ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-551/2021 от 06.08.2021 Охинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-551/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Охинский городской суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи – Асмадяровой Е.Л.,

при секретаре – Суремеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Охинского городского прокурора в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ «Охинский» о признании незаконным бездействия в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка, возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры,

у с т а н о в и л :

Охинский городской прокурор, действующий в интересах ФИО1, обратился в Охинский городской суд с настоящим иском к администрации МО ГО «Охинский», указывая, что 30.01.2015 ответчик бесплатно предоставил в собственность главе многодетной семьи – истцу ФИО1 земельный участок, расположенный по адресу: Сахалинская область <адрес> участок , кадастровый , под индивидуальное жилищное строительство. 06.04.2015 произведена государственная регистрация права собственности истца ФИО1 на этот земельный участок. При этом к данному земельному участку не подведены никакие коммунальные инженерные сети, в том числе отсутствуют системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что грубо нарушает права истца ФИО1 и ее многодетной семьи, нивелирует смысл государственных гарантий, направленных на улучшение жилищных условий такой категории граждан. Вопреки требованиям действующего законодательства ответчиком по настоящее время не организованы мероприятия по строительству объектов коммунальной инженерной инфраструктуры: систем электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения к этому земельному участку.

В связи с этим, в исковом заявлении в окончательной редакции от 06.08.2021, Охинский городской прокурор поставил требования о признании незаконным бездействия администрации МО ГО «Охинский» в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка, расположенного по адресу: Сахалинская область <адрес> уч. 31/1, кадастровый , возложении на ответчика обязанности, в срок до 31.08.2023 организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения к этому земельному участку.

В судебном заседании Охинский городской прокурор в лице своего помощника ФИО2, истец ФИО1 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнениям и уточнениям к нему, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Охинский» – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований в редакции уточнений от 06.08.2021.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика КУМИиЭ МО ГО «Охинский», МКУ «УКС ГО «Охинский» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела третьи лица извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства дела не ходатайствовали.

Поэтому суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, их представителей.

Выслушав объяснения истца, представителей сторон спора, специалистов ФИО5, ФИО6, ФИО7, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включено создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Случаи и порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в Сахалинской области установлены Законом Сахалинской области от 24.11.2011 № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей» (далее – Закон от 24.11.2011 № 124-ЗО).

Согласно статье 2 Закона от 24.11.2011 № 124-ЗО земельные участки предоставляются гражданам такой категории бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства только, если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления, проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии со статьей 3-1 Закона от 24.11.2011 № 124-ЗО предоставление гражданам земельных участков осуществляется в соответствии с перечнями земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства.

При этом льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно. По общему правилу, включение земельных участков в такой перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование.

Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденные приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372, предусматривают следующие критерии отбора земельный участков: транспортная доступность; удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в его определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, – иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципального образования, объективное отсутствие возможности у органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей, не освобождает органы местного самоуправления от обязанности по обеспечению соблюдения этих требований при реализации данных мер. При этом факты такого рода влекут обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местного бюджета надлежащее бюджетное регулирование. При этом конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, на основании постановления администрации МО ГО «Охинский» от 30.01.2015 № 42 «О предоставлении в собственность бесплатно гражданке ФИО1 земельного участка на территории муниципального образования городской округ «Охинский» для индивидуального жилищного строительства» ответчиком администрацией МО ГО «Охинский» из своих земель под индивидуальное жилищное строительство в собственность главы многодетной семьи – истца ФИО1 бесплатно передан земельный участок, расположенный по адресу: Сахалинская область <адрес> участок , кадастровый .

06.04.2015 произведена государственная регистрация права собственности истца ФИО1 на этот земельный участок.

При этом по состоянию на день разрешения настоящего спора судом (спустя более 6 лет) данный земельный участок действительно не обеспечен инженерной инфраструктурой применительно к условиям МО ГО «Охинский», а именно: отсутствуют системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры – систем электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения к этому земельному участку администрацией МО ГО «Охинский» надлежащим образом не организованы.

При таких обстоятельствах, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования Охинского городского прокурора в интересах ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации МО ГО «Охинский» в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка, расположенного по адресу: Сахалинская область <адрес> уч. 31/1, кадастровый , возложении на ответчика обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения к этому земельному участку.

Учитывая объем деятельности, подлежащей осуществлению ответчиком при выполнении спорной обязанности, объем потенциальных временных и финансовых затрат на ее осуществление, суд считает разумным и справедливым определить для исполнения ответчиком спорной обязанности заявленный стороной истца срок – до 31.08.2023. Именно данный срок суд полагает отвечающим требованиям соразмерности и пропорциональности, достаточным образом обеспечивающим баланс прав и законных интересов сторон спора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Охинского городского прокурора в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ «Охинский» о признании незаконным бездействия в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка, возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры– удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ «Охинский», выразившееся в необеспечении инженерной инфраструктурой земельного участка, расположенного по адресу: Сахалинская область <адрес> участок , кадастровый .

Возложить на администрацию муниципального образования городской округ «Охинский» обязанность в срок до 31 августа 2023 года организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения к земельному участку, расположенному по адресу: Сахалинская область <адрес> участок , кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд Сахалинской области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Л. Асмадярова

Копия верна: судья Е.Л. Асмадярова