ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-551/2021 от 18.11.2021 Почепского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-551/2021

УИД 32RS0023-01-2021-000952-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2021 года г. Почеп

Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Овчинниковой О. В., при секретаре Лосевой А. В.,

с участием представителя истца Военного прокурора Брянского гарнизона - помощника прокурора Почепского района Брянской области Николаева В. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Брянского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации в защиту интересов Российской Федерации о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, в котором просит суд обязать ответчика провести оснащение техническими средствами охраны следующие объекты войсковой части в соответствии с установленными требованиями в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище , хранилище (инв. ), хранилище (инв. ), хранилище (инв. ), хранилище , хранилище (инв. ), хранилище , хранилище , хранилище (инв.), хранилище , хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище (инв. ), хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище (инв. ), хранилище (инв. ), хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище , склад ракетно-артиллерийского вооружения (хранилище ), склад ракетно-артиллерийского вооружения (хранилище ), склад ракетно-артиллерийского вооружения (хранилище ), парк боевых машин (хранилище ) (инв. ), парк боевых машин (хранилище ) (инв. ), парк боевых машин (хранилище ), склад горюче-смазочных материалов (хранилище ), караульное помещение (здание ), здание КПП (здание ), здание КПП (здание ), здание КПП (здание ), пост «Боевое знамя полка», станция печати (работа с документами СГТ), строевая часть, склад топокарт, хранилище ЗАС, секретное делопроизводство, отдел кадров, аппаратная ЗАС, КХО дежурного по части, КХО 1 гсабатр, КХО 3 гсабатр, КХО 1 реабатр, КХО 2 реабатр, КХОбатрар, КХО 2 гсадн.

В обоснование иска военный прокурор указал, что военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической деятельности в части обеспечения исправности технических средств охраны войсковой части , которой установлено, что вышеуказанные объекты войсковой части не оборудованы техническими средствами охраны в соответствии с нормативными требованиями, что свидетельствует о непринятии органами венного управления действенных мер к организации хранения средств поражения в условиях, обеспечивающих их сохранность, что создает предпосылки к утрате оружия и боеприпасов, их хищению и порче, может привести к гибели военнослужащих, лиц гражданского персонала воинской части.

При этом, Министерство обороны РФ в силу Положения о Министерстве обороны РФ (утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, определяет порядок расходования выделенных Министерством обороны РФ денежных средств и условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил по финансированию подведомственных Министерству обороны РФ федеральных органов исполнительной власти. В число полномочий Минобороны России в соответствии с подпунктом 52 п. 7 Положения входит организация эксплуатации, модернизации и ремонта имущества в Вооруженных Силах РФ.

В соответствии с п.13 Руководства по оснащению объектов Вооруженных Сил РФ техническими средствами охраны и их применению, утвержденному приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ организация охраны военных объектов техническими средствами охраны включает в себя оснащение военных объектов техническими средствами охраны.

Согласно п. 18 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в Государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, хранение оружия в государственных военизированных организациях должно осуществляться только в специально оборудованных для этих целей помещениях, обеспечивающих сохранность, безопасность его хранения и исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц. Помещения для хранения оружия оборудуются техническими средствами охраны и пожарной безопасности.

В соответствие с п. 24 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ Требований к хранению боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, холодного оружия в зависимости от их предназначения, порядка ведения их учета, транспортирования и перевозки воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным транспортом под вооруженной охраной в Вооруженных Силах РФ, утверждённых приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ вне места хранения оружия и боеприпасов оборудуются ТСО, принятыми в установленном порядке на снабжение Вооруженных Сил, включающими в свой состав объектовые средства обнаружения, размещение и места установки которых должны обеспечивать надежное срабатывание ТСО при вскрытии мест хранения, повреждении стен, перекрытий, окон, дверей и проводки, а также действие звукового, светового сигналов при открытой двери.

Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных учреждений.

