ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-551/2016 от 11.07.2016 Сармановского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-551/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2016 года с. Сарманово

Сармановский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи Ханипова Р.М.,

при секретаре Александровой С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Исполнительному комитету Сармановского муниципального района РТ о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету Сармановского муниципального района РТ с требованиями в вышеприведенной формулировке.

В обоснование требований истец указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ, постановлением руководителя исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ истец была включена в программу «Жилье ветеранам», как вдова участника Великой Отечественной войны и находилась в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Однако, в последующем письмом от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ истец была извещена об исключении из названного списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Жилищно-бытовая комиссия усмотрела в её действиях намеренное ухудшение жилищных условий.

В частности дом, в котором она была прописана и проживала, был снесен по причине ветхости уже в 2009 году, а регистрацию по адресу: РТ, <адрес>, она оформила лишь с ДД.ММ.ГГГГ.

Жилищно-бытовая комиссия, неверно истолковав закон, а именно ст. 53 ЖК РФ, не учитывая при этом п. 1 ст. 51 ЖК РФ, дающей истцу право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, пришла к выводу, что названные действия являются намеренным ухудшением жилищных условий.

Вместе с тем, ни под одно из оснований, предусматривающих снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно п. 1 ст. 56 ЖК РФ, истец не подпадает.

Исходя из изложенного, истец полагала, что действия жилищно-бытовой комиссии исполнительного комитета муниципального района грубо нарушают её права, как вдовы участника ВОВ, на социальное обеспечение, а потому просила признать последнее решение органа местного самоуправления не обоснованным и незаконным, обязать ответчика восстановить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признать за ней право на получение жилищной субсидии, как вдовой участника Великой Отечественной войны.

На судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил удовлетворить иск, ссылаясь на обстоятельства изложенные в исковом заявлении, указав на то, что решение жилищной комиссии не законно и ущемляет права его доверителя на адресную поддержку государства в рамках федеральной целевой программы.

Представитель ответчика на судебном заседании не согласился с исковыми требования, считая решение жилищно-бытовой комиссии исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ обоснованным и соответствующим закону.

Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, и исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15, пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны распространяется только на лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05 ноября 1985 года № 529, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:

- каменные дома с физическим износом свыше 70%;

- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При этом, согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как установлено на судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГФИО1, в связи с обеспеченностью жилой площадью непригодной для постоянного проживания, обратилась с заявлением к руководителю исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ о включении её в программу «Жилье ветеранам» и список нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссии исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет.

Протокол заседания жилищно-бытовой комиссии утвержден постановлением от ДД.ММ.ГГГГ руководителя исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ.

Однако, в последующем на заседании от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ, при повторном рассмотрении материалов учетного дела истца, принято прямо противоположное решение, и истец была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из материалов учетного дела следует, что на момент принятия жилищной комиссией решения о снятии истца и исключении из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в рамках ФЦП «Жилье ветеранам», ФИО1 проживала по адресу: РТ, <адрес>, в составе семьи из пяти человек, в жилом помещении общей площадью 66,4 кв.м., при этом, износ жилого бревенчатого дома, согласно отчета от ДД.ММ.ГГГГ, уже на момент исследования составлял 65,31 %.

Таким образом, у истца, проживавшей фактически с 2009 года в указанном жилом доме, когда её <адрес> в <адрес> РТ был снесён по причине ветхости, возникло право на улучшение жилищных условий.

Суд также соглашается с доводами истца, изложенными в исковом заявлении, и её представителя в судебном заседании, о том, что это право сохранилось у неё несмотря на регистрацию по адресу проживания только в ноябре 2012 года.

Данные действия истца, применительно к ст. 53 ЖК РФ, не могут расцениваться, как намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как не изменили статуса истца и не повлияли на её право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Также, ни под одно из оснований, предусматривающих снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно п. 1 ст. 56 ЖК РФ, истец не подпадает.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемое решение жилищной комиссии Сармановского муниципального района РТ о снятии истца с учета, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, необоснованно и не соответствует требованиям закона.

При таких обстоятельствах, исходя из анализа и оценки доказательств в совокупности с материалами дела, доводами истца, содержащимися в исковом заявлении, и доводами представителя истца, изложенными в судебном заседании, суд усматривает в данном случае законное основание для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ФИО1, – удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 с учета, как нуждающейся в жилом помещении.

Обязать Исполнительный комитет Сармановского муниципального района РТ устранить допущенное нарушение закона, путем восстановления на учет ФИО1 в качестве нуждающейся в жилом помещении, и признать за ней право на получение жилищной субсидии, как вдовой участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в месячный срок через Сармановский районный суд РТ.

Судья: Р.М. Ханипов