукцион по выбору исполнителя.

ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт с ООО «Олимп», победителем электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений детского поликлинического отделения КГБУЗ «Кировская ЦРБ».

По условиям контракта срок выполнения работ в течение трёх месяцев со дня заключения контракта. Оплата за выполнение работы должна быть произведена в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ. Аванс не предусмотрен.

В локальный сметный расчет входит установка крыльца и пандуса.

Учитывая, что здание находится фактически во владении и пользовании медицинского учреждения, на которое возложена обязанность использовать его в соответствии с действующим законодательством, а нормативно возложена обязанность обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры (п. 1 ст. 15 Федерального закона N181 "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995г.), суд считает возможным удовлетворить требования и.о. прокурора в части возложения обязанности по проведению работ по ремонту пандуса на медицинское учреждение. При этом, предлагаемый срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, суд считает разумным.

Доводы представителя КГБУЗ «Кировская ЦРБ» о том, что заключение контракта от ДД.ММ.ГГГГ на проведение капитального ремонта помещений детского поликлинического отделения КГБУЗ «Кировская ЦРБ» с установкой пандуса исключает удовлетворения исковых требований, суд считает не состоятельными, поскольку на день рассмотрения дела, действующий пандус не приведен в соответствии с действующим законодательством, то есть КГБУЗ «Кировская ЦРБ» обязанность по устранению нарушения законодательства не выполнила.

В соответствии с п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 настоящего Кодекса.

Поскольку ответчиком КГБУЗ «Кировская ЦРБ», на день принятия решения, приняты все от него зависящие меры по устранению нарушения законодательства по заявленным требованиям, а также с учетом того, что финансирование по приведению пандуса в соответствие с действующим законодательством произведено из средств краевого бюджета, и к Министерству здравоохранения Приморского края прокурор в иске отказался, суд пришел к выводу, что имеются законные основания с учетом имущественного положения ответчика КГБУЗ «Кировская ЦРБ», освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кировская центральная районная больница» о возложении обязанности, – удовлетворить.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кировская центральная районная больница» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, привести пандус, расположенный у центрального входа в здание поликлинники КГБУЗ «Кировская ЦРБ» по адресу: <адрес>, в соответствие с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Кировский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в мотивированной форме составлено 17 февраля 2020 года.

Судья: А.Ю. Щербелев