В судебном заседании представитель военного прокурора Брянского гарнизона помощник прокурора Почепского района Николаев В. В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в возражениях на требования военного прокурора просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, указав, что организация оснащения техническими средствами охраны имущественных объектов, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающей изменение данной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда или волеизъявления военного прокурора.

Представители третьих лиц - Департамента строительства Министерства обороны РФ и войсковой части , надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В возражениях на требования военного прокурора представитель Департамента строительства Министерства обороны РФ ФИО2 ссылалась на то, что требования военного прокурора не относятся к сфере деятельности Департамента, который не является самостоятельным юридическим лицом, не обладает правоспособностью юридического лица, в связи с чем, не может являться стороной в судебном разбирательстве.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что Военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической деятельности в части обеспечения исправности технических средств охраны войсковой части , в ходе которой установлено, что объекты войсковой части : хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище , хранилище (инв. ), хранилище (инв. ), хранилище (инв. ), хранилище , хранилище (инв. ), хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище , хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище (инв. ), хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище (инв. ), хранилище (инв. ), хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище , хранилище (инв. ), хранилище , склад ракетно-артиллерийского вооружения (хранилище ), склад ракетно-артиллерийского вооружения (хранилище ), склад ракетно-артиллерийского вооружения (хранилище ), парк боевых машин (хранилище ) (инв. ), парк боевых машин (хранилище ) (инв. ), парк боевых машин (хранилище ), склад горюче-смазочных материалов (хранилище ), караульное помещение (здание ), здание КПП (здание ), здание КПП (здание ), здание КПП (здание ), пост «Боевое знамя полка», станция печати (работа с документами СГТ), строевая часть, склад топокарт, хранилище ЗАС, секретное делопроизводство, отдел кадров, аппаратная ЗАС, КХО дежурного по части, КХО 1 гсабатр, КХО 3 гсабатр, КХО 1 реабатр, КХО 2 реабатр, КХО батрар, КХО 2 гсадн, не оборудованы техническими средствами охраны.

Согласно ответу начальника Брянского лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ территория войсковой части расположена в границах земельного участка с кадастровым номером На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок закреплён на праве постоянного бессрочного пользования за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России. Для строительства новых объектов ТСО или их замены на территории войсковой части необходимо подготовить проект освоения лесов, который будет в установленном порядке согласован. При этом данное обстоятельство не является препятствием для заключения государственного контракта на оснащение ТСО войсковой части .

Как следует из приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному учреждению Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для размещения военных организаций, учреждений и других объектов (для использования по назначению), с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: <адрес>. Участок находится примерно в <данные изъяты> м. от ориентира по направлению на север, Почтовый <адрес> прекращено право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен государственному казенному учреждению Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктами «д» и «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации находятся: федеральная государственная собственность и управление ею; оборона и безопасность.

Согласно положениям п. 12 ст. 1, ст. 26 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Минобороны России, являющегося органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее также - Вооруженные Силы), входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, воинские формирования, воинские подразделения, специальные формирования, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, иные органы и организации, в которых военнослужащие проходят (проходили) военную службу, военные сборы; имущество воинской части - недвижимое и движимое имущество, в том числе вооружение, военная и специальная техника, специальные средства, денежные средства (деньги), денежные документы, ценные бумаги, бланки документов строгой отчетности, другие материальные средства, являющиеся собственностью Российской Федерации и закрепленные за воинской частью (статья 2 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих").

Приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, (с изменениями, внесенными приказом от ДД.ММ.ГГГГ) было утверждено Руководство по организации оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и комплексами технических средств охраны (далее также - Руководство, утвержденное приказом ), которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ введено в действие Руководство по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Руководство, утвержденное приказом ).

Согласно названным руководствам технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил.

Пунктами 3, 4, 6, 7, 12 раздела I, пунктами 14, 15, 18, 23 раздела II Руководства, утвержденного приказом N 80, пунктами 10, 11 и 12 Руководства, утвержденного приказом N 335дсп, определено, что технические средства охраны (далее также - ТСО) применяются в целях повышения надежности охраны и обеспечения антитеррористической защищенности военных объектов, оптимизации состава и численности подразделений охраны военных объектов, обеспечения подразделений охраны информацией о состоянии военного объекта в объеме, необходимом для организации его защиты от нападения и других противоправных действий третьих лиц, сдерживания (затруднения) проникновения нарушителя на военный объект на время, необходимое для реагирования подразделения охраны, улучшения условий несения службы по охране военных объектов. Для оснащения постоянных (стационарных) военных объектов применяются комплексы технических средств охраны, а также технические средства охраны, используемые автономно (вне состава комплекса технических средств охраны).

Комплекс технических средств охраны включает в себя следующие типы (подсистемы) технических средств охраны: аппаратуру управления, сбора и обработки информации, периметровые средства обнаружения (изделия, предназначенные для выявления фактов пересечения границ охраняемого военного объекта), объектовые средства обнаружения, технические средства наблюдения, средства управления и контроля доступа, инженерные заграждения (металлические (или комбинированные), заграждения различной высоты (в том числе оборудованные армированной колючей лентой), предназначенные для пресечения (сдерживания) проникновения посторонних лиц на охраняемый военный объект, а также для обозначения границ охраняемого военного объекта на местности), систему охранного освещения, средства связи системы охраны, средства тревожно-вызывной сигнализации.

Военные объекты, в зависимости от особенностей расположения и организации охраны, могут оснащаться комплексами технических средств охраны без одной или нескольких типов (подсистем) технических средств охраны.

Организация охраны военных объектов техническими средствами охраны представляет собой целенаправленную деятельность должностных лиц, штабов и органов военного управления по оснащению подчиненных военных объектов техническими средствами охраны, организации их применения по назначению, своевременного технического обслуживания и ремонта.

Довольствие войск (сил) техническими средствами охраны осуществляется через систему органов военного управления, включающую в себя: Управление службы войск, главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), штабы родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части. Управление службы войск является довольствующим органом в Вооруженных Силах по номенклатуре "Технические средства охраны объектов I, II и III категорий".

Категорирование объектов производится в соответствии с требованиями Методики категорирования объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, оснащаемых техническими средствами охраны, комплексами технических средств охраны.

Категории объектам присваиваются приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей.

Главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части, осуществляют планирование мероприятий по оснащению военных объектов техническими средствами охраны и организации их ремонта, ведение перечня военных объектов, подлежащих оснащению техническими средствами охраны, издание приказов главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов (Северного флота), командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителей центральных органов военного управления, имеющих подчиненные воинские части, о присвоении военным объектам I, II, III категорий по оснащению техническими средствами охраны.

Исходя из указанных положений, Министерство обороны России не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, соответственно на него не может быть возложена обязанность провести оснащение техническими средствами охраны объекты войсковой части , поскольку оснащение ТСО военных объектов является прерогативой органов военного управления, которые в зависимости от находящихся на территории военного объекта предметов охраны присваивают ему категорию по оснащению ТСО.

Как следует из содержания искового заявления, обращение с настоящим иском в суд вызвано тем, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, в нарушение действующего законодательства не производит оснащение техническими средствами охраны объектов(имущества) войсковой части

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от ДД.ММ.ГГГГ определено, что Министерство обороны Российской Федерации является исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций

Таким образом, именно Министерство обороны Российской Федерации, согласно законодательству, является представителем собственника.

Поскольку Министерство обороны Российской Федерации является представителем собственника имущества, в отношении которого заместителем военного прокурора Брянского гарнизона подан иск, в удовлетворении требований к Министерству обороны надлежит отказать, в противном случае в одном лице совпадает истец и ответчик.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования заместителя военного прокурора Брянского гарнизона не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления заместителя военного прокурора Брянского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации в защиту интересов Российской Федерации о понуждении к совершению действий - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О. В. Овчинникова

Мотивированное решение составлено 25 ноября 2021 года.